Преподавание русского языка Литературная экскурсия. Урок, посвященный жинеописанию М.В. Салтыкова-ЩедринаNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2024.09.08 Просмотров: 11 Скумс Наталья Степановна, учитель русского языка и литературы Цели:
Оформление:
План-опора
1. Лекция-экскурсия(Экскурсоводы: учитель, учащиеся с правильной выразительной речью, эмоциональные, контактные, заранее подготовленные учителем). 1. Вступительное слово учителя. “Мастер сатиры”. Имена великих сатириков в мировой литературе наперечет: Эзоп в Древней Греции, Рабле во Франции, Свифт в Англии, Марк Твен в Америке, а в России Салтыков-Щедрин. Почему? Потому что это искусство небезобидное и опасное для самого писателя. На протяжении всего творческого пути сатирик имеет дело с общественным злом, с человеческими пороками, которые держат в мучительном напряжении, утомляют. Изматывают его душевные силы. Лишь очень сильный человек может выдержать это каждодневное испытание. Но “в осуждении зла всегда кроется любовь к добру: негодование на общественные язвы, болезни- предполагает страстную тоску о здоровье” (Ф.М. Достоевский). Салтыков-Щедрин не утратил веры в жизнь, в ее красоту и правду. Его творчество явилось показателем национального здоровья, неистощимых творческих сил, пробивающих себе дорогу к Правде. 2. Экскурсовод – ученик 1. “Детство, отрочество, юность и молодость Салтыкова-Щедрина – период жизни с 1826 по1847 гг.” Жизненные противоречия с детских лет вошли в душевный мир Салтыкова- Щедрина, формируя в нем будущий сатирический талант. М.Е. Салтыков-Щедрин родился 15(27) января 1826 г. в Тверской губернии. Отец писателя принадлежал к старинному дворянскому роду Салтыковых, к началу IXX в. разорившемуся. Стремясь поправить материальное положение, Евграф Васильевич женился на дочери богатого московского купца О.М. Забелиной, властолюбивой и расчетливой. Под крышей родительского дома будущему писателю не суждено было испытать семейное тепло и участие. Мать беспощадно относилась не только к крепостным, но и к собственным детям. В противовес безнравственному миру крепостничества в душе Салтыкова-Щедрина рано пробудилась обостренное чувство справедливости и жгучая ненависть к рабству. В 10 лет он покинул родное гнездо. Два года учился в Московском дворянском институте, потом, как отличный ученик, был направлен в Царскосельский лицей. Но и тут не обошлось без противоречий: “Вкус к мышлению был вешью молопоощряемою”, – вспоминает об этом времени писатель. Все лицейское воспитание было направлено тогда к одной исключительной цели – “приготовить чиновника”. 3. Экскурсовод – ученик 2. “Вятская ссылка – период жизни с 1848 по1859 гг., ее литературные итоги”. По окончанию лицея Салтыков определился на службу в Военное ведомство и вступил в социалистический кружок М.В. Петрашевского. Он принял душою учения французских социалистов-утопистов, которые видели бедствие общества в социальном неравенстве, а выход – в нравственном перевоспитании господствующего сословия в духе христианских заповедей. Позднее Салтыков обнаружил зерно противоречия в том, что члены социалистического кружка слишком прекраснодушны в своих мечтаниях. Поэтому его герои (повести “Противоречия” “Запутанное дело”) пытаются найти живое дело, позволяющее изменить жизнь. Обе повести были напечатаны в “Отечественных записках”, и за “стремление к распространению революционных идей” в 1848 году Салтыков был арестован и отправлен в далекую Вятку. В течение многих лет он носил мундир провинциального чиновника, на собственном опыте ощущая разрыв между идеалом и реальностью. Наблюдения над дикими провинциальными нравами и порядками углубляли его ненависть к самодержавно- крепостническому строю и полную жгучего сочувствия любовь к многострадальному народу. Салтыков лучше узнает его нужды, характер, язык. Итогом вятских наблюдений стали его “Губернские очерки”. 4. Экскурсовод – ученик 3. “Государственная служба: Министерство внутренних дел, вице-губернатор Рязани и Твери, председатель казенной палаты в Пензе, Туле и Рязани”. Салтыков-Щедрин – обличитель бюрократического аппарата Российской империи, нуждаясь в заработке, около 20 лет вынужден был носить чиновничий мундир. Он служил вице-губернатором в Рязани и Твери, председателем казенной палаты в Пензе, Туле Рязани. Мужественный, принципиальный, он держался независимо по отношению к начальству, действовал смело и решительно. Ему удается пресечь немало чиновничьих плутней, разоблачить и покарать не одного взяточника. Неоднократно вступается и за бесправных крестьян. “Я не дам в обиду мужика”, – эти слова, сказанные писателем, передавались из уст в уста. Вице- губернатора Салтыкова прозвали “вице-Робеспьером”. Однако Салтыков все больше убеждался, что деятельность чиновника, пусть даже честного и справедливого, не может привести к улучшению народной жизни при существующем общественном строе. В поисках ответа на вопрос, как бороться с антинародной сущностью государственной системы в условиях пассивности и гражданской незрелости народа, писатель подает в отставку (1868 г.) и целиком посвящает себя литературе. Итогом его раздумий данного периода стала “История одного города”. 5. Экскурсовод – ученик 4. “ Последние годы жизни писателя”. Выйдя в отставку, Салтыков-Щедрин становится вместе с Некрасовым во главе “Отечественных записок”. 16 лет неустанного труда отдал он журналу, продолжая публиковать свои язвительные произведения, направленные против основ самодержавия. В 1884 г. “Отечественные записки” закрыли. Последние 5 лет жизни писателя были особенно мучительными, он чувствовал себя одиноким, измученным тяжким недугом. Но продолжал писать. В “Сказках” сатира приобретает вселенский масштаб, это итог многолетних жизненных наблюдений писателя. Работал Салтыков-Щедрин до последнего вздоха и умирал “в полном смысле этого слова воином на поле битвы”. 8 апреля 1885 г. Салтыков-Щедрин скончался. 6. Заключительное слово учителя. “Суровая и требовательная любовь к России”. В одной из сказок Салтыков-Щедрин исповедует народную веру в торжество правды и добра. Христос у него вершит на земле Страшный суд, в согласии с крестьянскими представлениями и христианскими идеалами. Несмотря на все сомнения и противоречия, неизменной оставалась вера писателя в свой народ. “Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России” писал Щедрин. Эти слова можно считать эпиграфом ко всему творчеству сатирика, гнев и презрение которого рождались из суровой и требовательной любви к Родине, из выстраданной веры в ее творческие силы. 2. Самостоятельная работа учащихсяУчащиеся разделены на группы в соответствии с их литературными способностями. Задание 1 группе. Воспроизвести лекционный материал с использованием учебника:
Задание 2 группе. “Путевые заметки” (этой группе учащихся за две недели до урока было предложено прочитать дополнительную литературу: Турков А.М. “Салтыков-Щедрин” – М., 1981 – Серия “Жизнь замечательных людей”). С использованием дополнительной литературы сделать записи интересных фактов биографии писателя, не прозвучавших в лекции. Задание 3 группе. “Мысли в пути” – работа творческого характера. Учащимся предоставляется возможность представить себя в роли современника писателя, определить, как тот или иной момент биографии повлиял на творчество писателя-сатирика. Задание 4 группе (этот вариант предлагается тем, кто любит и умеет рисовать). Нарисовать иллюстрацию к биографии и произведениям писателя. P.S. Данные уроки помогают организовать активную обратную связь; учитель имеет возможность дать оценку работе каждого ученика. Для их проведения нужны сдвоенные уроки. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |