Преподавание русского языка Урок развития речи "Всё весны дыханием согрето". 6-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2024.07.06 Просмотров: 20 Гранина Светлана Алексеевна, учитель русского языка и литературы Цели урока:
Оборудование к уроку: интерактивная доска, проектор, рисунки детей, картины художников Левитан «Март», «Весна. Большая вода», Бакшеев «Голубая весна», музыка Чайковского «Апрель». Ход урокаПриветствие. I. Этап вызова.Ребята, а вы любите путешествовать? Сегодня предлагаю вам совершить удивительное путешествие. А вот куда?... догадайтесь сами. А помогут вам в этом рисунки ребят – ваших сверстников, фотографии, репродукции картин художников-пейзажистов. Что изображено на этих рисунках? Что увидели юные художники? Что подметили? Какие краски использовали в своей работе? (кабинет оформлен картинами ребят о весне, репродукциями художников-пейзажистов) (Приложение 1) А вот фотография. Узнаете пейзаж? Знакомо ли вам это место? (Приложение 3 слайд 1 – фотография возле школы). Да, это я увидела, оказавшись рядом с вашей школой. Пока еще краски не ярки. Природа только готовится к чуду, но пройдет совсем немного времени и буйство красок поразит. (слайд 2) И когда же все это бывает? (весной) А вот как художники-пейзажисты изобразили это время года. (слайд 3 – картины художников: Левитан, Март. Весна, Большая вода; Бакшеев, Голубая весна). Как у Левитана изображена весна? (очень скромно, неброско) А у Бакшеева? (настоящая сказка, очарование) Так куда же путешествуем, в какое время года? (да, совершим путешествие в мир звуков и красок весны) А как же поэтично можно назвать наш урок? (слайд 4). Откройте тетради, запишите тему урока: «Все весны дыханием согрето». II. Целеполагание.(цели устанавливаются совместно с детьми) А чему будем учиться во время путешествия? Быть внимательными, вслушиваться в песни весны, всматриваться в ее краски, постараемся заметить, как природа может изменяться. Постараемся понять, о чем щебечут птицы, журчит ручей, тихонько шепчут первые листочки. Будем работать над своей речью, правильно говорить, правильно писать, развивать творческое воображение. А уроки развития речи готовят нас и к будущему экзамену, к ЕГЭ. А это надо делать? А стихотворение хотите на уроке написать? Но стихотворение необычное, в форме синквейна. А знаете что это такое? Значит узнаем. (5 слайд – цели урока.) III. Осмысление содержанияГлядя на рисунки ребят, фотографии, картины художников, невольно вспоминаешь слова:
А вы услышали, как у нас в классе зазвучал ручеек, но не обычный, а поэтический. Как же писатели пишут об этом времени года? Давайте почитаем стихотворения о весне. (чтение стихотворений М. Пляцковского, И. Бунина, А. Белого, А. Пушкина) стихотворения лежат на партах. (см. Приложение 2) Представили эти картины? А почему поэтам удалось так удивительно описать это время года – весну? Какие выразительные средства языка помогают это сделать? Найдите в стихотворениях эти средства выразительности. Поработайте в паре друг с другом, можно их выписать или подчеркнуть.(проверить) Как вы считаете, трудно сочинять стихи? Давайте побываем в гостях у поэта, в его поэтической мастерской. (слайд 6) Вставьте пропущенные прилагательные, работайте в паре друг с другом. Что получилось? Сравните, что у вас и что у поэта. Дайте оценку. (проверка слайд 6) Ребята, какой вид искусства передает красоту мира через звуки? (музыка) Вот как услышал музыку весны П.И. Чайковский. Послушайте и постарайтесь представить весеннюю картину. (звучит пьеса «Апрель». «Подснежники») Что представили? Я, слушая эту музыку, вспомнила стихотворение Тимофея Белозерова «Легенда о подснежнике».
(Слайд 7 – подснежники) Почему их так назвали? Сделайте морфемный разбор слова. Физминутка.
IV. Комплексный анализ текстаСлайд 8 ( работа с текстом, подготовка к ЕГЭ.)
(Задания к тексту: Можно ли эту запись считать текстом? Какое (ие) предложение (я) простое (ые). Какое предложение (я) сложное (ые). Как вы это определили? Объясните расстановку знаков препинания. Какие предложения по цели высказывания встретились в этом тексте? Назовите слова с орфограммой, безударной гласной, проверяемой ударением; с безударной гласной, непроверяемой ударением. Найдите глагол 2-го лица ед. ч., объясните все орфограммы в этом глаголе. Какие ещё глаголы есть в тексте, назовите их, объясните в них орфограммы. Слова каких частей речи ещё встретились в этом тексте? Какое слово состоит из приставки, корня, суффикса, окончания и суффикса? Слово весна. (слайд 9) Какие ассоциации вызывает это слово. Назовите. Выберите из этих слов существительные и запишите их. Что записали? Существительные: (слайд 10) Работаем в группах.
А какие слова придают речи выразительность? Делают ее красивой? Добавим по два прилагательных.. А теперь оживим предметы весны, придадим им свойства, присущие человеку. Какой прием будем использовать? (олицетворение). Слова какой части речи помогут? (запишем по три глагола) Добавьте к этим записанным словам какую-либо фразу, подходящую по смыслу, т.е. предложение. Добавьте заключительное слово или словосочетание, которое может быть синонимом к нашему предмету, либо же слово, которое определяет эмоциональное отношение ко всему сказанному. V. Вот и написали мы с вами стихотворение в форме синквейна.Необычно. Быстро, удивительно. Вам понравилось? Что такое синквейн? (Слайд 11) VI. Игра «Собери букет».(12 слайд). VII. Итог урока. Рефлексия.Что же мы сегодня делали на уроке? Какие знания и умения закрепили? Что нового узнали? Для чего эти знания могут пригодиться? (Синквейн поможет сжать информацию. Вернуть слайд: Цели урока. Выполнили ли цели урока? Уходя, оденьте весну цветами, прикрепите цветы к доске. Понравилось? Зеленый цветок. Если не все было гладко, желтый цветок, неуютно чувствовал себя на уроке – красный цветок. Спасибо за урок! Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |