Сочинения по литературе и русскому языку Статья: Судьба интеллигенции в русской революции. Изучение публицистики М. Горького в школе и вузеNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2024.11.18 Просмотров: 3 Литвинова В.И. (Методические рекомендации для учителей литературы и студентов филологических факультетов) Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова Абакан, 1996 В настоящей работе анализируется цикл очерков A. M. Горького "Несвоевременные мысли" с учетом требований программ по литературе средней школы и филологических факультетов вузов. Ее цель - помочь изучающим филологию разобраться в сложностях литературного процесса 20-х годов, проследить судьбу русского интеллигента в революции, вникнуть в суть проблем, поднимаемых публицистикой начала века. Сейчас общество стремится к полноте знания о прошлом, о белом и красном в нем, потому что без него нет полноты и глубины знания о настоящем, знания о своем народе, необходимого для национального возрождения. Такое знание могут дать людям литература и искусство. Еще Н. Г. Чернышевский доказывал (и у нас нет сейчас оснований оспаривать этот тезис), что человек, не чувствующий прекрасного, способен только разрушать, а не созидать. Письма В. Короленко А. Луначарскому, "Несвоевременные мысли" М. Горького, "Окаянные дни" И. Бунина, разумеется, не относятся к художественной литературе, но они созданы мастерами художественного слова и особенности восприятия нового мира ими переданы с художественным мастерством. По складу миропонимания эти писатели весьма различны, но каждый из них устремлен к высоким нравственным, эстетическим и социальным идеалам, относится к происходящему критически, что способствует глубокому постижению действительности. В поэме "Двенадцать" А. Блока трагедийное преображение "русского строя души" в революционную эпоху передано в свете романтического идеала, связанного с образом Христа и Вечной Женственности. Как справедливо отметил М. Пьяных, "эти образцы, национальные и общечеловеческие по своему содержанию, имеют не только религиозно-нравственный, но и духовно-философский, культурно-исторический и эстетический смысл". В письмах В. Короленко переданы личные чувства автора, переживающего необратимые процессы революции. В деятельности М. Горького реалистически рассмотрена негативная сторона народной психологии, которая проявилась как у белых; так и у красных в равной степени. Тема "свинцовых мерзостей" одной из главных прослеживается и в дневнике И. Бунина, но обозначил и развил ее в русской литературе М. Горький. В очерке "В. И. Ленин" он признался, что его отношение к восставшему народу определило отношение к Октябрьской революции и к Ленину этих лет: "Когда в 17 году Ленин, приехав в Россию, опубликовал свои "тезисы", я подумал, что этими тезисами он приносит всю ничтожную количественно, героическую качественно рать политически воспитанных рабочих и всю искренно революционную интеллигенцию в жертву русскому крестьянству. Эта единственная в России активная сила будет брошена, как горсть соли, в пресное болото деревни и бесследно растворится, ничего не изменив в духе, быте, в истории русского народа" (183). Горький и Бунин пишут о реальной жестокости красных и белых в отношении друг с другом. И сейчас много найдется архипатриотов, которые обвинят писателей в клевете на русский народ и будут утверждать, что жестокость типична для белых, а красным присущи доброта и сострадание. Горький и Бунин склонны утверждать, что хорошие качества свойственны лучшим из русских, на которых все должны равняться. О жестокости людей в отношениях между собой не для того, чтобы оклеветать русский народ, а для того, чтобы помочь ему стать лучше, требовательно взглянуть на свои недостатки, ужаснуться собственному нравственному скотству. Современно звучат слова Горького: "Отрицательные явления неизмеримо обильнее тех фактов, творя которые человек воплощает свои лучшие чувства, свои возвышенные мечты, - истина, столь же очевидная, сколь печальная. Чем более осуществимыми кажутся нам наши стремления к торжеству свободы, справедливости красоты - тем более отвратительным является пред нами все то скотски подлое, что стоит на путях к победе прекрасного... Надо только помнить, что все отвратительное, как и все прекрасное, творится нами, надо зажечь в себе все еще незнакомое нам сознание личной ответственности за судьбу страны" (184). Обратимся к книге М. Горького. История создания книгиГорький вернулся из Италии накануне первой мировой войны. Он увидел, как изменилась Россия за время его отсутствия, как "до умопомрачения мозга" интересны стали "простые люди". В тяжкие для страны дни писатель защищал "планетарное значение основ западноевропейской культуры", выступал против национальной розни, критиковал убийственный дух войны. В своих публикациях он вынашивает две мысли: "после войны возможен подъем духа. Но требуется, чтобы этот подъем был сознательным, а не стихийным"; только революционеры способны соединить культуру с народными массами. Горький остерегался разгула анархии, гибели культуры, победы немцев. И он приступил к созданию ряда публицистических статей, где доказывал свою точку зрения. Размышления свои Горький опубликовал в газете "Новая жизнь", и в 1918 г. она была закрыта. Публицистика Горького противоречила "Апрельским тезисам" В. И. Ленина, поэтому книга попала в закрытый фонд литературы и не переиздавалась вплоть до 1988 г. Советское литературоведение, отталкиваясь от определения Ленина "Горький не политик", толковало публицистику как отступление от правды большевизма. В чем смысл заглавия "Несвоевременные мысли"? Название книги А. М. Горького звучит парадоксально, потому что мысль всегда что-либо раскрывает, объясняет, вытекает из деятельности самой личности, что уже является своевременным. Но наше общество было приучено к четкому разделению мыслей на "своевременные" и "несвоевременные", относя последние к "генеральной линии" идеологии. Политика подавления мысли известна еще по старой российской монархии, это отметил A. M. Горький в статье "Революция и культура" (1917 г. ): власть "была бездарна, но инстинкт самосохранения подсказывал ей, что самым опасным врагом ее является человеческий мозг... и вот, всеми доступными ей средствами, она старается затруднить или исказить рост интеллектуальных сил страны" (М. Горький "Несвоевременные мысли и рассуждения о революции культуре" (1917-1918 гг.). МСП "Интерконтакт", 1990 г., с. 16. Далее цитируются по этому изданию с указанием стр. в скобках.). Результат такой деятельности, по мнению Горького, трагичен: " Всюду, внутри и вне человека, опустошение, расшатанность, хаос и следы какого-то длительного Мамаего побоища. Наследство, оставленное революции монархией, - ужасно"(17). В очерке "Письма читателям" Горький приводил слова Сулержицкого: "Ни одна мысль не является капризом, у каждой есть корни в прошлом". Есть эти корни и у "Несвоевременных мыслей". Рассуждения Горького о развитии науки и культуры не претендовали на революционные потрясения, однако в условиях политической конфронтации стали восприниматься как сказанные "не к месту". Это хорошо понимал и сам Горький, объединив на страницах газеты "Новая жизнь" свои статьи под рубрикой "Несвоевременные мысли". Определим пафос публицистики Горького"Несвоевременные мысли" во многом развивают прежние размышления писателя. В цикле, как и в ранних произведениях, писатель отстаивает идеалы "героизма духа", "человека, страстно влюбленного в свою мечту", пролетариата, вливающего "в жизнь великую и благостную идею новой культуры, идею всемирного братства". Но есть и новые интонации: гневно осуждается разгулявшаяся анархия, обличаются революционные власти за запрет свободы слова, за неспособность "оздоровить и организовать" духовность пролетариата. В полемическом запале автор высказывает и ряд положений, которые вызывают противоречивые оценки. Например, русский народ, в отличие от всех других народов Европы, рисуется только черными красками. Вызывает сомнение и еще одно положение Горького: "Я считаю класс мощной культурной силой в нашей темной мужицкой стране. Все, что крестьянин вырабатывает, он проедает и съедает, его энергия целиком поглощается землей, тогда как труд рабочего остается на земле, украшая ее" (95). Горький подозревает крестьянство в тяжких грехах и противопоставляет ему рабочий класс, напутствуя: "Не забывайте, что вы живете в стране, где 85% населения - крестьяне, и что вы среди них маленький островок среди океана. Вы одиноки, вас ждет длительная и упорная борьба". (65). На крестьянство Горький не рассчитывает, потому что оно "жадное до собственности, получит землю и отвернется, изорвав на онучи знамя Желябова..." (36). Парижскую коммуну зарезали крестьяне, - вот что нужно помнить рабочему" (128). Горький имел возможность увидеть отсталость России от европейских государств, ощущал отрыв русской интеллигенции от народа и недоверие крестьян к интеллигенции (2). В цикле очерков он пытается разобраться во всем происходящем в России, он допускает противоречия в суждениях. В чем кроются причины противоречий Горького?Суть противоречий автора публицистического цикла раскрывают по-разному. Многие помнят фразу Горького, сказанную Сталину в конце 20-х годов: "Если враг не сдается, его уничтожают" и не прощают ее ему. Немногие могут объяснить редакторскую работу Горького в сборнике "Беломоро-Балтийский канал", противопоставляя позиции писателя со временем написания "Несвоевременных мыслей". Наверное, логичнее искать истоки заблуждений Горького не в 1917 году, а гораздо раньше. Горя "прометеевой жаждой чистить авгиевы конюшни жизни", Горький исходил в своей деятельности из общегуманных идеалов, исключая напрочь политические формы: "У меня... органическое отвращение к политике..." И, как "некудышный политик", Горький в очерке "В. И. Ленин" утверждает: "Русская интеллигенция - научная и рабочая - была, остается и еще долго будет единственной ломовой лошадью, запряженной в тяжкий воз истории России". Он говорит об этом возвышенно и романтично: "интеллектуальная сила - это первейшая, по качеству, производительная сила". Горького после выхода в свет "Песни о Буревестнике" называли "певцом революции". Однако, увидев революцию 6 процессе ее эволюции, столкнувшись с братоубийственной войной, Горький пришел в ужас и больше не упоминал слов, произнесенных накануне 1905 года: "Пусть сильнее грянет буря". Он осознал, как опасно призывать народ к разрушающей буре, возбуждать ненависть к "гагарам", "глупым пингвинам" и проч. Стало совершенно очевидно, что усиливающаяся борьба между партиями разжигает низменные инстинкты толпы, рождает реальную угрозу жизни человека. Трудный путь между буржуазной и социалистической революциями Горький осваивал самостоятельно. Печатаясь на страницах "Новой жизни", он пытался выработать свою позицию. Этим можно объяснить кричащие противоречия, которые были характерны и для самой жизни, и для автора, реализм, романтизм и откровенный утопизм которого ярко проявился на страницах газеты. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |