ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Комплексный анализ текста миниатюры В.Г. Короленко "Огоньки"

Добавлено: 2018.12.08
Просмотров: 27

Бойченко Эмилия Владимировна, преподаватель русского языка и литературы

Цели: формирование умений и навыков комплексного анализа текста, активизация речи студентов, побуждение их к творческой исследовательской работе над текстом.

Оборудование: словари, рисунки  студентов.

Предварительное задание: нарисовать рисунки,  выписать из словаря лексическое значение слова огоньки.

ХОД УРОКА

Учитель: Наша задача сегодня – продолжить работу по формированию умений и навыков комплексного анализа текста.

Прослушайте известный вам текст, вспомните, как он называется и кто его автор.

Выразительное чтение текста преподавателем.

1. О чём размышляет автор?

2. А теперь сами ещё раз перечитайте этот текст. Определите и запишите тему и основную мысль произведения.

Запись в тетрадях:

Этот текст о трудном пути человека к достижению цели.

Главная мысль заключена в последнем предложении «Но всё-таки… всё-таки впереди – огни!»

3. Что помогло нам определить тему и основную мысль? (Ключевые слова)

4. Найдите и выпишите ключевые слова, которые отражают тему текста.

Запись в тетрадях:

Определить тему текста нам помогли ключевые слова огонь и огоньки, символизирующие цель жизни человека.

5. Обратимся к «Толковому словарю» С.И.Ожегова. Я просила вас выписать лексическое значение слова огоньки.

Слово огонёк многозначное.

  1. Свет от осветительных приборов.
  2. Перен. Увлечение, задор (разг.). Работать с огоньком.
  3. Перен. Цель, к которой стремится человек.

6. Цель наших занятий в этом году – подготовиться к ЕГЭ.

Для того, чтобы определить тип речи данного текста, обратимся к тестам. (Приложение 1)

Задание № 1

7. Итак, это текст смешанного типа: рассуждение с элементами повествования. Вспомним композицию рассуждения.

  1. Тезис.
  2. Аргументы.
  3. Вывод.

Запись в тетрадях:

Это смешанный тип речи, ведущую роль в нём играет один из основных типов. Основной тип речи текста - рассуждение, в котором в качестве аргументов используется повествовательный эпизод.

8. Вновь обратимся к тестам. Я попрошу вас определить стиль нашего текста (Приложение 1).

Задание № 2

9. Почему текст относится к художественному стилю речи?

Запись в тетрадях:

Этот текст относится к художественному стилю речи, так как в нём используется образность: рисуется образ природы и образ огоньков.

10. А вот какие образы увидели ваши товарищи  в этом произведении (Приложение 2).

Показ рисунков.

11. Соответствуют ли эти рисунки вашему воображению, отражают ли они стиль текста?

12. Для того  чтобы доказать, что этот текст именно художественного стиля, поработаем по группам.

1 группа  анализирует лексику текста,

2 группа – морфологию,

3 группа – синтаксис.

1 группа. Иносказательный смысл всего содержания текста и задача воздействия на читателя реализуются в тексте путём олицетворения. Здесь огоньки стоят, выступают из тьмы, побеждают тьму…

13. Можно ли утверждать, произведение построено по принципу антитезы. Докажите это.

Запись в тетрадях:

Это произведение построено по принципу антитезы, так как в каждом из абзацев употребляются антонимы близко – далеко, что символизирует нашу жизнь.

14. Обратимся к тестам (Приложение 1).

Задание № 3

Запись в тетрадях:

В тексте широко используется разговорная лексика («Далече!», «вот- вот», «налегать на вёсла») и обороты ,свойственные устной речи.

15. Какие ещё стилистические фигуры использует автор в тексте? (Приложение 1)

Задание № 4

2 группа. Обратите внимание на морфологические особенности текста. Какие части речи здесь чаще всего употребляются?

Запись в тетрадях:

Наиболее часто в этом тексте употребляются существительные, глаголы и наречия. Существительные употребляются в конкретном значении. Наречия передают состояние предмета, глаголы – его действия.

Предмет – действие - состояние.

Особая роль в этом тексте принадлежит глаголам. Они, обозначая последовательность событий, помогают развёртыванию повествования.

3 группа.

Запись в тетрадях:

К специфическим средствам воздействия на читателя относится использование предложений с однородными членами. Именно они

создают эмоциональный характер всего текста («Мелькнул ярко, сильно….», «Свойство этих ночных огней ….»).Употребление однородных членов без союзов ,а особенно с повторяющимся союзом  и создаёт необыкновенную плавность и даже ритмичность всему целому , превращая его в  поэтическое произведение. Предложения в основном простые по структуре. Образность создаётся за счёт осложнения простых предложений деепричастными оборотами («..огонёк стоял, выступая вперёд»; «…приближаться, побеждая тьму,,»); уточняющими оборотами («…на повороте реки, впереди…»); однородными членами; вводными словами («кажется», «..действительно..»); сравнением («…чёрными, как чернила»). Среди сложных предложений преобладают сложносочинённые с союзом а («…а огонёк всё стоял…», «…а огни ещё далеко…»), а также бессоюзные , вносящие оттенок разговорного стиля благодаря отсутствию союза («Я не поверил: огонёк так и стоял…», «Но гребец был прав: оказалось, действительно, далеко.»). Оттенок разговорного стиля, непринуждённого общения с читателем подчёркивается также введением прямой речи и употреблением неполных предложений («Далече!» , «Но всё-таки…всё-таки..»).

16. От какого лица излагается содержание текста?

Запись в тетрадях:

Всё содержание текста излагается от 1-го лица ( я, мы , мне), что создаёт единство произведения , а при переходе ко 2–й части автор употребляет безличное предложение, которое выражает более общие мысли («И опять приходится налегать на вёсла»).

17. Какой связью связаны в тексте предложения и абзацы?

Запись в тетрадях:

Предложения и абзацы связаны, как правило, цепной связью, что создаёт плавность.

18. Какие правила орфографии и пунктуации можно увидеть в тексте?

Орфограммы

Запись в тетрадях:

  1. Безударные гласные («оказалось», «далеко»).
  2. Правописание – тся и – ться в глаголах («вспоминается», «приходится»).
  3. Правописание приставок («бесконечно»), пре- и при- («приближаться», «приходится»).
  4. НЕ с разными частями речи («не поверил», «неопределённый»).
  5. Правописание наречий («как-то», «впереди», «позади»).

Вывод преподавателя

Мы с вами проанализировали очень красивое, мелодичное и содержательное произведение В.Г.Короленко «Огоньки».

Несмотря на то, что оно было написано в 1900 году, произведение

и сейчас актуально.

Мне бы хотелось закончить наш урок словами самого Владимира Галактионовича: ”За теми горами, которые теперь загораживают нашу дорогу, есть и тюрьмы, и опять горы, и вообще – трудный, бесконечный путь. Я только верю, что впереди будет всё светлее, что стремиться и достигать стоит…».

Домашнее задание: сочинение-миниатюра «Мой огонёк».

К уроку прилагается текст.