Преподавание русского языка Сочинение-рассуждение "Пугачев и Гринев. Друзья или враги?"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2024.06.06 Просмотров: 18 Чалая Татьяна Матвеевна, учитель русского языка и литературы Эпиграф к уроку и к сочинению: Береги платье снову, а честь смолоду. Цели урока: 1. Обучающая: подготовить учеников к сочинению по теме: “ Гринёв и Пугачёв. Враги или друзья”. Показать богатство типов сказуемых в русском языке и научить использовать это богатство в своих сочинениях. 2. Развивающая: систематизировать материал к сочинению; углубить представление учащихся о типах сказуемых. 3. Воспитывающая: углубить представление учащихся о нравственном понятии “честь”. Обратить внимание ребят на особенности пушкинского текста. Ход урока 1. Вступительное слово учителя. - Здравствуйте, ребята! Сегодня мы готовимся к сочинению, где вам нужно будет рассмотреть, как менялись взаимоотношения Гринёва и Пугачёва на протяжении повести. Перед вами лежит листок-шпаргалка, которым вы будете пользоваться весь урок. Вы возьмёте его домой, чтобы с помощью “шпаргалки” лучше написать сочинение. - Как вы понимаете слово взаимоотношения? - Возьмём, к примеру, двух человек. Если они общаются, между ними всегда возникнут какие- либо взаимные отношения. - Какими могут быть эти отношения ? - Пугачёв и Гринёв…. Как можно продолжить название темы сочинения? - Тему записываем в шпаргалке. “ Гринёв и Пугачёв. Враги или друзья?” - Какой тип сочинения предусматривает эта тема? Запишем в первой строке. Обратите внимание на схему сочинения-рассуждения. Схема поможет вам создать стройную работу. Тема достаточно сложная. Поможем друг другу, найдём доказательства к сочинению. Кроме того, обратим внимание на язык Пушкина и поучимся с вами использовать многообразие типов сказуемых, о которых вы недавно узнали на уроках русского языка. 2. Анализ первого эпизода. Перед вами лежит ещё листочек с текстом эпизода. Подпишите его. За выполненную на листочке работу вы получите оценки. Я попросила Любу подготовиться к чтению эпизода. Мне очень хочется, чтобы вы ещё раз эмоционально пережили эту сцену. Как можно озаглавить этот эпизод? А сейчас обратим внимание на язык Пушкина. Возьмите карандаши, линейки и подчеркните грамматические основы в каждом предложении. Посмотрите на сноски 1 и 2. Посчитайте, сколько раз встречается в грамматических основах форма глагола прошедшего времени и форма глагола настоящего и будущего времени? Ребята, это удивительно! Мы с вами знаем, что рассказчик вспоминает о своей юности. С какой целью А.С. Пушкин использовал глаголы настоящего и будущего времени? Да, я согласна с вами. Этот эпизод для Гринёва - очень яркое живое воспоминание. Почему именно это запомнилось Гринёву так ярко? Почему же Гринёв, рискуя жизнью, отказался целовать руку Пугачёву? Обратим внимание на первую часть пословицы, которая написана у вас в шпаргалке. Вспомните пословицу целиком. Допишите. Эту пословицу вы тоже можете использовать в сочинениях в качестве эпиграфа. Как правильно оформляется эпиграф, у вас указано в шпаргалке. Давайте ещё раз вернёмся к сказуемым и обратим внимание на наклонение глагола. Вы работаете в парах. Один из вас считает глаголы повелительного наклонения, а другой - глаголы изъявительного наклонения. Чья пара сработает быстрее и правильнее, та пара получит оценку за листок с заданием на балл выше. Сдадим листочки. Как вы думаете, почему глаголов повелительного наклонения в этом фрагменте больше? В каких же отношениях находятся Гринёв и Пугачёв в данный момент? Продолжите предложение в задании №1, используя составные именные сказуемые. Гринёв отказался целовать руку, тем не менее, Пугачёв его помиловал. Обратимся к шпаргалкам и посмотрим предложение в задании № 2. Какой тип сказуемого встретился в этом предложении? Продолжите его. Послушаем несколько вариантов. Какой речевой недочет встретился в предложении? Днём Гринёва чуть не казнили, а вечером…. 3. Вспомним эпизод, когда Пугачёв приглашает к себе Гринёва. Назовём его “………..” (предполагается ответ “важный разговор”). Ребята подготовили чтение по ролям, чтобы вам было легче представить Пугачёва и Гринёва во время важного разговора (глава 8, со слов “Ну, думал ли ты, ваше благородие, что человек, который вывел тебя к умёту, был сам великий государь?” до слов “Голова моя в твоей власти: отпустишь меня – спасибо; казнишь – бог тебе судья; а я сказал тебе правду”. Дети отвечают на вопросы учителя. Далее ребята продолжают чтение по ролям. (…до слов “Ступай себе спать, и меня уже дрёма клонит”). Днём это были враги. А вечером изменились ли отношения этих людей? Сколько раз Гринёв пошёл против мнения Пугачёва? Давайте выполним задание № 3. Восстановите слова Пугачёва, которые он сказал Гринёву в конце разговора. Послушаем несколько вариантов восстановленного текста. А как это было у Пушкина? Сделаем вывод, кто же сейчас Пугачёв и Гринёв по отношению друг к другу? Обратите внимание на слова Пугачева. Скажите, можно ли по его языку определить из каких он людей? В задание № 4 запишем вывод. - А какую встречу Пугачёва и Гринёва можно назвать по-настоящему дружеской? 4. Давайте назовём и этот эпизод. Мы посмотрим фрагмент спектакля по видео. - Какие жесты, слова Пугачёва говорят о том, что он полностью доверяет Гринёву? Обратите внимание на задание № 5. Допишите три предложения, используя разные типы сказуемых. Послушаем варианты. Обратите внимание на задание № 6. Допишите предложение. Кто увидел синтаксическую ошибку? Прочтите ниже ещё одну фразу. Чьи это слова? Какой фольклорный жанр напоминает фраза Гринёва? Подобная грамматическая основа с глаголами в неопределённой форме придаёт высказыванию обобщённый смысл. “Жить убийством и разбоем значит по мне клевать мертвечину. Пугачёв посмотрел на меня с удивлением и ничего не отвечал. Оба мы замолчали”. Как вы думаете, почему разговор между Пугачёвым и Гринёвым оборвался? Обдумайте этот важный момент дома. Ваше домашнее задание. Обратите внимание на подсказки. Восстание Пугачёва, по мнению Гринёва, - это….. . Восстание для Пугачёва – это …. 5. Представим зрительно отношения Пугачёва и Гринёва на протяжении всей повести. Вот эта линия на доске символизирует настоящую дружбу между людьми. Римскими цифрами обозначены эпизоды повести, о которых мы говорили. Нужно расставить карточки с фамилиями героев повести так, чтобы отразить, как менялись их отношения. Каким же качеством обладал Гринёв, которое высоко оценил в нём Пугачёв? Обратите внимание на последнюю запись в ваших шпаргалках. Это высказывание Достоевского поможет вам сделать вывод к сочинению. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |