Преподавание литературы Подведение итогов изученного раздела "Я и мое детство". 7-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2024.12.25 Просмотров: 15 Вытовтова Людмила Петровна, учитель русского языка и литературы Введение. Данный урок способствует расширению читательского опыта и кругозора учащихся, что является одним из основных принципов образовательной системы Школа 2100. Посредством литературы формируется понимание что есть добро, что есть зло, что такое гуманизм и бесчеловечность, и как влияют поступки каждого из нас на судьбу других людей, какова должна быть позиция человека по отношению ко всему человечеству. Изучение литературы развивает самоанализ личности, воспитывает в нем толерантность. Цель: обобщение и систематизация полученных знаний. Задачи:
Тип урока: зачет, урок обобщения и закрепления изученного. Форма работы: индивидуальная, в парах, групповая. Место работы в учебном плане: заключительный, зачетный урок «Я и мое детство». Подготовительная работа. Изучение биографии писателей данного раздела, помогающее лучше понять их творческую личность. Внимательное прочтение дневниковых записей, где автор размышляет над проблемами становления личности,а также чтение прозаических и стихотворных текстов данного раздела, изучение теоретико-литературоведческих и лингвистических понятий. Оборудование урока:
Актуальность урока. Подбор заданий урока – зачета стимулирует самостоятельную мысль, дает возможность выразить свое отношение к поднимаемым в произведении проблемам, выявить уровень сформированности у учащихся основных учебных умений, соответствующих ряду важнейших предметных компетенций – читательских, литературоведческих и речевых. Ход урока I. Организационный момент. По усмотрению учителя, учитывая особенности учащихся, можно предложить работать индивидуально, в парах или в группах. Обучающимся предлагаются 3 варианта зачетной работы, которую они выполняют в течение урока. По окончании проверки работа анализируется. Вариант №1. Задание №1. Из биографии каких писателей взяты следующие факты:
Задание №2. Укажите автора и название стихотворения.
Задание №3. Распределить данные имена по категориям, которые указаны ниже. Герцен, Николенька, Есенин, Александр 1, Карл Иваныч, Цветаева, Толстой, Николай 1, Элен Бернс, Наталья Савишна, Шарлота Бронте, Сережа Ивин, Иленька Грап, Тарковский, Горький, Лексей, Джен Эйр, мистер Брокльхерст, Цыганок, Бонапарт, Бунин, К. Симонов. 1 Писатель, 2 Поэт, 3 Литературный герой, 4 Политический деятель. Задание №4. Что объединяет эти строчки из стихотворений разных авторов. Автора и название стихотворения указать.
Задание №5. Выбери нужный вариант:
Задание №6. Из какого произведения взят этот персонаж? Какую роль в становлении главного героя он сыграл?
Задание №7. В связи с какими писателями вы употребляли данное понятие?
Задание №8. Из какого произведения взят этот отрывок ? Назовите автора. Какую роль играет эта сцена? «Наступила пауза, во время которой я почувствовала, что мне уже удается сдержать дрожь, сотрясавшую все мои члены: ведь так или иначе суда не избежать, а испытание нужно вынести с твердостью. - Дорогие дети! – продолжал с пафосом проповедник. - Это печальный, это горестный случай! Но мой долг предупредить вас, ибо девочка, которая могла бы быть одной из смиренных овец Господних, на самом деле – отверженная, это не член верного стада, она втерлась в него. Она – враг. Берегитесь ее, остерегайтесь следовать ее примеру; если нужно – избегайте ее общества, исключите ее из ваших игр, держитесь от нее подальше. А вы, наставницы, следите за ней: наблюдайте за каждым ее движением, взвешивайте каждое слово, расследуйте каждый поступок, наказывайте плоть, чтобы спасти душу, - если только спасение возможно, ибо это дитя (мой язык едва мне повинуется), этот ребенок, родившийся в христианской стране, хуже любой маленькой язычницы, которая молится Браме и стоит на коленях перед Джаганатом… Эта девочка лгунья!» Вариант №2. Задание №1. Из биографии каких писателей взяты следующие факты?
Задание №2. Укажите автора и название стихотворения.
Задание №3. Распределить данные имена по категориям, которые указаны ниже. Герцен, Николенька, Есенин, Александр 1, Карл Иваныч, Цветаева, Толстой, Николай 1, Элен Бернс, Наталья Савишна, Шарлота Бронте, Сережа Ивин, Иленька Грап, Тарковский, Горький, Лексей, Джен Эйр, мистер Брокльхерст, Цыганок, Бонапарт, Бунин, К. Симонов. 1 Писатель, 2 Поэт, 3 Литературный герой, 4 Политический деятель. Задание №4. Что объединяет эти строчки из стихотворений разных авторов? Автора и название стихотворения указать.
Задание №5. Выбери нужный вариант:
Задание №6. Из какого произведения взят этот персонаж? Какую роль в становлении главного героя он сыграл?
Задание №7. Объяснить данное понятие. В связи с какими писателями вы употребляли данное понятие?
Задание №8. Из какого произведения взят этот отрывок? Назовите автора. Какую роль играет эта сцена? «Победу Николая над пятью торжествовали в Москве молебствием. Середь Кремля митрополит Филарет благодарил Бога за убийства. Вся царская фамилия молилась, около нее сенат, министры, а кругом на огромном пространстве стояли густые массы гвардии, коленопреклоненные, без кивера, и тоже молились, пушки гремели с высот Кремля. Никогда виселицы не имели такого торжества. Николай понял важность победы! Мальчиком четырнадцати лет, потерянным в толпе, я был на этом молебствии, и тут, перед алтарем, оскверненным кровавой молитвой, я клялся отомстить казненных и обрекал себя на борьбу с этим троном, с этим алтарем, с этими пушками. Я не отомстил, гвардия и трон, алтарь и пушки – все осталось; но через тридцать лет я стою под тем же знаменем, которого не покидал ни разу». Вариант №3. Задание №1. Из биографии каких писателей взяты следующие факты?
Задание №2. Укажите автора и название стихотворения:
Задание №3. Распределить данные имена по категориям, которые указаны ниже. Герцен, Николенька, Есенин, Александр 1, Карл Иваныч, Цветаева, Толстой, Николай 1, Элен Бернс, Наталья Савишна, Шарлота Бронте, Сережа Ивин, Иленька Грап, Тарковский, Горький, Лексей, Джен Эйр, мистер Брокльхерст, Цыганок, Бонапарт, Бунин, К. Симонов. 1 Писатель, 2 Поэт, 3 Литературный герой, 4 Политический деятель. Задание №4. Что объединяет эти строчки из стихотворений разных авторов? Автора и название стихотворения указать.
Задание №5. Выбери нужный вариант:
Задание №6. Из какого произведения взят этот персонаж? Какую роль в становлении главного героя он сыграл?
Задание №7. Объяснить данное понятие. В связи с какими писателями вы употребляли данное понятие?
Задание №8. Из какого произведения взят этот отрывок? Назовите автора. Какую роль играет эта сцена? «Бабушка кинулась ко мне и схватила меня на руки, закричав: - Лексея не дам! Не дам, изверг! Она стала бить ногою в дверь, призывая: - Варя, Варвара!.. Дед бросился к ней, сшиб ее с ног, выхватил меня и понес к лавке. Я бился в руках у него, дергал рыжую бороду, укусил ему палец. Он орал, тискал меня и наконец бросил на лавку, разбив мне лицо. Помню дикий его крик: - Привязывай! Убью!.. Помню белое лицо матери и ее огромные глаза. Она бегала вдоль лавки и хрипела: - Папаша, не надо!.. Отдайте… Дед засек меня до потери сознания, и несколько дней я хворал, валяясь вверх спиною на широкой жаркой постели в маленькой комнате с одним окном и красной, неугасимой лампадой в углу перед киотом со множеством икон. Дни нездоровья были для меня большими днями жизни. В течение их я, должно быть, сильно вырос и почувствовал что-то особенное. С тех пор у меня явилось беспокойное внимание к людям, и, точно мне содрали кожу с сердца, оно стало невыносимо чутким ко всякой обиде и боли, своей и чужой». II. Подведение итогов: выводы по уроку, рефлексия. Материалы для учителя:
Список литературы для учащихся:
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |