Преподавание русского языка Значение опорных карт для успешного решения практических задач на уроках русского языкаNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2024.06.04 Просмотров: 20 Гречишкина Лариса Ивановна, учитель русского языка и литературы Проблемы, связанные с неуспешностью школьников в учебном процессе, наиболее ярко проявляются в решении практических задач. Это могут быть задачи в разных учебных дисциплинах. Например, в “Русском языке”: вставить пропущенные орфограммы, построить предложение, сделать фонетический разбор слова, морфологический разбор слова и др. В “Математике” – задачи, где ученики применяют новые знания для решения примеров, уравнений, расчётных задач. В “Истории”: охарактеризовать орудие труда, дать характеристику восстания. В чём же причина неуспешности? Почему ученики, зная правила, допускают ошибки при решении задач? Традиционно урок по обучению способам решения задач строиться на основе предложенных учителем алгоритмов, моделей или образцов в учебнике Процесс решения практических задач – это деятельность. А деятельность, с позиций психологической теории деятельности, состоит из действий, которые, в свою очередь, состоит из операций. В традиционном обучении действия и операции по решению задач ребятам даются в “готовом” виде. Поэтому плохо понимаются и осознаются самим учеником. В результате, с одной стороны, школьники не понимают структуру деятельности решения практической задачи, с другой стороны, не умеют подбирать знания, необходимые для этой деятельности. В основном, за редким исключением, ребята не умеют самостоятельно, без подсказок извне, безошибочно планировать способ решения задачи. Отсюда допускают ошибки. Проанализировав многие учебные пособия и методическую литературу по русскому языку, можно сделать следующие выводы:
Так, например, в 8 классе по теме “Односоставное предложение” ученики овладевают такими понятиями, как “определённо-личное предложение”; “неопределённо-личное предложение”, “обобщённо-личное предложение”, “безличное предложение”, “инфинитивное”, “назывное”. Эти знания в дальнейшем нужны школьникам при решении задачи “Провести синтаксический разбор простого предложения”. А действию по дифференцировке типов односоставного предложения ребята пока ещё не научены. Традиционно считается, что одних только знаний о типах односоставного предложения достаточно, для того чтобы ученик мог правильно их дифференцировать. А ведь дифференцировка типов односоставного предложения – это определённая деятельность, и её содержание, этапы надо раскрыть школьнику. Этого в традиционном обучении не делается. Поэтому ребята допускают ошибки, за исключение смышлёных учеников, догадывающихся об этом эмпирически. По результатам проведённых опросов ребят и наблюдений за ними, можно сказать: так как ученики сомневаются в правильности решения задачи, то, как следствие, они
Особенно это характерно для ответственных, добросовестных учащихся. Разрешение данной проблемы на принципах психологической теории деятельности и деятельностного подхода к обучению предполагает формирование у учащихся определённых методологических знаний о деятельности по решению практических задач. Это особое умение, которому можно научить любого ученика независимо от его природных умственных способностей, сняв проблему неуспешности школьников в выполнении ими практической деятельности. Теперь хотелось бы остановиться на педагогической технологии организации деятельности ученика по формированию умений решать практические задачи по теме “Односоставное предложение”. Структура и содержание умения решать практические задачи раскрываются самим учеником через исследовательскую деятельность, целенаправленно организованную с ним учителем через систему исследовательских заданий. Приведу пример. Исследовательское задание 3. Определи способы выражения сказуемого в разных типах личных предложений (выдели его графически). Для этого определи лицо, число, время и наклонение глагола-сказуемого. Сделай вывод о типах личного односоставного предложения. Произведённые знания занеси в ОТ(знания) “Односоставное предложение”. Выполняя ряд таких заданий, школьники сами добывают для себя знания, открывают некие закономерности, устанавливают связи между различными языковыми явлениями. Затем произведённые знания обобщаются, систематизируются и схематизируются в виде специальной опоры – опорной таблицы (ОТ). Таким образом, в ОТ представлены статические знания, и их недостаточно, чтобы решать практические задачи. Поэтому организуется исследовательская деятельность по построению опоры другого типа – опорной карты (ОК).по решению практической задачи определённого класса. Содержание ОК представляется в определённых категориях. Первой выступает категория цели . Она предполагает, что ученик выделяет то, что он должен сделать. Затем следует категория предмета. Это то, на что будет направлена деятельность школьника. Выделение предмета деятельности выступает самым трудным и важным во всей деятельности составления ОК, потому что неправильно выбранный предмет приводит к ошибкам в дальнейшей развёртке всей деятельности. Третья категория – это состав деятельности, в котором раскрываются действия и операции по решению задачи. И последней категорией является продукт, который ученик получает по выполнению деятельности. Продукт может быть целевым – конкретно-предметным, а может – побочно-интеллектуальным (развивающим). Вот пример такой ОК по теме “Односоставное предложение”. ОК по решению задачи “Определение типа односоставного предложения с личным глагольным сказуемым”. Учащиеся расписывают свою учебную деятельность на специально отведённых строках. Исследовательское задание 4. Распиши в опорной карте свою учебную деятельность по решению данной языковой задачи. ОК (яз/з) – А Языковая задача. Цель: определить тип односоставного предложения с личным глагольным сказуемым. Предмет: морфологические признаки глагола. Средства: дидактические: ОТ(знания), ОК (яз/з) – А. Состав деятельности: Продукт: – конкретно-предметная область:
– развивающая / интеллектуальная область:
Итак, что же даёт ОК ученику? Какими характеристиками она обладает?
По теме “Односоставное предложение” в ОТ (знания) отражено много информации. Школьник берёт лишь то, что ему нужно для решения задачи. Приведу пример. Задание 12. Построй ОК по решению практической языковой задачи. ОК (п/з) – 2 Построение определённо-личного предложения (со всеми способами выражения сказуемого) Цель: построить определённо-личное предложение. Предмет: анализ отношений между словами в структуре предложения. Средства : – дидактические: ОТ(знания), ОК (п/з) – 2. Состав деятельности:
а) предложение нераспространённое: 1. Подобрать слово, обозначающее действие, выраженное глаголом в форме:
б) предложение распространённое:
Продукт: – конкретно-предметная область: знания: построения определённо-личного предложения всеми способами выражения сказуемого;
общедеятельностные знания: содержание деятельности; Ученик чётко знает, куда обратиться в ОТ, сознательно использует то, что необходимо. В-пятых, ребята не должны целенаправленно запоминать содержание ОК. она сама усваиваться непроизвольно. После её составления учитель организует деятельность учеников по решению задач. Эта деятельность строится на основе психологического процесса – интериоризации. Этот процесс выполнения действий включает следующие этапы: I этап – выполнение действий в материализованной форме. На этом этапе действия выполняются в полном составе операций, т.е. развёрнуто. Выполняемые действия и операции проговариваются вслух и прописываются. Это обеспечивает осознание данных действий и операций и готовит перевод их в речевую форму. На этом этапе ученикам нужна помощь учителя, поэтому задача выполняется совместно. II этап – этап внешнеречевых действий. Работа идёт в том же порядке, но теперь ученики называют признаки про себя и только константируют, но вслух. Чтобы ученик дал ответ, он должен построить план ОТ. На это даётся время, за которое строится высказывание в уме, а вслух уже школьник говорит ответ. На этом этапе ещё возможна помощь учителя. В случае, если ученик допустил ошибку, он должен скорректировать свою деятельность, т.е. вернуться к I этапу. III этап – этап умственных действий. Особенность данного этапа состоит в том, что процесс решения задачи происходит в форме “внутренней речи”, индивидуально, не требующая сотрудничества с другими людьми. На этом этапе проходит дальнейшее обобщение. Выполнение действий сокращается, автоматизируется, а главное – рефлексируется, т.е. осознаётся. Здесь имеет место самоконтроля. Переход от совместной деятельности к индивидуальной идёт постепенно. Вот как процесс усвоения выглядит на материале русского языка по теме “Односоставное предложение”. Языковая задача 1. Проговори вслух выполняемые действия. Языковая задача 2.
Языковая задача 3 (контрольная)
Таким образом, ОК выступает для школьника образцом при проведении самоконтроля выполняемой им деятельности. Традиционно ученик сам не находит и не исправляет ошибку, а используя ОК, любой ученик может обнаружить ошибку и скорректировать её. При этом исключается необходимость заучивания и специального запоминания учебного материала. У ребят повышается мотивация к учебной деятельности. ОК обеспечивает школьнику безошибочное решение практической задачи любой степени сложности самостоятельно. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |