Преподавание русского языка
Критериально-ориентированная диагностика на уроках русского языка (по ИОСО)
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2025.05.25
Просмотров: 2
Ксиво Альбина Александровна, замдиректора по учебной работе Четыре года муниципальное общеобразовательное учреждение “Гимназия 164” г. Зеленогорска Красноярского края, являясь научно-внедренческой лабораторией ИППУО КГПУ, как я уже писала в прошлом году, использует в практике своей работы индивидуально- ориентированную систему обучения (ИОСО) – психологическую систему, направленную на разрешение основного противоречия традиционной школы, связанного с групповой формой организации учебных занятий и индивидуальным характером усвоения знаний, умений и навыков. Наряду с традиционными оценками динамики продвижения учащихся в учебном процессе мы применяем и критериально-ориентированную диагностику (КОД). Что данная технология эффективна, я выявила не только из личного общения с детьми и их оценки данной технологии, но и на основе КОДа эффективности преподавания предмета. (См. Методическое пособие А.А.Ярулова “Критериально-ориентированная диагностика в образовательном процессе”, Красноярск, 2002). Предлагаю некоторые КОДы, проведенные для учащихся 6Б класса по русскому языку. Такую же диагностику мы проводим по классам, гимназии в целом, что дает нам возмозность продуктивно работать не только над качеством образовательного процесса, но и отслеживать сформированность ключевых компетентностей гимназистов, уровень познавательного интереса, определить правильность избранных приоритетов. КОД успешности организации учебной деятельности № | Перечень предлагаемых утверждений | Cогласен | Скорее согласен, чем не согласен | Не уверен | Скорее не согласен, чем согласен | Не согласен | | | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | 1 | В этом учебном году: | | | | | | А | Я улучшил свою успеваемость по одному или нескольким предметам | 8 | 12 | 4 | | | Б | Я стал более ответственно относиться к учёбе | 10 | 11 | 3 | | | В | У меня появился интерес к изучению ранее не любимого мною предмета | 10 | 11 | 3 | | | Г | У меня улучшилось отношение с учителями и одноклассниками | 18 | 4 | 2 | | | 2 | Мои усилия в учебе зависят от: | | | | | | А | Желания узнать много нового и интересного | 15 | 9 | | | | Б | Целей, которые я поставил перед собой | 14 | 4 | 6 | | | В | Требований, предъявляемых мною к самому себе | 11 | 13 | | | | Г | Желания не отставать от одноклассников | 16 | 4 | 4 | | | 3 | При выполнении учебных заданий: | | | | | | А | Повторяю ранее изученный материал | 12 | 12 | | | | Б | Пользуюсь справочниками, словарями, энциклопедиями | 9 | 10 | 5 | | | В | Стремлюсь находить различные варианты решения поставленных передо мною вопросов и задач | 8 | 16 | | | | Г | Проверяю правильность выполненных мною задач и упражнений | 16 | 8 | | | | 4 | Как правило, в учёбе я стараюсь: | | | | | | А | Планировать и использовать с пользой для себя учебное время | 14 | 6 | 4 | | | Б | Не списывать и добиваться результата самостоятельно | 16 | 8 | | | | В | Регулярно готовиться к урокам | 21 | 3 | | | | Г | Не опаздывать и не пропускать занятия без уважительных причин | 24 | - | | | | 5 | На уроках я не боюсь: | | | | | | А | Задавать вопросы, участвовать в обсуждении изучаемого материала | 18 | 3 | 3 | | | Б | Отвечать учебный материал | 19 | 3 | 2 | | | В | Ошибиться при выполнении учебных заданий | 20 | 1 | 3 | | | Г | Обращаться за помощью к учителям | 24 | - | | | | 6 | Во внеурочное время: | | | | | | А | Я читаю дополнительную литературу по интересующим меня предметам | 4 | 20 | | | | Б | Посещаю занятия предметных кружков, или факультативов, или курсов углублённого изучения предметов, или консультации | 24 | - | | | | В | Люблю заниматься интеллектуальными играми (решать кроссворды, играть в шахматы, отвечать на вопросы викторины и т.д.) | 16 | 8 | | | | Г | Люблю смотреть телепередачи, фильмы познавательного (научно-популярного) характера | 17 | 2 | 5 | | | Данные по каждому ученику заносятся в бланк ответов, составляемому по форме, где хорошо видно, как учится каждый ученик; отдельно мальчики, девочки; сколько баллов набирает ученик и каков его уровень динамики развития учебной деятельности. (Уровневые критерии определены автором технологии). В данном классе ученики в основном находятся на субъектном и позитивном уровнях, т.е. у них положительное отношение к учебе, достаточно развито самообразование, осознание соотношений мотивов и целей. КОД личностного развития гимназиста в контексте учебной деятельности показал, чтоу шестиклассников отмечается устойчивый познавательный интерес - 62%. Мотивы в основном учебно- познавательные, связанные с содержанием и процессом обучения, 41% учащихся самостоятельно строит свои учебные действия на основе анализа условий и полной ориентировки в них, учебные действия формируются быстро, выполняются без ошибок и широко переносятся в новые условия. 53% лучше понимает содержание материала, отличает существенные признаки от несущественных, но учебные действия усваиваются в готовом виде и осуществляются, хотя и без ошибок, но на ограниченном учебном материале. Большинство учащихся владеет своими чувствами, организованы, ответственны, у них отмечается трудолюбие, умение планировать свою деятельность и оценивать ее результаты, уверены в своих силах. Вместе с тем, учащиеся не всегда умеют рассчитывать свои силы, не настойчивы в достижении цели, над чем и необходимо работать. Кроме того, следует обратить внимание на отдельные позиции (у некоторых учащихся отсутствует познавательный интерес, недостаточно понимают содержание учебного материала). При соотнесении полученных результатов с уровневыми критериями выявилось следующее: Класс | Кол-во уч-ся | У Р О В Н И | Субъектный | Позитивный | Потенциальный | Негативный | 6б | 24 | 9 | 11 | 4 | | Рекомендации: для побуждения учащихся к совершенствованию своей учебной деятельности провести знакомство с личными результатами каждого, чтобы дети проанализировали свои сильные и слабые стороны, акцентировали свое внимание на существующие у них проблемы и наметили пути их решения. Провести часы общения по наиболее остро стоящим проблемам. В конце каждого полугодия провожу контрольные срезы ЗУН – самостоятельности учащихся. Итоги контрольного среза ЗУН – самостоятельности учащихся по русскому языку 6Б класс – 24 ученика № задания | Выполнившие задания % | Справив-шиеся % | % ЗУН – самостоятельности | 1 | 100 | 94 | 94 | 2 | 100 | 100 | 100 | 3 | 100 | 88 | 88 | ИТОГО 1 уровень | | | 94 | 4 | 100 | 82 | 82 | 5 | 100 | 94 | 94 | 6 | 95 | 100 | 100 | Итого 2 уровень | | | 92 | 7 | 91 | 94 | 94 | 8 | 95 | 82 | 82 | ИТОГО 3 уровень | | | 88 | Всего по 3 уровням | | | 91 | Рейтинг личной успешности ученика по русскому языку определяется по сумме полученных отметок, деленной на их количество Список класса | 2003-2004 уч.г. | 2004-2005уч.г. | Начало | Конец | Начало | Конец | Рейтинг ученика | Панин Костя | 5,0 | 5,0 | 5,0 | | Лесняк Настя | 5,0 | 5,0 | 5,0 | | Склярова Саша | 5,0 | 5,0 | 4,9 | | Кривоносова Таня | 4,5 | 4,9 | 4,4 | | Ушакова Женя | 4,1 | 4,4 | 4,2 | | Турышева Софья | 4,0 | 4,2 | 4,4 | | Донец Сергей | 4,2 | 4,6 | 4,3 | | Болотникова Оля | 3,6 | 4,0 | 4,0 | | Мухачёв Виталий | 4,0 | 4,0 | 4,0 | | Фролова Настя | 4,1 | 4,4 | 4,3 | | Бородина Катя | 4,1 | 4,5 | 4,2 | | Тужилин Максим | 3,8 | 4,5 | 3,7 | | Тольга Настя | 3,2 | 3,5 | 3,5 | | Солодкий Миша | 3,3 | 4,0 | 3,8 | | Оськина Аня | 3,5 | 3,7 | 3,9 | | Малышкина Лена | 3,5 | 3,7 | 3,5 | | Дебдин Артём | 3,9 | 4,0 | 3,2 | | Алексеенко Таня | 3,5 | 3,5 | 3,1 | | Токма Настя | 3,2 | 3,6 | 3,3 | | Дресвянская Инна | 3,3 | 3,4 | 3,1 | | Подкур Паша | 3,2 | 3,4 | 3,4 | | Назаренко Катя | 3,0 | 3,2 | 3,0 | | Катроша Полина | 3,3 | 3,4 | 3,3 | | Девяткин Саша | 3,0 | 3,1 | 3,0 | | Итого | 3,8 | 4,2 | 3,9 | | Рейтинг помогает видеть рост или спад знаний каждого ученика, в соответствии с этим “простроить” индивидуальную работу с ребенком. Такой рейтинг можно подсчитать по отдельной теме, по итогам четверти и т.д., что стимулирует ученика. В гимназии он проводится по предметам, классам, гимназии. Ежегодно каждый учитель по каждому классу по своему предмету вычленяет наиболее значимые умения и навыки, над которыми работает в течение года, проводит диагностику, анализирует и продвигается дальше с учетом результатов. Например: Предмет - русский язык Класс 6Б ФИО учителя Ксиво А.А. № | Перечень умений и навыков | На начало года | I полугодие | II полугодие | Контрольный срез | влад. | не влад | влад | не влад | влад | не влад | влад | не влад | Общеучебные умения и навыки | Учебно - организационные | 1 2 3 | Организовать рабочее место. Вникать в смысл учебного задания. Выполнять правила гигиены труда. | 24 22 23 | 2 1 | | | | | | | Учебно - интеллектуальные | 1 2 3 4 | Анализировать. Сравнивать. Выделять главное. Делать выводы. | 15 14 14 16 | 9 10 10 8 | | | | | | | Учебно - информационные | 1 2 3 | Проводить библио-течный поиск. Пользоваться компьютером. Использовать СМИ. | 18 24 18 | 6 6 | | | | | | | Предметные умения и навыки | 1 2 3 4 | Работать со словарями. Составлять простой и сложный планы. Работать с лингвистическим текстом. Развивать навыки говорения, письма. | 20 19 17 17 | 4 5 7 7 | | | | | | | Логические умения и навыки | 1 2 3 | Выделять главное. Делать текст логически связным. Раскрывать суть информации в сравнении. | 14 19 14 | 10 5 10 | | | | | | | Коммуникативные умения | 1 2 3 4 | Выстраивать деловые отношения с одноклассниками. Самостоятельно планировать работу. Оценивать свои действия и действия одноклассников. Слушать и слышать объяснения учителя. | 22 18 20 19 | 2 6 4 5 | | | | | | | КОД “Какими ценностями я руководствуюсь в школе” № | Параметры | Суждения | Да | Нет | 1 | Активная, деятельная жизнь | 20 | 4 | 2 | Зрелость суждений и здравый смысл поступков (осознание и предвидение последствий своих действий и поступков) | 21 | 3 | 3 | Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие) | 21 | 3 | 4 | Самостоятельность (как способность ценить свое время и время других, доводить начатое дело до конечного результата без необходимой помощи извне) | 20 | 4 | 5 | Свобода от праздности (как ответственность за свои действия и поступки) | 18 | 6 | 6 | Творчество (возможность творческой деятельности) | 21 | 3 | 7 | Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений) | 21 | 3 | 8 | Здоровый образ жизни | 16 | 8 | 9 | Ответственность за свое будущее | 22 | 2 | 10 | Уважительное отношение к другим (принятие других такими, какие они есть, отсутствие проявлений враждебности в межличностных отношениях) | 23 | 1 | Все диагностики показать в данной статье не предоставляется возможным, их несколько и, по нашему мнению, они работают на успешность как ученика, так и учителя, служат ориентиром для образовательной деятельности.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|