Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Открытый урок по русскому языку в 9-м классе "Стилистические фигуры, изобразительно-выразительные средства языка"
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Открытый урок по русскому языку в 9-м классе "Стилистические фигуры, изобразительно-выразительные средства языка"


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2024.06.30
Просмотров: 17

Попова Любовь Юрьевна, учитель русского языка и литературы

Самая большая ценность народа – язык, на котором он пишет, говорит, думает.

Д.Н. Лихачев

Цели уроков:

  • систематизация знаний о стилистических фигурах, изобразительно-выразительных средствах языка;
  • совершенствование навыков стилистического анализа текста художественного и публицистического стилей речи, отработка задания А6 ГИА в 9 классе;
  • закрепление изученного материала через творческие задания, перфокарты, тесты.

Тип занятия: изучение нового материала, обобщение изученного.

Оборудование: компьютер, раздаточный материал.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

Сообщение учащимся темы и целей занятия, актуальности изучаемой темы.
Подготовка к ГИА – неотъемлемая часть современного курса русского языка 9 класса. Сегодня на уроке мы еще раз обратимся к словам Д Лихачева: «Самая большая ценность народа – язык, на котором он пишет, говорит, думает» - эти слова станут эпиграфом урока, на котором мы будем закреплять умения анализировать текст, работать с перфокартами, применять теоретические знания при выполнении разных заданий по изученной теме.
Обратимся к структуре урока.

2. Изучение нового материала. Работа на компьютере с презентацией

Слово учителя:

– Для того чтобы правильно и грамотно проанализировать текст, нужно знать, какие языковые средства придают тексту выразительность, создают общую образность речи. Нужно уметь анализировать языковые особенности исходного текста, правильно классифицируя изобразительно-выразительные средства языка и определяя их функцию в тексте.

Работа с мультимедийным проектором. После данной работы учащимся предлагаем печатный вариант теоретического материала в целях повторения материала перед экзаменом.
ТРОП – употребление слова в переносном значении для характеристики какого-либо явления при помощи вторичных смысловых оттенков, присущих этому слову. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нам близкими в каком-либо отношении. Тропами являются эпитет, метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, ирония, литота, аллегория, перифраз, олицетворение, сравнение.

ЭПИТЕТ – художественное определение предмета, явления; слово, определяющее предмет или явление и подчеркивающее какие-либо его свойства, качества или признаки, например:

Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой… (Лермонтов)

МЕТАФОРАскрытое сравнение, перенос свойств одного предмета на другой по сходству значений, например:

Я памятью живу с увядшими мечтами,
Виденья прежних лет толпятся предо мной… (Лермонтов)

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – разновидность метафоры – наделение неживой материи свойствами и качествами живой, например:

К ней прилегла в опочивальне ее сиделка – тишина (А.А.Блок)

МЕТОНИМИЯ – переименование предмета на основе сходства между предметом и материалом, из которого он изготовлен, например:

Там царь Кащей над златом чахнет… (Пушкин)

содержимым и содержащим, например:

Выпей рюмку! (Горький)

автором и его произведениями, например:

Белинского и Гоголя с базара понесут (Некрасов)

СИНЕКДОХА – разновидность метонимии – переименование предмета на основе количественного соотношения. Название части вместо целого, например:

Не боюся я Востока (вместо стран Востока)! –
Отвечал Казбек, –
Род людской там спит глубоко
Уж девятый век. (Лермонтов)

Указание частного (видового) вместо общего (родового) и наоборот, например:

Других Маяковских (вместо родственников), по-видимому, не имеется. (Маяковский)

Употребление единственного числа вместо множественного и наоборот, например:

«Берегись! – сказал Казбеку
Седовласый Шат,
Покорился человеку
Ты недаром, брат!» (Лермонтов)

СРАВНЕНИЕ – вид тропа, в котором одно явление или понятие поясняется путем сопоставления его с другим явлением, например:

Воздух так чист, как молитва ребенка. (Лермонтов)

ПЕРИФРАЗ – замена слова или словосочетания оборотом, например:

Царь зверей (лев), страна восходящего солнца (Япония)

ГИПЕРБОЛА – образное преувеличение, например:

Сразу могла б поместиться в рот целая фаршированная тыква. (Маяковский)

ЛИТОТА – преуменьшение размеров, силы, значения предмета, явления, например:

Много ль человеку надо? Клочок –
Небольшие штаны и что-нибудь из хлеба. (Маяковский)

АЛЛЕГОРИЯ – иносказательное изображение (например, изображение хитрости в образе лисы).

ИРОНИЯ – троп, состоящий в употреблении слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки: Отколе, умная, бредешь ты, голова. (И.А.Крылов)

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

АЛОГИЗМ – стилистический прием намеренного нарушения логических связей в целях комизма, иронии.

Лев Саввич Турманов, дюжинный обыватель, имеющий капиталец, молодую жену и солидную плешь, как-то играл у приятеля в винт. (Чехов)

АНАФОРА – единообразное начало одинаковых синтаксических конструкций в начале каждого параллельного ряда, например:

Клянусь я первым днем творенья,
Клянусь его последним днем,
Клянусь восторгом преступления
И вечной правды торжеством… (Лермонтов)

ЭПИФОРА – повтор одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда, например:

В синее небо ширя глаза – как восклицаешь: – Будет гроза!
На проходимца вскинувши бровь – как восклицаешь: – Будет любовь!
Сквозь равнодушья серые мхи – так восклицаю: – Будут стихи! (Цветаева)

ОКСЮМОРОН сочетание противоположных по смыслу понятий, например

Сладкая боль, горячий снег, живой труп.

ПОВТОР – намеренный повтор слов в целях усиления эмоционального воздействия, например:

И стих безумный, стих печальный
В альбом твой бросил для тебя. (Лермонтов)

ИНВЕРСИЯнепрямой порядок в предложении в стилистических целях, например:

Хвост он на всякий случай подобрал под себя. (Паустовский)

ГРАДАЦИЯрасположение слов в порядке нарастания или убывания эмоционально-экспрессивного значения:

Бросьте!
Забудьте.
Плюньте
и на рифмы,
и на арии,
и на розовый куст,
и на прочие мелехлюндии
из арсеналов искусств. (Маяковский)

СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ – единообразное построение в стилистических целях нескольких соседних предложений или отрезков речи, например:

Твой ум глубок, что море. Твой дух высок, что горы. (Брюсов)

ПАРНОЕ СОЕДИНЕНИЕ ОРДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ, например:

Он говорил громко и взволнованно, горячо и убедительно

УМОЛЧАНИЕ намеренная прерывистость речи, например

Прошел, час, два, три…Пора было ложиться спать… (Паустовский)

ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ – использование односоставных назывных предложений в начале текста, например:

Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. (Блок)

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС – вопрос, не требующий ответа, например:

Сколько еще молчать? Как можно так себя вести?

РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ – обращение к предмету художественного изображения, например:

Синие горы Кавказа, приветствую вас! Вы взлелеяли детство мое; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучали, и я с той поры все мечтаю об вас да о небе. Престолы природы, с которых как дым улетают громовые тучи, кто раз лишь на ваших вершинах творцу помолился, тот жизнь презирает, хотя в то мгновенье гордился он ею! (Лермонтов)

ВОПРОС И ОТВЕТ НА НЕГО, например:

Что вижу я? Латинские стихи! (Пушкин)

КОМПОЗИЦИОННЫЙ СТЫК – повтор в начале нового предложения слов из предыдущего, обычно заканчивающих первое предложение, например:

…елку кто-то срубил. Срубил не у корня, а забрал юную пушистую верхушку (Тэсс)

АНТИТЕЗА – противопоставление предложений по значению, например:

Ленька потащил леску. Кот отчаянно упирался… (Паустовский)

ОБРАЩЕНИЕ В НАЧАЛЕ ТЕКСТА, например:

Добрый папаша!К чему в обаянии
Умного Ваню держать? (Некрасов)

ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ – отрыв в стилистических целях от предложения его части и оформление ее как самостоятельного предложения, например:

И шел ты с женщиной – не отрекись.
Я все заметила – не говори.
Блондинка. Хрупкая.
Ее костюм был черный.
Английский. (Северянин)

СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, например:

И в глазах завяли маргаритки,
Как болотный гаснет огонек. (Есенин)

ЭЛЛИПСИС – контекстуальный пропуск элементов высказывания, например:

Слышится крик у соседней полосыньки,
Баба туда – растрепалися косыньки. (Некрасов)

МНОГОСОЮЗИЕ намеренный повтор союзов, создающий единство перечисления, например:

И справа, и слева,
И сзади, и прямо
И красный и белый: – Мама! (Цветаева)

БЕССОЮЗИЕ – намеренный пропуск соединительных союзов между членами предложения или предложениями, передающий стремительность, насыщенность впечатлениями:

Швед, русский – колет, рубит, режет, бой барабанный,
Клики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье, стон…(Лермонтов)

Таким образом, необходимо уметь находить образные средства в анализируемых текстах и уметь использовать в собственной речи.

3. Закрепление изученного материала

Задание 1. Произведите анализ средств изобразительности в тексте, созданном ученицей (в тексте изобилие эпитетов, сравнений, олицетворений, метафор). (Приложение 1)

Задание 2. Заполните перфокарту, определяя средства выразительности, самостоятельно. (Приложение 2)

Задание 3. Экспресс-опрос. Выберите самостоятельно форму работы (индивидуально, в паре, тройке, группе) на этапе решения заданий. Выполните тестовые задания.

Самопроверка с выставлением оценок.

1. Какой термин обозначает «повторение отдельных слов или оборотов в начале предложений, из которых состоит высказывание»: 1) антитеза; 2) анафора; 3) эпифора; 4) лексический повтор?
2. Стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо подразумеваемого члена предложения (неполные предложения) с целью придания высказыванию динамичности, интонации живой речи: 1) умолчание; 2) параллелизм; 3) эллипсис; 4) бессоюзие?
3. Художественное образное определение – это 1) эпитет; 2) метафора; 3) анафора; 4) олицетворение?
4. Оборот речи, заменяющий слова или словосочетания; указывает на существенные признаки неназванного предмета: 1) метонимия; 2) перифраза; 3) синекдоха; 4) метафора?
5. В каком варианте ответа названы только фигуры речи: 1) метафора, риторический вопрос; 2) эпитет, сравнение; 3) инверсия, литота; 4) риторическое обращение, градация?

Задание 4. Контрольное решение практических задач. Запишите ответы в тетрадь

№1. Какое средство выразительности отмечено в стихотворных строках?

Сотни слов родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях. (В.Шефнер «Устная речь»)

1) олицетворение;
2) синекдоха;
3) сравнение;
4) аллегория

№2. Какое из перечисленных средств использовано в стихотворении А.Ахматовой:

Ржавеет золото, и истлевает сталь,
Крошится мрамор. К смерти все готово.
Всего прочнее на земле печаль
И долговечней – царственное слово. (А.Ахматова, 1945)

1) метонимия;
2) оксюморон;
3) аллегория;
4) эпитеты;

№3. «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что свершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» (И.С.Тургенев)

Ученик утверждает: «В своём высказывании И.С.Тургенев использует эпитеты, риторические восклицания и риторический вопрос, парцелляцию, синонимы, повторы». Какое средство названо ошибочно?

1) парцелляция;
2) повторы;
3) эпитеты;
4) синонимы.

№4. В каком ряду верно указаны все средства выразительности, характерные для данного высказывания?

«Я уверен, что для полного овладения русским языком, для того, чтобы не потерять чувство этого языка, нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но общение с пажитями и лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым цветком, что кивает головой из-под куста лещины». (К.Г.Паустовский.)

1) устаревшее слово, инверсия, эпитеты;
2) лексические повторы, олицетворение, ряды однородныхчленов;
3) параллелизм, сравнение, метафора;
4) оксюморон, антонимы, лексические повторы

№5. Какие из перечисленных средств выразительности характерны для следующих стихотворных строк:

Мой верный друг! Мой раб коварный!
Мой царь! Мой раб! родной язык! (В.Брюсов «Родной язык»)

1) инверсия;
2) риторический вопрос;
3) лексический повтор;
4) сравнение;
5) литота;
6) анафора;
7) антонимы;
8) риторическое обращение

4. Подведение итогов

5. Домашняя работа. Составить текст на любую тему с использованием тропов.


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21