Преподавание русского языка Подготовка к сочинению-рассуждению по данной фразе прочитанного текстаNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2025.04.23 Просмотров: 3 Байрацкая Антонина Евсеевна, учитель русского языка и литературы Презентации к урокуЗагрузить презентацию (279,5 КБ) Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию. Цели урока:
Оборудование урока:
Ход урока Орг. момент. Формулировка темы урока. Создание психологического настроя к предстоящей работе: Звучит стих. Б.Окуджавы "Святое воинство". Вопросы классу: - О чем это стихотворение? - Что называет автор "святым воинством"? - Что утверждает поэт? На экране слова: совесть, благородство, достоинство Активизация знаний учащихся: Продолжим список этих понятий: Милосердие, доброта, долг, честь, любовь, дружба, верность : Вопросы классу: - Что объединяет эти слова? (Варианты ответа: 1) Имена существительные. 2) Нравственные категории) - Какова роль этих понятий в жизни человека? Имеют ли они какую-нибудь ценность? Нужны ли они нам в жизни? Учитель: А вот как отвечает на этот вопрос поэт А.Яшин. (Текст стихотв. - на экране)
("Не просто слова" А.Яшин) Учитель: Совесть, благородство, достоинство: такие привычные и знакомые слова: они звучат с экранов телевизоров и просто на улице, встречаются на страницах газет и в школьных сочинениях. Употребляя их в разговоре, мы едва ли задумываемся о том, что существование этих слов - основы нашего бытия. Без них человеческий род давно бы угас. Это наследство, переданное нам через века. Прочитаем высказывания о совести (на листах у каждого) - Что утверждает Маргарита Наваррская? "Не может быть истинного наслаждения, если совесть у человека нечиста". - Что мы можем прочитать у Г.Р.Державина? "Что слава? Счастье нам прямое жить с нашей совестью в покое". - Что вторит ему А.С.Пушкин? "Да, жалок тот, в ком совесть нечиста". - Так что же такое совесть? (Ребята отвечают на поставленный вопрос) Учитель: А теперь давайте заглянем в толковый словарь С.Ожегова. Работа со словарем: Учащийся читает словарную статью к слову "совесть". Задание 1: запишите 2-3 примера по ходу чтения словарной статьи. (Люди с чистой совестью. Поступить по совести. Этот поступок лежит на его совести и др.) СОВЕСТЬ, -и, ж. Чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом. Люди с чистой совестью. С. нечиста у кого-н. Со спокойной совестью делать что-н. (делать что-н., будучи уверенным в своей правоте). Угрызения совести. Поступить по совести (как требует совесть). Свобода совести (отсутствие ограничений в исповедовании какой-н. религии). Этот поступок лежит на его совести (он несет моральную ответственность за поступок). На совесть сделать (добросовестно, хорошо). Для очистки совести (чтобы потом не винить себя в чем-н.). По совести говоря или по совести (вводное слово: говоря откровенно). Надо и совесть знать (надо прекратить делать то, что несправедливо). Задание 2: подберите однокоренные слова к слову "совесть" и разберите их по составу: (Совесть, совестливый, совестливо, бессовестный, бессовестно) Задание 3: Синтаксический разбор предложения "Не может быть истинного наслаждения, если совесть у человека нечиста". Определение задачи урока: Объясни смысл фразы прочитанного текста "О, конечно, это всегда так бывает: стоит понизиться на два градуса температуре тела, и совесть замерзает:" (На доске эта запись сделана до урока) и написать сочинение-рассуждение по данной фразе текста. Повторение сведений о композиции сочинения-рассуждения. - Какой тип речи подойдет нам для выполнения данного задания: повествование, рассуждение или описание? - Вспомните план сочинения-рассуждения. Работа с текстом В.Короленко "Мороз" Чтение текста вслух (тексты на листах у всех уч-ся); Вопросы по содержанию текста: - Кто герои этого рассказа? Сколько их? - Когда и где происходит действие рассказа? - Что случилось в пути? Почему герой проехал мимо, не заметил в лесу человека? - Какую оценку дадите вы поступку героя? Работа в группах: - Какова тема данного текста? Почему он так называется? - Какова основная мысль текста? Что утверждает автор? - Есть ли в тексте слова, в которых выражена его основная мысль? - Как вы понимаете смысл этих слов? Создание алгоритма написания сочинения-рассуждения по фразе текста. 1 шаг: Беседа по тексту -Так о чем этот текст? Какова его тема? Почему текст имеет такое название? (О равнодушии к чужой беде, к человеку, к себе подобному, о человеческой слабости, о безнравственном поступке героя. Мороз - испытание героя на совесть. Он высветил его человеческую сущность, изъян его души, его равнодушие). 2 шаг: Работа с фразой текста. Прочитайте вопрос-задание. Запишите и подчеркните ключевые слова фразы, смысл которой надо объяснить. Ответьте на вопросы: - Какие слова данной фразы вы считаете главными для понимания смысла? - Какое художественное средство использовал здесь автор? (Антитеза) - Как надо понимать смысл слов "понизиться температуре тела" - "совесть замерзает"? - И в кого тогда превращается человек? (в "себялюбивое животное") /Работа в группах/ Обмен мнениями между представителями групп. На экране фраза "О, конечно, это всегда так бывает: стоит понизиться на два градуса температуре тела, и совесть замерзает:" 3 шаг. Работа над тезисом. Внимательно прочитай вопрос-задание и сформулируй ответ на него в соответствии с основной мыслью текста, т.е. объясни смысл данной фразы. Самостоятельная работа уч-ся в группах. Смысл данной фразы, на мой взгляд, заключается в том, что человек, живущий только для себя, думающий только о себе, перестает быть человеком. Он превращается в "себялюбивое животное. Учитель: Мы ответили на поставленный вопрос? (Да.) Это есть начало вашего сочинения. - Какой тип речи для продолжения данного сочинения нам подойдет: повествование, рассуждение, описание? (Рассуждение) - Вы помните схему написания сочинения-рассуждения? (См. памятку на экране) - Нами составленный ответ на вопрос к фразе можно считать тезисом? 4 шаг. Подбор аргументов из текста Подбери 2 примера-аргумента, соответствующие объяснению содержания данного фрагмента (Работа учащихся в группах) 1 аргумент: Герой не остановился и не помог замерзающему в лесу человеку. 2 аргумент: Не может спокойно спать. Пытается свалить вину на мороз. Обмен мнениями. Корректировка полученного текста с точки зрения смысловой цельности, речевой связности и последовательности изложения мыслей. - Можно ли считать наше сочинение законченным? - Каков следующий шаг нашей деятельности? 5 шаг. Работа над заключением, выводом Сделай вывод-заключение к своему сочинению. Возможные варианты заключения: Вот что значит быть : Таким образом, автор : Над этими вопросами заставил меня задуматься автор данного текста. Прочитав данный текст, я понял, что : Так что нельзя быть : Видно, не зря кто-то сказал: "Чистая совесть - превосходное снотворное". (Объем сочинения-рассуждения типа С2.2 - 70 слов) Повторение алгоритма написания сочинения-рассуждения по данной фразе из прочитанного текста Повторный просмотр слайдов презентации и заполнение таблицы (См. Приложение 2) Возможные варианты заключения к сочинению: Вот что значит быть : Таким образом, автор : Над этими вопросами заставил меня задуматься автор данного текста. Прочитав данный текст, я понял, что : Так что нельзя быть : Видно, не зря кто-то сказал: "Чистая совесть - превосходное снотворное". Подведение итогов урока. - Что ты уже знал по теме данного урока? - Чему ты сегодня научился на уроке? - Ты готов написать сочинение по данному тексту? - Что тебе еще неясно, трудно, непонятно? Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение по данному тексту. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |