Преподавание литературы Музыкально-поэтический вечер "Эпоха петь нас подбивала…" По мотивам военных стихов и песен Б.Окуджавы и В.ВысоцкогоNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2024.11.17 Просмотров: 3 Мелитдинова Лидия Анатольевна, учитель русского языка и литературы Музыкально-поэтическая композиция рассчитана на школьников 7 – 11 классов. При проведении данного вечера было подготовлено компьютерное сопровождение слайд-шоу (Power Point), музыкальное сопровождение, которое может полностью воспроизводиться, а также возможен вариант совместного – поочередного – прослушивания с выразительным чтением со сцены школьниками. 1 Ведущий. Предисловие. 2 Ведущий. Высоцкий говорил: “Это единственная страна — Россия, где поэзия на таком не то что высоким уровне — это само собой, — поэзия великая у нас, величайшая, лучшая поэзия. И мне кажется — не из-за того, что наши поэты были только большими стихотворцами, писали прекрасные стихи, — а из-за того, что они себя достойно вели в жизни — и по отношению к властям, и по отношению к друзьям, по отношению друг к другу и, конечно, к своему творчеству. И из-за этого поэзия всегда была как-то во главе литературы, хотя у нас литература великая, величайшая в мире…”[2] 1 Ведущий. “И до сих пор — повесьте где-нибудь в стороне маленький листочек, вырванный из тетради, и напишите четыре фамилии — да одну даже — Евтушенко, Вознесенский, Ахмадулина, Булат Окуджава — и будет заполнен стадион через два дня, и не достанете билета. Почему это так, — это именно из-за того, что люди тянутся не только к стихам, но – к нескольким поэтам у нас, которые пишут прекрасные стихи…”[2] 2 Ведущий. Первая зарисовка. 1 Ведущий. Евгений Евтушенко. “ПРОСТАЯ ПЕСЕНКА БУЛАТА”
1 Ведущий. Евгений Евтушенко писал 16 июня 1997: 2 Ведущий: “Это стихотворение написано в 1971 году, а напечатано впервые лишь через семнадцать лет. Сейчас всем ясно, что Окуджава — классик русской поэзии, но тогда его обзывали пошляком, запрещали его концерты, отменяли его поездки за границу по причине неблагонадежности. Но стихотворение это оказалось написанным наперед. Что удивляет меня самого — через двадцать шесть лет после написания этого стихотворения мне не хочется менять ни одной запятой, как будто оно написано сейчас, под впечатлением потери Советского Союза — Атлантиды нашего детства и потери одного из лучших поэтов этой Атлантиды”. [4] 1 Ведущий. В поэзии ХХ века бесспорное лидерство по части “крылатых слов” принадлежит Булату Окуджаве. Мы все знаем его стихи, а некоторые песни уже считаем народными. В отличие от прочих стихотворцев, стремившихся вписаться в воздух эпохи, Окуджава этот воздух творил подобно тому, как творил его раз и навсегда избранный недосягаемым ориентиром Пушкин. Это нам по сей день кажется, что он лишь подслушал, озвучил, уловил нечто носящееся в воздухе. Ныне в стране не то что дня – часа не проходит без того, чтобы где-нибудь в газетном заголовке, по радио или на ТВ не прозвучала (пусть искаженная, либо неосознанная) цитата из Окуджавы. Звучит песня “Бери шинель, пошли домой”. 2 Ведущий. Булат Шалвович Окуджава прошел фронт, был тяжело ранен, навсегда в душе поэта поселилось воспоминание о войне, но также всегда “его стихам были присущи какие-то странные, как мы теперь догадываемся, музыкальные паузы. Они как будто ждали от кого-то мелодии. По счастливой случайности природы Булат обладал высоким музыкальным талантом и сам окрылял свои стихи чарующей мелодией”. [1] “ПЕСЕНКА ВЕСЕЛОГО СОЛДАТА” (чтение или песня)
1 Ведущий. “Окуджава был первый в нашей стране поэт, взявший в руки гитару, но его гитара была беременна будущими песнями Галича, Высоцкого и многих других “бардов”, при несвободе печати все-таки отвоевавших право на “магнитофонную гласность.” Гражданский протест, не меньший, чем в громовых раскатах Тринадцатой симфонии Шостаковича, звучал и в гитарных аккордах.” [1] 2 Ведущий. “На Булата обрушивался гнев начальства, случались и другие жизненные неурядицы. Но никогда я не слышал от него ни одной жалобы на жизнь или людей. В нем была какая-то особая деликатная гордость.”[1] Звучит песня “Старая солдатская песня” 1 Ведущий. Он испытал все странности эпохи: его отец, коммунист, был расстрелян, его мать была арестована дважды. Но никогда он не хотел уехать из России, писал прекрасные стихи и запоминающуюся музыку. “ДО СВИДАНИЯ, МАЛЬЧИКИ!” (первая часть текста – чтения, вторая – песня)
2 Ведущий. “Печаль в искусстве, которая понимает и отражает нашу жизненную печаль, есть бодрящая печаль. В этом смысле Булат Окуджава был нашим великим общенародным утешителем. Цель искусства в конечном итоге – утешение”. [1] 1 Ведущий. Еще один фронтовик режиссер Петр Тодоровский вспоминал: “Булат вообще был человеком совсем не простым: с годами все больше любил одиночество… Писал только ручкой, никаких машинок не признавал, как часто не признавал и столов: на диване, полулежа, в кресле… А как заразительно смеялся! Мне в нем это очень нравилось!..” [1] ****
2 Ведущий. Стихи и песни Окуджавы навсегда останутся в сердцах людей. “Смерть Булата Окуджавы для меня, - писал Фазиль Искандер,- самая большая потеря за всю мою литературную жизнь. Его высокая, стройная фигура везде выделалась выражением необычайного одиночества и одновременно силы, преодолевающей это одиночество. Теперь ясно, что он для нас, для страны был ледоколом, пробивающим полярные льды одиночества…”[1] Звучит песня из кинофильма “Белорусский вокзал”. 1 Ведущий. Смерть Окуджавы потрясла страну. Он всегда был, и навсегда должен был остаться. Евгений Евтушенко так писал на смерть поэта в июне – июле 1997 года. “ПОХОРОНЫ ОКУДЖАВЫ”
2 Ведущий. Зарисовка вторая. 1 Ведущий. Окуджава пережил своего младшего товарища по перу Владимира Высоцкого, которого глубоко уважал и любил и так писал “О ВОЛОДЕ ВЫСОЦКОМ”:
2 Ведущий. Сам поэт в своем интервью говорил: “Меня спрашивают: “Ну почему ты так иного пишешь о войне? Ведь ты же не мог воевать, ты же молодой еще человек”. Я говорю — да, это правда. Но моей семьи война коснулась, у нас и смерти есть — и погибшие, и те, которых — вот я рассказываю — догнали старые раны: в прошлом году умер мой дядька — это единственный мой родственник... И когда несли его тело, впереди шли семнадцать летчиков и на семнадцати красных сафьяновых подушках несли семнадцать его орденов, а медали даже некуда было класть. Такой вот был парень, человек...” [2] 1 Ведущий. “Так что тут говорить нечего — конечно, всегда будем возвращаться мыслями к войне. Но я-то пишу о войне не только потому, что у меня военная семья, — всех людей, которые живут у нас в стране, она коснулась.” [2] “МЫ ВРАЩАЕМ ЗЕМЛЮ”, 1972 г. (чтение или песня).
2 Ведущий. Ему выпала еще одна удача-судьба: быть актером Таганки, лучшим ее сыном. Без Таганки он немыслим, как немыслим (сам говорил это) без зачина Окуджавы, без общения с Шукшиным и многими нашими художниками, писателями, музыкантами. Сейчас стихи и песни Высоцкого знакомы всем. Звучит песня “Он не вернулся из боя”, 1969 г. (возможно чтение и песня). 1 Ведущий. Почти каждую свою песню пел он на предельном пределе сил человеческих. А сколько у него таких песен и сколько раз он их так пел! И если уж одно это исполнение производит такое потрясающее впечатление, то какой ценой, нервами какими и кровью они создавались? Какой за этим труд?.. [2] “СЫНОВЬЯ УХОДЯТ В БОЙ”, 1969 г.
Сейчас глаза мои сомкнутся, Я крепко обнимусь с землей. Мы не успели оглянуться - А сыновья уходят в бой! 2 Ведущий. Высоцкий о войне писал как никто много. Да так писал, что слушателю и читателю даже не придет в голову мысль о том, что сам Высоцкий родился в 1940 году и никогда не был на войне. Звучит “Песня о Земле”, 1969 г. 1 Ведущий. Ни один из современников Высоцкого не поднимал столько и так тему войны. Люди воевавшие были уверены, что он их боевой товарищ: такая правда, такая ободранная до крови правда лезла из его военных песен… 2 Ведущий. Он был мужчина, если хотите. По природе своей, героическому нутру он должен был, вероятно, пойти в моряки, в летчики, в солдаты. Но для этого надо было иметь несколько жизней. Поэтому он в песнях проживал то, что хотел бы прожить в жизни…“ВЫСОТА”,1965г.
1 Ведущий. Гете говорил, что если перед вами человек, в чем-то превосходящий вас, то полюбите его за это. Иначе грозит болезнь, иначе изойдете от зависти. Но попробуйте позавидовать Высоцкому. Как, например, завидовать человеку, который, жизнью своей рискуя, бросается в омут бурлящий или в огонь, чтобы спасти другого? Вся зависть, все тщеславие утонут в этом омуте или сгорят дотла в этом огне…[2] “БРАТСКИЕ МОГИЛЫ”, 1964 г.
2 Ведущий. После войны не кричали и даже рассказывать о войне перестали, хоть память саднила. И вдруг — голос, песни Владимира Высоцкого. За нас за всех — крик. Так удивительно ли, что народ (не одно, не только молодое поколение!) признал своим и Высоцкого, и голос его? Да как еще признал! “ВСЕ УШЛИ НА ФРОНТ”, 1964 г. 1 Ведущий. Он бьет, бьет в набат: у каждого человека свой голос, своя песня, но как люди вяло знают, как смутно помнят об этом, как хитроумно и упорно “откладывают себя” и как панически, ненадежно, ненадолго спохватываются. В этом-то и состоит, быть может, самая первичная трагедия… “ПРО СЕРЕЖКУ ФОМИНА”, 1964 г.
2 Ведущий. От песен Высоцкого каждый, наверное, ну хоть на миг, становится тревожнее, умнее, красивее, каждый очеловечивается – тоже прямо на глазах. Его песни очень часто ранят, и ранят больно, но ведь в них никогда нет злобы, злорадства по поводу наших бед, они всегда добры. “ПЕСНЯ О ЗВЕЗДАХ”, 1964 г.(чтение и песня)
1 Ведущий. Мы закончили повествование о двух гениальных поэтах 20 века, почти наших современников. Они были из той категории людей, которых называют хулиганами. Валентин Гафт. “ХУЛИГАНЫ. В. Высоцкому”
Литература:
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |