Преподавание русского языка Открытый урок по русскому языку в 9-м классе "Стилистические фигуры, изобразительно-выразительные средства языка"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2024.06.30 Просмотров: 17 Попова Любовь Юрьевна, учитель русского языка и литературы Самая большая ценность народа – язык, на котором он пишет, говорит, думает. Д.Н. Лихачев Цели уроков:
Тип занятия: изучение нового материала, обобщение изученного. Оборудование: компьютер, раздаточный материал. ХОД ЗАНЯТИЯ 1. Организационный момент Сообщение учащимся темы и целей занятия, актуальности изучаемой темы. 2. Изучение нового материала. Работа на компьютере с презентацией Слово учителя: – Для того чтобы правильно и грамотно проанализировать текст, нужно знать, какие языковые средства придают тексту выразительность, создают общую образность речи. Нужно уметь анализировать языковые особенности исходного текста, правильно классифицируя изобразительно-выразительные средства языка и определяя их функцию в тексте. Работа с мультимедийным проектором. После данной работы учащимся предлагаем печатный вариант теоретического материала в целях повторения материала перед экзаменом. ЭПИТЕТ – художественное определение предмета, явления; слово, определяющее предмет или явление и подчеркивающее какие-либо его свойства, качества или признаки, например:
МЕТАФОРА – скрытое сравнение, перенос свойств одного предмета на другой по сходству значений, например:
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – разновидность метафоры – наделение неживой материи свойствами и качествами живой, например:
МЕТОНИМИЯ – переименование предмета на основе сходства между предметом и материалом, из которого он изготовлен, например:
содержимым и содержащим, например:
автором и его произведениями, например:
СИНЕКДОХА – разновидность метонимии – переименование предмета на основе количественного соотношения. Название части вместо целого, например:
Указание частного (видового) вместо общего (родового) и наоборот, например:
Употребление единственного числа вместо множественного и наоборот, например:
СРАВНЕНИЕ – вид тропа, в котором одно явление или понятие поясняется путем сопоставления его с другим явлением, например:
ПЕРИФРАЗ – замена слова или словосочетания оборотом, например:
ГИПЕРБОЛА – образное преувеличение, например:
ЛИТОТА – преуменьшение размеров, силы, значения предмета, явления, например:
АЛЛЕГОРИЯ – иносказательное изображение (например, изображение хитрости в образе лисы). ИРОНИЯ – троп, состоящий в употреблении слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки: Отколе, умная, бредешь ты, голова. (И.А.Крылов) СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ АЛОГИЗМ – стилистический прием намеренного нарушения логических связей в целях комизма, иронии.
АНАФОРА – единообразное начало одинаковых синтаксических конструкций в начале каждого параллельного ряда, например:
ЭПИФОРА – повтор одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда, например:
ОКСЮМОРОН – сочетание противоположных по смыслу понятий, например Сладкая боль, горячий снег, живой труп. ПОВТОР – намеренный повтор слов в целях усиления эмоционального воздействия, например:
ИНВЕРСИЯ – непрямой порядок в предложении в стилистических целях, например:
ГРАДАЦИЯ – расположение слов в порядке нарастания или убывания эмоционально-экспрессивного значения:
СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ – единообразное построение в стилистических целях нескольких соседних предложений или отрезков речи, например:
ПАРНОЕ СОЕДИНЕНИЕ ОРДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ, например:
УМОЛЧАНИЕ – намеренная прерывистость речи, например
ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ – использование односоставных назывных предложений в начале текста, например:
РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС – вопрос, не требующий ответа, например:
РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ – обращение к предмету художественного изображения, например:
ВОПРОС И ОТВЕТ НА НЕГО, например:
КОМПОЗИЦИОННЫЙ СТЫК – повтор в начале нового предложения слов из предыдущего, обычно заканчивающих первое предложение, например:
АНТИТЕЗА – противопоставление предложений по значению, например:
ОБРАЩЕНИЕ В НАЧАЛЕ ТЕКСТА, например:
ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ – отрыв в стилистических целях от предложения его части и оформление ее как самостоятельного предложения, например:
СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, например:
ЭЛЛИПСИС – контекстуальный пропуск элементов высказывания, например:
МНОГОСОЮЗИЕ – намеренный повтор союзов, создающий единство перечисления, например:
БЕССОЮЗИЕ – намеренный пропуск соединительных союзов между членами предложения или предложениями, передающий стремительность, насыщенность впечатлениями:
Таким образом, необходимо уметь находить образные средства в анализируемых текстах и уметь использовать в собственной речи. 3. Закрепление изученного материала Задание 1. Произведите анализ средств изобразительности в тексте, созданном ученицей (в тексте изобилие эпитетов, сравнений, олицетворений, метафор). (Приложение 1) Задание 2. Заполните перфокарту, определяя средства выразительности, самостоятельно. (Приложение 2) Задание 3. Экспресс-опрос. Выберите самостоятельно форму работы (индивидуально, в паре, тройке, группе) на этапе решения заданий. Выполните тестовые задания. Самопроверка с выставлением оценок. 1. Какой термин обозначает «повторение отдельных слов или оборотов в начале предложений, из которых состоит высказывание»: 1) антитеза; 2) анафора; 3) эпифора; 4) лексический повтор? Задание 4. Контрольное решение практических задач. Запишите ответы в тетрадь №1. Какое средство выразительности отмечено в стихотворных строках?
№2. Какое из перечисленных средств использовано в стихотворении А.Ахматовой:
№3. «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что свершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» (И.С.Тургенев) Ученик утверждает: «В своём высказывании И.С.Тургенев использует эпитеты, риторические восклицания и риторический вопрос, парцелляцию, синонимы, повторы». Какое средство названо ошибочно?
№4. В каком ряду верно указаны все средства выразительности, характерные для данного высказывания? «Я уверен, что для полного овладения русским языком, для того, чтобы не потерять чувство этого языка, нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но общение с пажитями и лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым цветком, что кивает головой из-под куста лещины». (К.Г.Паустовский.)
№5. Какие из перечисленных средств выразительности характерны для следующих стихотворных строк:
4. Подведение итогов 5. Домашняя работа. Составить текст на любую тему с использованием тропов. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |