Преподавание русского языка Осенние мотивы в лирике русских классиков XIX–XX веков. Путешествие в сентябрьский лесNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2024.06.22 Просмотров: 20 Поченкова Наталья Анатольевна, учитель русского языка и литературы Цели урока:
Дополнительные (развивающие) цели и задачи:
Оборудование:
Несколько слов о данном уроке: Тип: интегрированный урок. Урок – исследование (творческий уровень). Форма урока – заочное путешествие. Время проведения урока – начало сентября. Урочное время – 45 минут Литература – урок внеклассного чтения, своего рода “мостик” к изучению философской лирики XIX-XX вв. в 10 и 11 классах, к тому же рассчитан как один из первых уроков в новом учебном году для создания положительной мотивации к творческому процессу. Я бы назвала часть этого урока “лирическим отступлением” и “калейдоскопом впечатлений”. Риторика – несколько опережающий “программный” урок по теме “Путевой очерк как речевой жанр”, который в дальнейшем предполагает углубление, обобщение и закрепление полученных знаний об этом жанре. Русский язык - с 5 класса, в период изучения грамматических особенностей имени прилагательного, акцентируется внимание и на эпитетах. Поэтому в рамках данного урока девятиклассники с удовольствием обобщат и повторят приобретённые ими знания по этой теме. Также особое внимание уделяется грамотному оформлению устной и письменной речи. Урок предполагает предварительное путешествие в сентябрьский лес (полесье) сначала учителя, который демонстрирует полученные материалы, делится впечатлениями, умело “вплетая” в свой рассказ научный материал, организуя целостную структуру урока. А затем – самих ребят, которые самостоятельно создадут путевые заметки или очерки, а также, возможно, представят собственные лирические произведения. Ход урока Вступительное слово учителя: - Ребята! Вот мы с вами и попрощались с красным летом и встретили загадочный сентябрь. Поистине, это чудесный осенний месяц! Особенно, если любуешься его чарующей и вопиющей красотой в лесу. Давайте же совершим путешествие в сентябрьский лес, неспешное, вдумчивое! В пути мы познакомимся с лирическими произведениями русских классиков 19-20 вв., чтобы вместе с ними причаститься могуществу и таинству осенней природы. Вероятно, кто-то из вас тоже захочет поделиться с нами собственными впечатлениями в своих стихотворениях. Такие желающие, конечно, будут отмечены. Каждый из путешественников сможет получить не только незабываемые впечатления и новые знания, но и положительные отметки, в том числе за свои путевые очерки. С этим речевым жанром мы также познакомимся в ходе нашей прогулки. У.: Итак, начнём! Полюбуемся сентябрьскими пейзажами! Оцените их великолепие, проникнетесь, неунывающие путешественники, осенней песней! Внимание, задание! Озаглавьте данный музыкальный фрагмент, поделитесь своими первичными впечатлениями в устной или письменной форме. Демонстрируется музыкальная видео зарисовка осенней природы. Каждый педагог может предложить собственные зарисовки, отснятые во время своего путешествия. После просмотра ученики предлагают свои заголовки к сюжету, например: “Осенняя прелесть”, “Торжество сентября”, “По следам осени”, “Дорогами сентября”, и т. д. Далее беседуем: “Что особенно запомнилось в осенних пейзажах? Какие чувства в вас пробудили картины осенней природы в музыкальном сопровождении? Какую музыку вы бы присовокупили к этому фрагменту?” У.: Вот мы с вами и миновали первые лесные тропки. Давайте зафиксируем в текстовом виде полученные нами впечатления! Например, “ Осень, как известно, – удивительная пора! Так незабываем и притягателен сентябрьский лес! Видимая сумрачность и утомлённость этого разряженного шалуна обманчива. Ведь сколько очарования и шарма под куполом молчаливых дерев, сколько игры и загадок в пёстрой мозаике листьев! Так что не пройдёшь беспечно мимо осеннего терема, забывчиво нырнёшь в тревожный его лабиринт!” Ученики зачитывают свои тексты, попутно вместе с педагогом корректируют речевые ошибки и недочёты. У.: Итак, ребята! Считайте, что это – начало вашего будущего путевого очерка. Что это за жанр? А давайте поиграем в “Юного разведчика”! Слушаем внимательно условия игры, самые активные получат пятёрки в журнал! Откройте стр. 197 -209 учебника по риторике за 9 класс. Да-да! Мы чуть опередим события. Вы уже знаете, как отыскать научный материал в учебных статьях. Так, вам предстоит “разведать” данные страницы и отыскать необходимые, важные сведения, как раз касающиеся структуры и создания путевого очерка. Все “добытые” знания мы поместим в следующую таблицу:
У.: Т. о., в путевом очерке важно не просто поделиться фактами и впечатлениями, но и поразмыслить над какой-либо проблемой. Предложите, ребята, свои темы для размышления во время пути по осенним тропкам. Но перед этим давайте продолжим наше путешествие и просмотрим ряд фрагментов, записанных мною во время предварительного визита в сентябрьский лес. Вы услышите стихотворения русских классиков XIX-XX вв. в моём исполнении. Узнаете ли вы авторов и названия стихотворений, прозвучавших в видеофрагментах? Демонстрируются видеофрагменты, в которых на фоне пейзажей учителем озвучиваются стихотворения Ф. И. Тютчева “Есть в осени первоначальной…” и “Осенний вечер”, а также С. А. Есенина “По-осеннему кычет сова…” Каждый из преподавателей может самостоятельно отснять подобные кадры. У.: Молодцы, коли вспомнили авторов и названия стихотворений, прозвучавших в данных отрывках. Дополнительно я включила и собственные лирические произведения – отголоски незабываемых впечатлений. Предлагаю подробнее познакомиться с текстами этих двух замечательных классиков. Ученикам выдаются распечатки с текстами стихотворений Ф. И. Тютчева и С. А. Есенина. Далее – творческий анализ текстов по следующим вопросам: 1. Какие чувства пробуждает каждое из стихотворений? 2. Сопоставьте описание осенних пейзажей: - что общего в изображении осени, в настроении? - что индивидуально? 3. О чём размышляют, по-вашему, Ф. И. Тютчев и С. А. Есенин? 4. Какую мелодию вы бы предложили в качестве фона во время выразительного чтения данных произведений? В ходе анализа учителем корректируются ответы, и обобщающие выводы фиксируются на доске и в тетрадях: Ф. И. Тютчев: лирика глубоко философская. Природа – это целое, необъятное, одухотворённое, загадочное царство; великое и непостижимое разумом явление. Пейзажи насыщены красками, звуками, чувствами, переживаниями:
Вместе с тем ощущается некая тревожность, предчувствуются “сходящие бури”, и человек, постигающий осенние метаморфозы, как бы сопрягается с живой душой природы, её противоборства отождествляются с его противоречивой сущностью:
Противоречивость как человека, так и природы, акцентируется:: “умильная прелесть”, “чистая лазурь” и “зловещий блеск…дерев”, “порывистый, холодный ветр порою…”, “кроткая улыбка увяданья…”. Кажется, что теперь уже речь не о том, что видишь со стороны, а о том, что ты сам сбой являешь, что отражает от тебя, как в зеркале, окружающая действительность. Т.о., ощущается сложность, многообразие и неоднозначность природных явлений осени, уподобляемых человеческому бытию. С. А. Есенин: философское размышление о судьбе поэта, выходца из села Константинова. Осень – это уже не романтическое созерцание и постижение “умильной таинственной прелести”, а, скорее, необратимое увядание, печальное знамение:
Есенин отождествляет неизбежные процессы в судьбе человека и необратимые явления в круговороте природы:
Поэт с любовью отзывается о своём прекрасном родном уголке. Он описывает родственные отношения, подчёркивая неразрывную связь лирического героя с сельской природой, близкой и дорогой С. А. Есенину:
Но неизбежное “новое” тревожит поэта и осеннюю природу:
Это “ветр” неизменных и близких перемен. Поэта печалит, что его время проходит, и забвение наступит подобно тому, как естественен круговорот явлений в природе. В данном стихотворении Есенина это “новое” вполне конкретизировано:
Однако это “новое”, тем не менее, оптимистично. Т. о., природа и человек в лирическом произведении С. А. Есенина образуют единый мир, но не идиллический, а реальный, осязаемый. Переживания лирического героя и родной ему окружающей среды противоречивы. Учитель отмечает положительными оценками наиболее старательных учащихся. У.: Ребята, а на какие темы вы бы поразмышляли во время путешествия по лесным дорогам осени? Ребята предлагают разные темы и проблемы, например, “Неизбежность перемен”, “Круговорот в природе и в жизни людей”, “Невостребованная красота осени” и др. У.: Надеюсь, вы теперь заинтересовались лирическими произведениями русских классиков XIX-XX веков, которые размышляли над темой “Человек и природа”. А мы с вами, завершая путешествие, не можем не остановиться на эпитетах как одном из важнейших и значимых тропов для образного оформления своих переживаний, впечатлений, мыслей, чувств. Давайте вспомним, какой частью речи выражен эпитет? Верно, именем прилагательным, употребляемым в переносном значении: румяное яблоко, золотой лист и т. д. Перед вами фотографии осенних пейзажей. Рассмотрите их подробнее и напишите как можно больше эпитетов к любому из предложенных изображений. Учитель отмечает положительными оценками наиболее старательных учащихся. Домашнее задание: 1. Выбрать один из двух вариантов: - нарисовать красочные осенние пейзажи с приложением к ним своих стихотворений; - подготовить устные сообщения о творчестве любого поэта XIX-XX вв., одной из основных тем которого была “Человек и природа” (Ф. И. Тютчев, А. Н. Майков, А. А. Фет, С. А. Есенин и др.) 2. Поделиться своими впечатлениями о путешествии, а, вместе с тем, поразмышлять на какую – либо тему в своём путевом очерке. На конкурс – “Я – журналист!” Оформление, прилагаемые видео- и фотоматериалы поощряются особо. А также учитывается грамотность письменной речи. Желательно, посетить осенний лес. Однако принимаются путевые очерки и о других реально совершённых вами путешествиях (не забывайте о фактической стороне этого речевого жанра). Заключительное слово учителя: - Вот мы и завершили наше путешествие! Пожалуйста, поделитесь своими впечатлениями, предложениями. Что вы усвоили, запомнили. Что осталось неясным, непонятным? Куда бы вы хотели отправиться со мной в следующий раз? С какой целью? Почему так важно не забывать о классических образцах художественной литературы? Зачем мы всегда обращаем внимание на грамотность письменной и устной форм речи? Т. о, наше путешествие оказалось не только увлекательным, но и плодотворным! Мы постараемся научиться создавать грамотные путевые очерки о собственных реальных путешествиях! В счастливый путь! Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |