ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Конспект игрового урока по русскому языку в 6-м классе "Путешествие в Лингвинию"

Добавлено: 2018.09.29
Просмотров: 8

Романова Наталья Юрьевна, заместитель директора, учитель русского языка и литературы

Цели урока:

  • обобщающее повторение темы “Имя существительное;

  • формирование языковой компетенции учащихся;

  • развитие коммуникативной компетенции учащихся;

  • привитие интереса к русскому языку.

Ход урока

1. Организационный момент.

Слово учителя: Ребята, сегодня мы с вами совершим необычное путешествие во вселенную Знаний, на планету Лингвиния.

Лингва – от греческого слова – “язык”. Прекрасна планета Лингвиния, жители Лингвинии – звуки, слова, предложения. На обширном материке Морфология находятся княжества Части речи, большие и маленькие, но все они живут очень дружно и не могут существовать друг без друга, это сложная и упорядоченная система.

Но что я слышу? Какие-то странные позывные, и я уверена, что ничего хорошего они не предвещают!

Так и есть, получено экстренное сообщение из княжества Имя Существительное: “Жители планеты Земля! Планета Лингвиния в опасности! На княжество напали злобные вирусы! Нашей планете грозит гибель! Только ваши знания помогут победить наших врагов! Следуйте инструкции! Мы надеемся на вашу помощь!”.

Да, ребята, непростая ситуация! Придется выручать жителей княжества Имя Существительное. У вас на столах разложены инструкции с различными заданиями. Надеюсь, что ваши знания, которые вы получили на уроках по теме “Имя существительное”, помогут одолеть врагов. Итак, в путь!

2. Задание 1. “Блиц-игра”. Правильные ответы на вопросы дадут Вам возможность получить пропуск на волшебный звездолет.

– Что обозначает имя существительное?

– На какие вопросы отвечают одушевленные существительные?

– Изменяются ли существительные по родам?

– Что такое собственные существительные?

– Как изменяется большинство существительных?

– Сколько падежей в русском языке?

– Может ли существительное быть сказуемым?

– Может ли существительное спрягаться?

– Бывают ли существительные общего рода?

Слово учителя: Молодцы, ребята, вы все готовы к опасному путешествию. Добро пожаловать на борт волшебного звездолета! В путь! Но коварные вирусы успели заблокировать бортовой компьютер.

Давайте посмотрим задание №2 в нашей инструкции.

Задание 2. Прочитайте текст послания. У существительных выделите окончание, определите склонение, в каком падеже употреблено существительное. Давайте вспомним, как определить склонение?

“Жители планеты Земля! Планета Лингвиния в опасности На княжество напали злобные вирусы! Нашей планете грозит гибель! Только ваши знания помогут победить наших врагов! Следуйте инструкции! Мы надеемся на вашу помощь”.

Слово учителя: Мы успешно разблокировали компьютерную систему. Взлетаем!

Внимание, впереди астероиды, посланные вирусами! Мы должны выполнить

следующее задание, чтобы избежать столкновения.

Задание 3. Вспомните, какие существительные называются разносклоняемыми. Вставьте в стихотворение Аркадия Хайта необходимые по смыслу разносклоняемые существительные. Какое разносклоняемое существительное не использовал автор в этом стихотворении?

В стародавнее древнее (время)
В шалашах без окон и дверей
Жило-было лохматое (племя)
Первобытных людей-дикарей.
Они не знали, для чего корове (вымя),
Как написать свою фамилию и (имя),
Зачем на лошадь надевать седло и (стремя):
Необразованное было это (племя).
Трудно было им жить в эти годы,
Угнетало их (бремя) забот,
И страдали они от погоды
Без плащей, без зонтов и без бот.
Никто не знал, как развевает ветер (знамя),
Что кислород всегда поддерживает (пламя),
Над тем, как в булку превратить простое (семя),
С утра до вечера они чесали (темя)…

Слово учителя: Молодцы! Мы успешно преодолели зону астероидов, но нам необходимо пополнить запасы топлива, для этого выполним задание № 4.

Задание 4. Перед вами еще одно стихотворение Аркадия Хайта. Прочитайте его, исправьте грамматические ошибки. Как называются существительные, при употреблении которых автор намеренно допустил ошибки. Расскажите об этих существительных.

Как-то рано поутру
С другом сели мы в метру
И поехали в метре
Фильм смотреть о кенгуре.
Вот сидим мы с ним в кине
Без пальта и без кашне,
А вернее, я и ты
Без кашна и без пальты.
Любит кины детвора,
Если в кинах кенгура.

Слово учителя: Нелегким был наш путь, и вот мы приземлились на планету Лингвиния. Напуганные страшными грамматическими вирусами жители княжества спрятались в тайных подземельях, везде царил хаос. Предводитель вирусов Ошибкинс торжествовал, пока не узнал о нашем прибытии.

Нам предстоит сразиться в интеллектуальной битве с этим злодеем. Вот какие ребусы нам предложил коварный Ошибкинс.

Задание 5. Отгадайте ребусы, запишите слова, найдите лишнее слово в ряду. Объясните свой выбор.

Задание 6. Ребята, ответьте на задания хитрого Ошибкинса и запишите в скобках ответы. Помните, что ответами являются существительные, имеющие только форму множественного числа. Давайте вспомним особенности этой группы существительных.

  • 24 часа (Сутки)
  • Мелкие частицы материала, остающиеся после обработки его пилой, напильником. (Опилки)
  • Синоним слова “салазки”. (Санки)
  • Вид топлива. (Дрова)
  • Грибки, вызывающие брожение. (Дрожжи)
  • Прибор для определения веса. (Весы)
  • Сооружение, на котором любят кататься дети. (Качели)
  • Столица Греции. (Афины)

Задание 7. Прочитай слова, соблюдая правильное ударение.

Случай, изобретение, молодёжь, гражданство, ходатайство, средства, добыча, центнер, портфель, партер, приговор, договор, документ, инструмент.

Слово учителя: Правильно расставленные ударения, похожие на волшебный меч, пронзили коварное сердце злого Ошибкинса, и произошло чудо: не сумел злодей противостоять интеллекту наших учеников, с позором удалился на задворки Лингвинии.

Жители княжества покинули мрачные подземелья и устроили пир на весь мир в честь победителей!

Вывод: Сегодня на уроке, сражаясь за свободу княжества Имя Существительное, мы еще раз осознали значимость этой части речи, вспомнили некоторые грамматические и стилистические особенности употребления существительных, проверили, насколько успешно вы усвоили материал по данной теме.

Закончить наш урок я хотела бы словами писателя Константина Федина: “Существительное – король на шахматной доске языка. Нет короля – не может быть никакой игры”.

Домашнее задание: придумать и оформить лингвистическую сказку об имени существительном.

Литература

  1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: книга для учащихся / под ред. Л.П.Крысина. – М.: Просвещение, 1995.
  2. Волина В.В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995.
  3. Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности: для 6 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2006.
  4. На берегах Лингвинии: Занимат. задачник по русскому языку/ Л.Д.Чеснокова, С.Г.Букаренко, Л.Л.Дроботова; под ред. Л.Д.Чесноковой. – М.: Просвещение, 1996.
  5. Семушкина Л.Н. Культура русской устной речи: словарь-справочник. – М.: Айрис-пресс, 2006.