Преподавание литературы Урок по рассказу А.И. Солженицына "Матренин двор"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2024.06.11 Просмотров: 28 Чекасина Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы Цели урока:
Эпиграф к уроку: “Есть такие прирождённые ангелы – они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жижи (насилия, лжи, мифов о счастье и законности), нисколько в ней не утопая…” (А.И.Солженицын). Ход урока1. Орг. момент.2. Вступительное слово учителя.Рассказ “Матрёнин двор” написан в 1959г., а опубликован в 1964г. в журнале “Новый мир”. Первоначальное его название – “Не стоит село без праведника” – Солженицын, по совету Твардовского (из-за цензурных препятствий) изменил на “Матрёнин двор”. Год действия в рассказе – 1956. “Матрёнин двор” – произведение во многом автобиографичное. Это рассказ Солженицына о той ситуации, в которой он оказался, вернувшись “из пыльной горячей пустыни”, т.е. из лагеря. Ему “хотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России”, найти “тихий уголок России подальше от железных дорог”. Бывший лагерник мог наняться только на тяжёлые работы, он же хотел учительствовать. После реабилитации в 1957г. Солженицын некоторое время работал учителем математики, физики и астрономии во Владимирской области, жил в деревне Мильцево у крестьянки Матрёны Васильевны Захаровой. Рассказ “Матрёнин двор” выходит за рамки обычных воспоминаний и приобретает глубокое значение, признан классикой. Его называли “блистательным”, “подлинно гениальным произведением”. Сегодня на уроке мы попытаемся понять и оценить поступки героев рассказа и разобраться в его философском смысле. 3. Беседа.– Посмотрите на слова Солженицына, которые я взяла эпиграфом к сегодняшнему уроку. Как вы понимаете эти слова? – К эпиграфу мы ещё вернёмся в конце урока. – Рассказ прочитан. Назовите главных героев. – Давайте попробуем понять эти образы. Выделите главное, с вашей точки зрения, событие, главную ситуацию, которые помогают понять характеры героев. Объясните, почему вы так считаете. (Разрушение дома.) – А теперь попробуем рассмотреть, какие черты характера, личные качества проявляет каждый из главных героев в данной ситуации. 4. Работа в группах.Перед вами таблица, которую нужно заполнить. Можно своими словами, а можно цитатами. После этого нужно будет рассказать о результатах работы группы. Какие черты характера, личные качества проявляет Матрёна в данной ситуации?
Какие черты характера, личные качества проявляет Фаддей в данной ситуации?
Примерные ответы учащихся: Какие черты характера, личные качества проявляет Матрёна в данной ситуации?
Какие черты характера, личные качества проявляет Фаддей в данной ситуации?
– А вы как бы поступили в данной ситуации, оказавшись на месте Матрёны или Фаддея? – Итак, в рассказе “Матрёнин двор” Солженицын противопоставляет этих героев – Матрёну и Фаддея. Фаддей олицетворяет злое начало, а Матрёна – безмерно добрая, трудолюбивая, щедрая, старающаяся всем угодить. – Прочитаем завершающие слова рассказа: “Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша.” Эти слова возвращают к первоначальному названию – “Не стоит село без праведника” и наполняют рассказ о крестьянке Матрёне глубоким обобщающим, философским смыслом. Матрёна пожертвовала жизнью ради спасения души Фаддея. Хотела спасти его душу от смертного греха – жадности, алчности. А он не смог преодолеть эту греховность, хотя шанс был предоставлен. Но её ведь больше нет, стало быть, не стоит село без неё? И город? И вся земля наша? – Как вы понимаете значение слова “праведник”? – В словаре русского языка С.И.Ожегова этому слову даётся такое толкование: Праведник: 1. У верующих: человек, который живёт праведной жизнью. 2. Человек, ни в чём не погрешающий против правил нравственности. – Вернёмся к эпиграфу. Как вы думаете, почему именно эти слова я взяла эпиграфом к сегодняшнему уроку? Выводы в тетради: Праведница Матрёна – нравственный идеал писателя, на котором, по его мнению, должна основываться жизнь общества. “Матрёнин двор” – символ особого устройства мира, где есть труд, терпение и доброта. В финале рассказа двор бескорыстия, праведности разрушается. Это приобретает символический смысл. Гибель героини – предупреждение писателя об опасности уничтожения нравственных понятий. 7. Подведение итогов.Сегодня на уроке, анализируя рассказ “Матрёнин двор”, мы с вами попытались понять и оценить поступки героев и разобраться в его философском смысле. 8. Домашнее задание.Напишите сочинение – размышление над прочитанным рассказом А.Солженицына “Матрёнин двор”. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |