Преподавание русского языка
Урок письма, или О чем рассказали папирус и бумага
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2024.11.19
Просмотров: 3
Макарова Ольга Николаевна, учитель русского языка и литературы Тип урока: развитие речи Цели: расширение знаний учащихся о письменности, развитие и формирование навыков написания личного письма, развитие творческих способностей учащихся, воспитание чувства гордости за родной язык,. Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение; беседа по вопросам, исследование текстов. Виды работ учащихся: исследование предложенного материала, участие в инсценировании фрагментов исторического и литературного характера, письменная работа. Оборудование урока: для учащихся: раздаточный материал- фрагмент рассказа А.П.Чехова «Ванька» (письмо дедушке), письмо греческого мальчика и перевод этого письма из книги С.Я.Лурье, греческий алфавит и славянская азбука; презентацияPowerPoint. Техническое обеспечение: компьютер, проектор, экран. Программное обеспечение: MS PowerPoint Класс: 5-6 Кол-во часов: 2 Ход урока I. Мотивационный блок (определение темы урока учащимися). Слово учителя: - Дорогие ребята! Сегодня мы с вами совершим необычное путешествие… путешествие во времени. А чему оно будет посвящено, вы должны определить по отгадкам на мои загадки. Загадки 1. Грамоты не знаю, А весь век пишу. (карандаш) 2. Поле белое, овцы черные. ( бумага, карандаш) 3. Носила меня мать, Уронила меня мать, Подняли меня люди, Понесли на торг торговать, Отрезали мне голову, Стал я черную воду пить И ясно говорить. (гусиное перо) 4. Черные, кривые, от рождения немые, Встанут в ряд, Сразу заговорят. (буквы) - Чему же будет посвящено наше путешествие? (Письму, письменности, буквам и т.п.) Ребят, пришедших в школу, учат читать и писать. Без грамоты мы были бы неучами, невеждами, да и просто людьми без памяти, не могли бы делиться опытом, передавать информацию. А когда-то давно никто не умел писать. Все, что было изобретено человеком, хранилось только в его голове, и знания передавались устно. Трудно было запомнить все. Письменность – это настоящее сокровище, которым сумел овладеть человек. Чтобы понять это, попробуем перенестись на 2,5 тысячи лет назад, к людям, которые не знали письма. Вот вам картинка из далекого прошлого. Сценка из исторического прошлого. (Появляются: скифский гонец, персидский царь Дарий, военачальник персидского войска Гобрий.) Скиф: Я принес тебе, персидский царь Дарий, подарки от наших вождей. Вот они: лягушка, птица, мышь и пять стрел. Царь: Что означают твои дары, гонец из племени скифов? Что желают сообщить мне скифские вожди? Скиф: Мне велено передать тебе это молча и вернуться обратно. А если у тебя достаточно мудрости, ты сам поймешь, о чем предупреждает тебя мой народ. (уходит) Царь: Что ж мой соратник Гобрий, надо разгадать это послание непокорных скифов. Уж сколько лет мы пытаемся поработить этот народ и завоевать его земли – и все без толку. Неужели они решили сдаться нам? Мышь… она живет в земле. Лягушка … живет в воде, а птица – в воздухе. Стало быть, они решили отдать нам свои земли, воды и пространства, а вместе со стрелами отдают нам свою храбрость и силу. - А вы, ребята, как думаете? Что могут обозначать эти предметы? (Предположения.) Гобрий: Нет, мой царь Дарий, я много воевал со скифами и знаю их непокорность и воинственность. Скорее всего, это послание надо понять так: «Если вы, персы, не улетите подобно птицам в небеса, не зароетесь подобно мышам в землю, не ускачете подобно лягушкам в озера, то падете под ударами наших стрел». (Оба, недоуменно поглядев на предметы и пожав плечами, уходят). Учитель: Видите, ребята, как неудобно было обмениваться информацией, посылая дуг другу с гонцами разные предметы или целые наборы предметов. Представляете, как изменилась жизнь людей с изобретением письменности? Люди научились изображать свою речь знаками, которые можно было передавать от одного человека к другому, от одного поколения к другому. Все, что раньше хранилось в головах немногих, можно было записать, а любому, кто овладел грамотой, стало доступным. На сколько веков назад перенесемся мы, нам предстоит узнать с помощью текстов, дошедших до нас из далекого прошлого. II. Информационно- аналитический блок ( исследование предложенного материала). (На партах учащихся лежат распечатанные тексты: письмо греческого мальчика (перевод раздается позже) и фрагмент письма В.Жукова из рассказа «Ванька» А.П.Чехова (объем на усмотрение учителя); два алфавита для сравнения) Беседа. - Попробуйте прочесть данные тексты. - Что представляет собой первый текст? (письмо дедушке) А второй текст? - Почему вы не смогли прочитать второй текст? (неизвестные буквы) Учитель: Этот текст написан греческими буквами. А был он найден профессором Найтом в Египте много лет назад. - Есть ли сходство в начертании букв? (Какие буквы одинаковы в том и другом текстах?) (А, Г, Е, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, Ф, Х, 580318
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|