Преподавание русского языка
Путешествие в страну Глаголию (роль глаголов в тексте). 6-й класс
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2024.12.08
Просмотров: 3
Ирисова Людмила Петровна, учитель русского языка и литературы Презентации к уроку Загрузить презентацию (3,69 МБ) Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию. Цели: - показать учащимся роль глагола в построении связных высказываний; - актуализировать опорные знания и умения по данной теме; - обогатить речь школьников глаголами одной из лексико-грамматических групп; - учиться чувствовать слово, понимать суть его через свои ощущения, развивать речевые навыки при построении устных и письменных высказываний. Принципы педагогической техники. - Принцип свободы выбора (условие – осознать ответственность своего выбора).
- Принцип открытости (сталкиваем ученика с проблемами; используем открытые задачи).
- Принцип деятельности (закрепляем знания, умения, навыки преимущественно в форме деятельности, используем мультимедийную презентацию в целях оптимального закрепления изученного материала, организации интересной и плодотворной работы, в том числе и поисково-исследовательской).
- Принцип обратной связи (отслеживаем настроение учащихся, степень их заинтересованности, уровень понимания).
Дидактика. Повышение интереса к учебному материалу (увлечь целью, удивить). Деятельность: коллективная, индивидуальная. Ход урока I этап. Определение темы урока и постановка целей. - Мы называем наши уроки уроками словесности. Почему? (работаем со словом). - Какие задачи вы определите для себя, исходя из трех слов: Словесность, Состояние, Творчество? Слайд №3. Словесность – я весть несу с помощью слова (хочу познать слово). Состояние – я состою или нет в | Знании Умении Понимании | (проверить, что я знаю о глаголе) | Творчество – творю через состояние во мне (вызовет ли разговор желание творить). II этап. Актуализация знаний и отработка практических навыков. Слайд №4. К. Паустовский говорил: «Для всего, что существует в природе: воды, воздуха, неба, облаков, солнца…- в русском языке есть множество хороших слов и названий». К такому множеству относятся и глаголы. Монологический ответ о глаголе. Слайд №5. Посмотрите на статью в словаре В. Даля. ГЛАГОЛ – 1. Слово, речь. 2. Словесная речь человека(т.е. глагол обозначает процесс говорения, некое действие). 3. Часть речи, разряд слов, выражающих действие, состояние, страдание. Итак, глагол в значении «речь» и глагол – «часть речи» - это омонимы. Слово «глагол» в значении «речь» заимствовано из старославянского языка. Сравните диалектизм «глаголить» - говорить. Это слово дало много родственных – глаголица (название старославянского алфавита, созданного просветителем Кириллом), глаголь – название буквы в старом алфавите. По статистике слова, относящиеся к части речи – глагол - самые употребляемые в повседневной речи: на 100 слов к глаголу относятся 47%. Слайд №6. Мы продолжим с вами путешествие в страну Глаголию. Наш маршрут – «Не спеши языком, торопись делом» (глаголы движения). Слайд №7. Орфографическая разминка. Как-то раз собрались вместе 17 разных глаголов и стали играть на зеленой травке. Они так весело кувыркались, прыгали, что потеряли свои окончания в траве. Скажем вам по секрету, что все глаголы были в одной и той же форме – 2-го лица ед. ч., но одни глаголы принадлежали 1 спр., а другие относились ко 2 спр. Только они так заигрались, что совсем забыли, кто из них какого спряжения. И когда нашли в траве окончания, то сначала обрадовались, а потом страшно растерялись: где чье? В задаче спрашивается: «Найдите глаголы движения. Сколько из них забыли о том, что они относятся к 1 спр., и сколько – ко 2 спр.? Назовите орфограммы. Слайд №8. Слайд №9. Прочитайте глаголы. глаголы движения Что общего в значении данных глаголов? скорость движения III этап. Стадия осмысления. Разбиваемся на 3 группы. Каждая группа учащихся получает текст и выполняет задание - исследование текста (Приложение). Слайд №10. - Прочитайте следующие отрывки.
- Определите стиль речи.
- Определите тип речи.
4) Выпишите глаголы движения, определите вид, переходность, объясните орфограммы. 5) Что передает автор с помощью глаголов движения? Какую роль в тексте играют эти глаголы? 6) Отчет группы (представляют свои исследования, делают выводы) В художественной речи главное – глагол, и это понятно, потому что вся жизнь – это есть движение. Так что всегда нужно, прежде всего, искать и находить правильный глагол, который дает правильное движение предмета. Слайд №11. Стилистический эксперимент: вставьте в текст глаголы движения и сравните с авторским текстом. Какие глаголы более точно передают движение ветра? Слайд №12. Слайд №13. Послушайте текст: «Помнишь, как бывало, какой-нибудь прохожий спрашивал нас, пастушат, в степи: «Куда эта дорога ведет?» Слышишь – ведет? Да и нам не терпелось знать о нашей дороге больше. Куда она? Откуда? Где ее начало? Где будет конец? Нет, дорога – это все-таки жизнь…Дорога таит в себе некую тайну и величие». (О. Гончар) Скажите: какую же тайну может скрывать дорога? Индивидуальная работа (дети составляют миниатюру, используя глаголы). Результаты работы учащихся представляем на слайдах. Слайд №14. Слайд №15. Слайд №16. Рефлексия (промежуточная): - Понравилось? Нет? Почему? IV этап. Подведение итогов. «Если писатель хорошо видит то, о чем пишет, то самые простые и порой стертые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать»,- писал К.Паустовский. Как можно эти слова отнести к тому, о чем мы говорим сегодня? Мы сделали для себя открытие, путешествуя по стране Глаголии, пережили состояние живого восприятия действительности. Какой языковой уровень мы рассматривали? (Морфология) О каких глаголах мы говорили? (О глаголах движении) V этап. Рефлексия. Слайд №17. А сейчас, подводя итоги, К себе мы будем очень строги. Расскажем, что нам удавалось И что у нас не получалось, Во всем прошедшем разберемся И рефлексией мы займемся… Что на уроке было главным? Что было интересным? Чему научились? Подвожу итоги.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|