Преподавание русского языка Правописание безударных гласных в корне словаNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2024.08.06 Просмотров: 18 Кушнарева Наталья Владимировна, учитель русского языка Цель урока: закрепление орфографического навыка определения видов орфограмм и правильного выбора их написания, умение членить слова на морфемы. Ход урока I. Организационный момент. II. Фронтальный опрос. - Ребята, сегодня на уроке мы повторим орфограмму «Правописание б/г в корне слова». - В каком разделе русского языка изучается эта орфограмма? (Орфография) - Что такое орфография? (Раздел лингвистики, изучающий правила написания слов). - А какие разделы русской орфографии вы знаете? (Правописание морфем, слитные, дефисные и раздельные написания ,употребление прописной и строчной букв, перенос слов). - Возвращаясь к теме урока «Безударная гласная в корне», скажите, в каком из перечисленных разделов изучается данная тема? (Правописание морфем). - Назовите морфемы. III. – А сейчас мы решим орфографическую задачу. Из данных морфем необходимо составить слова.
- Выделите корни в словах. Ответьте на вопрос, в каком положении может находиться гласная в корне слова? Что можно сказать о правописании гласных в выделенных корнях? Объясните написание б/г в корне. IV. –Ребята, вспомните, с каким видом письма в работе с морфемами мы познакомились? (Поморфемное письмо). - Что такое поморфемное письмо? (Деление слова на морфемы по ходу его написания.) - Запишите, используя поморфемное письмо. - Объясните правописание корней - Что объединяет эти пословицы? - Как вы понимаете их смысл? V. - Ребята, почему нам не нравится, когда мы читаем письмо текст с ошибками? Итак, внимание на доску. - Можно ли сказать, что его написал грамотный человек? (Нет, потому что…) - Что затрудняет чтение и понимание текста? (Ошибки.) - Что важно знать, чтобы правильно писать и говорить? (Правила.) - Известный ученый-языковед, наш соотечественник, Лев Владимирович Щерба, говорил: «Писать безграмотно – значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся, а потому совершенно недопустимо это…» - О чем сказал знаменитый ученый? (О том, что нужно учиться правильно говорить и писать.) - А теперь запишите его в соответствии с орфографическими правилами.
- Прочитаем, как правильно нужно записать это стихотворение. - Какие орфограммы кроме б/г в корне вам встретились? VI. Сейчас мы с вами проведем цифровой диктант и еще раз проверим ваши знания в распознавании орфограмм.
Земля, колосок, чаща, чувство, веселые, березка, голубка, автобус, хлеб, ширь, лесной, солнце, жизнь (1,1,4,3,1,12,12,2,2,4,1,3,4). -Ребята, в этом диктанте вас какие-нибудь слова удивило? (Березка, голубка.) Чем? (Две орфограммы.) VII. - Ребята, вспомните, что такое морфемная модель? (Схема слова, в которой указывается общая морфема для определенной части речи.) - Пользуясь следующими морфемными моделями, докажите, что суффикс несет информацию о лексическом значении слова, подсказывает какой частью речи оно является; окончание указывает, в какой форме слово употреблено. - Придумайте по два слова к каждой морфемной модели. (Беловатыми, голубоватыми, тигрятам, котятам.) - Выделите корни, объясните написание гласных в корне. VIII. Наступила осень, и деревья поражают нас разнообразием красок. Мы любуемся ими, и с удовольствием собираем разноцветные листья. Посмотрите за окошко, какая в этом году красивая осень. - Послушайте стихотворение. - Какое настроение создает это стихотворение? - Нравится? Красивая? Что это за ягоды? - Почему я вам показываю именно рябину? - Какое настроение создает эта картинка и текст? - Сопоставьте их и напишите мини-сочинение в 4-5 предложениях. (Зачитать 2-3 работы.) IX. Подведение итогов урока. - Орфограммы какой морфемы мы с вами сегодня повторили? Назовите их. (корня; б/г, согл.) - Какие морфемы еще вспомнили? - Итак, для чего же нужно грамотно писать и говорить? (Чтобы тебя понимали, грамотная речь формирует эстетический вкус.) X. Оценки за урок с комментариями. Домашнее задание. Параграф № 17 упр. 105. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |