ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Мастер-класс "Воспитание гуманистических и нравственных ориентиров через изучение рождественских рассказов Ф.М. Достоевского и А.И. Куприна"

Добавлено: 2018.12.12
Просмотров: 33

Феодориди Валентина Ивановна, преподаватель детской литературы

25-летию педагогического колледжа посвящается…

В условиях педагогического колледжа получила широкое распространение практика проведения мастер-классов, в рамках которых преподаватели имеют возможность представить свои авторские подходы к реализации учебно-воспитательного процесса. Данные мастер-классы заставляют каждого из нас обратиться к сущности преподаваемых дисциплин, провести рефлексию и увидеть те основания, которые определили целостный замысел и особенности организации профессиональной деятельности. Прежде чем представить собственное видение идеи и путей преподавания дисциплины “Детская литература” в педагогическом колледже в рамках конспекта мастер-класса на тему “Воспитание гуманистических и нравственных ориентиров через изучение рождественских рассказов Ф.М.Достоевского и А.И.Куприна”, считаем целесообразным привести собственные размышления по этому поводу.

Сейчас никого уже не нужно убеждать в том, что нравственный и эстетический потенциал литературы раскрывается только при вдумчивом восприятии произведений. В условиях стремительного изменения позиции подрастающего поколения от читателя, постигающего глубины литературных текстов в ходе их прочтения к формирующемуся зрителю кино- и телеэкранизаций, внимающих смысл с позиции вторых лиц – сценариста, режиссера или актера, становится актуальным разработка механизмов возрождения чтения как основы для познания духовных богатств культуры. Истоком для решения этой задачи, по нашему мнению, может стать изменение ориентиров в профессиональном педагогическом образовании. Студенты педагогического колледжа – будущие педагоги должны стать соучастниками напряженных нравственных исканий, заложенных в отечественную и мировую литературу и черпать из них основы воспитания нравственных, гуманистических ценностей. С учетом этого нами и определена идея изучения дисциплины в педагогическом колледже – приобщение студентов к нравственным и духовным поискам, актуализация формирования собственной профессиональной позиции в контексте осмысления представленных в литературе гуманистических ценностей.

Если окинуть взором все проблемы, которые ставят русские писатели XIX, XX веков в своих произведениях, можно увидеть, что они созвучны многим злободневным вопросам, стоящим перед нами сегодня. Как следствие, именно в них, в творчестве русских писателей можно найти ответы на них, отражающие гуманистический характер постижения жизни.

В частности, проанализировав педагогический потенциал рассказов Ф.М. Достоевского и Н.С. Лескова наши студенты понимают, что жизнь по законам добра заложена в самой природе человека, что любовь к людям, готовность помочь им – это нормальное состояние человеческой души, это значит жить, не обманув, не огорчив ближнего, это значит поступать согласно нравственным принципам. Особое место в понимании этого занимают рассказы Ф.М. Достоевского “Мальчик у Христа на елке”, А.И. Куприна “Чудесный доктор”, заложенные в школьной программе. События, отраженные в них, происходящие в ужасный мороз в огромном городе, накануне Рождества и могут затронуть каждого.

Мы убеждены в том, что произведения, затрагивающие проблему мира, где нет места сострадания и любви, где мучаются и плачут дети, а это, как сказали Ф.М.Достоевский и А.И.Куприн, признак неблагополучия в мире, несправедливого устройства жизни, и сегодня они не утратили своей актуальности. Испорченная “картина мира”, “картина детства” исказилась еще более. Статистика выдает страшные цифры: в нынешней России 2 миллиона беспризорных детей, тысячи малолетних преступников. Но никто всерьез не противостоит смертельной угрозе вырождения нашего народа. Чувства милосердия и сострадания, к сожалению, утрачиваются в наше время.

Достоевский считал, что эти чувства надо воспитывать с детства “как гражданин” ребенок начинается с сострадания, с жалости к слабому и угнетенному”. Поэтому в программе по дисциплине “Детская литература” в педагогическом колледже включена эта тема. Будущие преподаватели литературы должны серьезно поразмышлять над вечными вопросами жизни, смерти, над судьбами детей, а слезы сострадания, вызванные чтением, помогут, на наш взгляд, понять и передать ученикам, что чувства сострадания, желания помочь другому в трудную минуту жизни должно стать естественным для каждого человека. Понять глубинную суть рассказов Ф.М.Достоевского и А.И.Куприна невозможно без осознания их жанрового своеобразия, поэтому это направление и заявлено нами как обучающая задача в рамках работы с рождественскими рассказами в ходе мастер-класса. Его воспитательная задача: воспитание гуманистических и нравственных ориентиров будущих педагогов.

Ход мастер-класса

Вступительное слово преподавателя о рождественских рассказах.

Рождественский рассказ был заметным явлением русской городской культуры. Это факт был обоснован во многих современных исследованиях и неоднократно привлекал внимание ученых.

С 1881 по 1906 г. в журнале “Детский отдых” было опубликовано 27 рождественских рассказов, как полагалось по одному в год, в канун Рождества. Это повествование о каком-либо событии, приуроченном к празднику. Каждый год 25 декабря для верующих повторяется великое чудо – Рождество Христово, ознаменовано таинственной звездой. Это Вифлеемское чудо и является смысловым ядром рождественского рассказа, которые напоминают читателям о заповедях Христа.

(Вместе со студентами называем и определяем их нравственную суть).

Далее идет работа по рассказу Ф.М.Достоевского “Мальчик у Христа на елке”.

Студенты говорят, что этот рассказ достаточно точно иллюстрирует христианскую заповедь, но мораль не высказывается, чтобы читатель самостоятельно сделал вывод, осмыслил поступки героев и ответил на вопрос “Каким должен быть человек?”.

Затем студенты определяют особенности этого рассказа.

  • По какому признаку построен рассказ;
  • Чем характеризуется пространство и время в рассказе Достоевского (два пространства – доброе и злое - доказываем);
  • О чем мечтает мальчик;
  • И какова реальность;
  • Что же случилось с мальчиком?
  • Какой вывод можно сделать?
  • Кто же проявил милосердие?

Достоевский в рассказе описывает видение – явление Христа мальчику.

(Обсуждаем эпизод: мальчик на елке).

Студенты делают вывод, что фантастическое не смягчает трагизм ситуации, более того, писатель усугубляет ощущение трагичности. Писатель напоминает, что легко обидеть обиженного судьбой человека, что очень просто не заметить боли, горя. Но потом как жить?

Подойдя к одному из главных вопросов занятия, студенты рассуждают “Каким должно быть человеку?”

Работа по рассказу А.И. Куприна “Чудесный доктор” проходит в следующем ключе.

Студенты определяют сходство с рассказом Достоевского и приходят к выводу: события происходят в канун Рождества, что главному событию, как и рассказе Достоевского, предшествует описание подготовки к празднику равнодушного и безразличного к страданиям детей города. Никто, кажется, не может помочь семье Мерцаловых. Но происходит чудо, и это чудо не только сострадание, но и действенная помощь старика “Незнакомца” - доктора. Счастливая развязка рассказов.

Затем определяются жанровые признаки рождественских рассказов:

  1. Приуроченность событий к рождественским праздникам.
  2. Описание чудесных событий, которые предопределяют душевное прозрение или перерождение героя.
  3. Счастливая развязка.
  4. Ведущий мотив рождественских рассказов – милосердие и сочувствие к ребенку.
  5. Строгое разделение добра и зла.

Вывод: писатели, адресующие свои произведения детям , стремились прежде всего вызвать у читателя чувство сопереживания, сострадания, сочувствия, им было очень важно, что бы у ребенка “о ком-нибудь болело сердце”.

Рефлексия в форме синквейна:

Студентам предлагается выразить свое отношение к изученным произведениям по следующему алгоритму:

  1. Существительное, обозначающее образ рассказов;
  2. 2 прилагательных – впечатления от рассказа;
  3. 3 глагола – характеризующие ваше состояние после прочтения рассказов;
  4. 1 предложение – как вывод из всего услышанного.

По итогам рефлексии – представление наработок, подготовленных в ходе синквейна.