Преподавание литературы Урок литературы в 10-м классе на тему "Индивидуалистический бунт Родиона Раскольникова" (По роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание")Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2025.07.07 Просмотров: 3 Баклан Светлана Леонидовна, учитель русского языка и литературы Цели: 1.Проследить изображение автором зарождения и развития теории Раскольникова, мотивы убийства. Подвести учащихся к заключению о том, что главный герой романа - преступник не столько в уголовном, сколько в философском плане. 2.Способствовать правильному пониманию учащимися идеи романа, опасности индивидуализма. 3.Воспитывать нравственные качества учащихся: доброту, отзывчивость, сострадание, любовь к ближним… Оборудование: портрет Ф.М.Достоевского, иллюстрации к роману “Преступление и наказание”. Эпиграф: Человек не имеет права замыкаться в себе, жить лишь для себя. Человек не имеет права проходить мимо несчастья, царящего в мире. Человек ответственен не только за свои поступки, но и за все зло, свершившееся в мире. Взаимная ответственность каждого перед всеми и всех перед каждым. Веру, истину и смысл жизни, понимание “вечных” вопросов бытия каждый человек ищет и находит, если руководствуется при этом собственной совестью. Из индивидуальных вер складывается общая вера, идеал общества, времени! А безверие становится причиною всех бед и преступлений, совершающихся в мире. Ход урока. 1.Словарная работа. Что обозначает слово “индивидуалистический”? Чтобы легче было дать толкование этому слову, подберем однокоренные – индивидуалист, индивидуализм. Что обозначают эти слова? Кого мы называем индивидуалистом? Индивидуалист – человек, ставящий личные интересы выше интересов общества. Значит, индивидуализм – это стремление к выражению своей личности, своей индивидуальности в противопоставлении себя коллективу. Какое это качество – положительное или отрицательное – в человеке? Почему? 2. Анализируем прочитанное. Сегодня мы продолжим разговор о романе Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”. Тема нашего урока: “Индивидуалистический бунт Родиона Раскольникова”. Цель урока – проследить, как автор изображает зарождение и развитие теории Раскольникова, выявить мотивы убийства, понять, почему же Родион Раскольников совершил это страшное преступление. 1. Давайте вспомним, кто же такой Родион Раскольников? Что мы узнаем о нем буквально с первых же страниц романа? Дома я просила вас подумать, случайно ли Достоевский дает своему герою имя Раскольников Родион Романович. 2. Раскольниками в старину называли тех, кто вносил разлад в какую-либо организацию. То есть фамилия подчеркивает бунтарское начало, столь свойственное герою. Многие почитатели Достоевского размышляли над этим. Один из исследователей творчества – С.Белов – дал такое толкование имени героя - раскол родины Романовых. 3. Слово учителя. Под вечер жарчайшего июльского дня, незадолго до захода солнца, уже бросающего свои косые лучи, из жалкой каморки “под самой кровлей высокого пятиэтажного дома” выходит в тяжкой тоске бывший студент Родион Раскольников. Так начинается роман Достоевского. И с этого момента, не давая себе передышки, без мгновения покоя и отдыха – в исступлении, в глубокой задумчивости, в страстной и безграничной ненависти, в бреду – мечется по петербуржским улицам, останавливается на мостах, над темными холодными водами канала, поднимается по вонючим лестницам, заходит в грязные распивочные герой Достоевского. И даже во сне, прерывающем это “вечное движенье”, продолжается лихорадочная жизнь Раскольникова, принимая уже формы и вовсе фантастические. “Давным-давно, как зародилась в нем эта теперешняя тоска, нарастала, накоплялась и в последнее время созрела и концентрировалась, приняв форму ужасного, дикого и фантастического вопроса, который замучил его сердце и ум, неотразимо требуя разрешения” - во что бы то ни стало, любой ценой, “ужасный, дикий и фантастический вопрос” гонит и ведет героя Достоевского. 4. Какой же вопрос замучил, истерзал Раскольникова? “Тварь я дрожащая или право имею?” И эти слова мы возьмем сегодня эпиграфом к нашему уроку. 5. Где зарождается теория Раскольникова? Под нищенским потолком нищенской конуры в уме голодного человека родилась чудовищная теория. Внимательно прослеживает писатель её зарождение. 6. О чём упорно думает Раскольников? Он думает о бедах несправедливо устроенного общества. Как же избавить людей от страданий? Значит, Раскольников – человек, остро воспринимающий чужую боль. Докажите это. 7. К какой мысли он приходит? Как делит человечество? Человечество делится на 2 разряда: на людей обыкновенных, составляющих большинство и вынужденных подчиняться силе, и на людей необыкновенных, таких, например, как Наполеон, которые навязывают большинству свою волю, не останавливаясь, если потребуется, и перед преступлением. Как узнаем мы об этом? Зачитать: “Кто крепок и силён умом и духом, тот над ними и властелин! Кто много посмеет, тот у них и прав. Кто на большее может посягнуть, тот у них и законодатель… Так доселе велось и так будет всегда!” - утверждал Раскольников. 8. Что хочет доказать себе и окружающим Раскольников? Он хочет доказать себе и окружающим, что он не дрожащая тварь, а прирожденный “властелин судьбы”. 9. Что отвечает Раскольников на вопрос Сони, что же делать, чтобы спасти страдающих и обездоленных? Раскольников гордо отвечает: “Что делать? Сломать, что надо, раз навсегда, да и только: и страдание взять на себя! Свобода и власть, а главное – власть! Надо всею дрожащею тварью и над всем муравейником! Вот цель!” 10. Какая идея зарождается в мозгу Раскольникова? Убить злую, никому не нужную старушонку, жизнь которой на общих весах значит “не более, как жизнь вши”, а деньги её употребить во благо. 11. Значит, Раскольников идет на преступление ради денег? Нет, не ради денег, для проверки своей теории идет он на чудовищный эксперимент – преступление. 12. Давайте попробуем выделить причины преступления. В третьем абзаце автор раскрывает 2 причины преступления: 1). “Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся даже всякой встречи…” С чем связано такое состояние? – с психикой. Значит, одна из причин – психологическая. 2). Читаем дальше: “ он был задавлен бедностью…” какова вторая причина? Социальная. 3). Но какова главная причина преступления? На протяжении 6 глав первой части романа в душе Раскольникова идет борьба. Между чем? Между чувствами, совестью, природой человека и его умом, идеей, теорией. В этой мучительной внутренней борьбе героя и проявляется одна из главных причин преступления – нравственная. 13. В чем причина неразрешимого, трагического конфликта героя с этим миром? Найдите в тексте 1 главы ключевое слово, характеризующее мир, в котором живет главный герой, слово, объясняющее эту страшную теорию, возникшую в мозгу Раскольникова? Таким словом будет “безобразный”. Что безобразного в этом мире? Безобразен Петербург с его улицами, страшной летней жарой, духотой, вонью из распивочных, безобразны пьяные люди, безобразна старуха-процентщица. Все это безобразие отталкивает от себя умного, гордого, красивого Раскольникова и вызывает в его душе безобразные чувства. Из этих чувств и рождается безобразная мечта. 14. Как вы понимаете это словосочетание? Мечта – сделать людей счастливыми, стремление к добру. Безобразная – чувство безграничного отвращения к тому, что он задумал. Итак, в мозгу больного, голодного, доведенного до страшной нищеты человека зарождается чудовищная мысль: убить старуху, взять ее деньги, обреченные в монастырь, не для себя, для погибающих от голода и порока, и будет восстановлена справедливость. Но пока это только идея. 15. А какие же обстоятельства подтолкнут Раскольникова на совершение преступления? 1). Знакомство с Мармеладовым, историей его жизни. Что же особенно возмутило Раскольникова в этой истории? 2). Письмо матери. 3). Встреча с обесчещенной девочкой на Конногвардейском бульваре. 4). Подслушанный разговор офицера со студентом. Чьи мысли услышал Раскольников в их разговоре? 16. Почему же бунт Раскольникова именно индивидуалистический? Он решает, что можно в одиночку проложить путь к всеобщему счастью, так как убежден, что “воля и разум сильной личности может осчастливить толпу”, что во имя великой идеи, во имя справедливости, кровь по совести может быть оправдана, разрешена, необходима. 17. Итак, Раскольников убивает старуху-процентщицу и ее сестру. Имел ли он право совершить это преступление? Обратимся к эпиграфу… 18. Как правильно будет назвать Раскольникова – уголовным преступником или преступником в философском плане? Справедливо ли его деление людей на обыкновенных и необыкновенных? 19. Скажите мне, что же спасет наш мир, все человечество от бед, насилия, преступлений, войн, страшных болезней… Вера в добро, справедливость, любовь к ближним, милосердие… 3. Домашнее задание: 1). Записать в тетради причины преступления Раскольникова и обстоятельства, подтолкнувшие его на совершение преступления. 2). Подумать, почему теория Раскольникова потерпела крушение. А теперь я бы хотела, чтобы вы записали слова, взятые в эпиграф урока, и всегда помнили их, пусть они будут вашей путеводной звездой в жизни. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |