Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Урок письма, или О чем рассказали папирус и бумага
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Урок письма, или О чем рассказали папирус и бумага


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2024.11.19
Просмотров: 3

Макарова Ольга Николаевна, учитель русского языка и литературы

Тип урока: развитие речи

Цели: расширение знаний учащихся о письменности, развитие и формирование навыков написания личного письма, развитие творческих способностей учащихся, воспитание чувства гордости за родной язык,.

Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение; беседа по вопросам, исследование текстов.

Виды работ учащихся: исследование предложенного материала, участие в инсценировании фрагментов исторического и литературного характера, письменная работа.

Оборудование урока: для учащихся: раздаточный материал- фрагмент рассказа А.П.Чехова «Ванька» (письмо дедушке),  письмо греческого мальчика и перевод этого письма из книги С.Я.Лурье, греческий алфавит и славянская азбука; презентацияPowerPoint.

Техническое обеспечение: компьютер, проектор, экран.
Программное обеспечение:  MS PowerPoint
Класс: 5-6
Кол-во часов: 2

Ход урока

I. Мотивационный блок (определение темы урока учащимися).

Слово учителя:
- Дорогие ребята! Сегодня мы с вами совершим необычное путешествие… путешествие во времени. А чему оно будет посвящено, вы должны определить по отгадкам на мои загадки.

 Загадки

1. Грамоты не знаю,
А весь век пишу.
 (карандаш)

2. Поле белое, овцы черные.
( бумага, карандаш)

3. Носила меня мать,
Уронила меня мать,
Подняли меня люди,
Понесли на торг торговать,
Отрезали мне голову,
Стал я черную воду пить
И ясно говорить.
(гусиное перо)

4. Черные, кривые,
от рождения немые,
Встанут в ряд,
Сразу заговорят.
(буквы)

- Чему же будет посвящено наше путешествие? (Письму, письменности, буквам и т.п.) Ребят,
пришедших в школу, учат читать и писать. Без грамоты мы были бы неучами, невеждами, да и просто людьми без памяти, не могли бы делиться опытом, передавать  информацию. А когда-то давно никто не умел писать. Все, что было изобретено человеком, хранилось только в его голове, и знания передавались устно. Трудно было запомнить все. Письменность – это настоящее сокровище, которым сумел овладеть человек. Чтобы понять это, попробуем перенестись на 2,5 тысячи лет назад, к людям, которые не знали письма. Вот вам картинка из далекого прошлого.

Сценка из исторического прошлого.
(Появляются: скифский гонец, персидский царь Дарий, военачальник персидского войска Гобрий.)
Скиф: Я принес тебе, персидский царь Дарий, подарки от наших вождей. Вот они: лягушка, птица, мышь и пять стрел.
Царь: Что означают твои дары, гонец из племени скифов? Что желают сообщить мне скифские вожди?
Скиф: Мне велено передать тебе это молча и вернуться обратно. А если у тебя достаточно мудрости, ты сам поймешь, о чем предупреждает тебя мой народ.
(уходит)
Царь: Что ж мой соратник Гобрий, надо разгадать это послание непокорных скифов. Уж сколько лет мы пытаемся поработить этот народ и завоевать его земли – и все без толку. Неужели они решили сдаться нам? Мышь… она живет в земле. Лягушка … живет в воде, а птица – в воздухе. Стало быть, они решили отдать нам свои земли, воды и пространства, а вместе со стрелами отдают нам свою храбрость и силу.
- А вы, ребята, как думаете? Что могут обозначать эти предметы? (Предположения.)
Гобрий: Нет, мой царь Дарий, я много воевал со скифами и знаю их непокорность и воинственность. Скорее всего, это послание надо понять так: «Если вы, персы, не улетите подобно птицам в небеса, не зароетесь подобно мышам в землю, не ускачете подобно лягушкам в озера, то падете под ударами наших стрел». (Оба, недоуменно поглядев на предметы и пожав плечами, уходят).
Учитель: Видите, ребята, как неудобно было обмениваться информацией, посылая дуг другу с гонцами разные предметы или целые наборы предметов.
Представляете, как изменилась жизнь людей с изобретением письменности? Люди научились изображать свою речь знаками, которые можно было передавать от одного человека к другому, от одного поколения к другому. Все, что раньше хранилось в головах немногих, можно было записать, а любому, кто овладел грамотой, стало доступным.
На сколько веков назад перенесемся мы, нам предстоит узнать с помощью текстов, дошедших до нас из далекого прошлого.

 II. Информационно- аналитический блок ( исследование предложенного материала).
(На партах учащихся лежат распечатанные тексты: письмо греческого мальчика (перевод раздается позже) и фрагмент  письма В.Жукова из рассказа «Ванька» А.П.Чехова (объем на  усмотрение учителя); два алфавита для сравнения)
Беседа.
-  Попробуйте прочесть данные тексты. 
- Что представляет собой первый текст? (письмо дедушке) А второй текст?
- Почему вы не смогли прочитать второй текст? (неизвестные буквы)
Учитель: Этот текст написан греческими буквами. А был он найден профессором Найтом  в Египте много лет назад.
- Есть ли сходство в начертании букв? (Какие буквы одинаковы в том и другом текстах?)
(А, Г, Е, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, Ф, Х, 580318
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21