Преподавание литературы Урок внеклассного чтения в 5-м классе по сказке О. Уайльда "Мальчик-звезда"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2025.07.15 Просмотров: 1 Бурасова Наталья Викторовна, учитель русского языка Тема: Человек с каменным сердцем. Эпиграф: Лучше слепые глаза, чем каменное сердце. “Повесть об Акире Премудром”. Ход урока. 1.Инсценировка.Автор: Была зимняя звездная ночь, стоял лютый мороз. И на земле, и на деревьях лежал толстый снежный покров. Вдруг прекрасная и необычайная яркая звезда упала с неба. Лесорубы припустились бежать. И что же они увидели?!.. На белом снегу лежало что-то, сверкающее как золото! Но увы! В складках плаща не было ни серебра, ни золота. Они увидели спящее дитя. Один из лесорубов взял дитя на руки и сказал: “Нельзя совершать злое дело – оставить дитя замерзнуть. Хотя я и беден, и у меня много ртов, я возьму его домой. Моя жена позаботится о нем.” Лесоруб: Я нашел кое-что в лесу и принес тебе, чтобы ты позаботилась о нем. Жена: Что же это такое? Покажи скорее, ведь у нас в доме пусто. Лесоруб (распахивает плащ): Вот! Жена: Увы! Разве у нас нет собственных детей! Что это тебе понадобилось брать подкидыша. Лесоруб: Ты послушай, ведь это Дитя-звезда. Жена: Наши дети сидят без хлеба, а мы будем кормить чужого ребенка. А кто о нас позаботится? Кто нам даст поесть? Лесоруб: Но ведь господь заботится даже о воробьях и дает им пропитание. Жена: А мало воробьев гибнет от холода? Почему не затворишь дверь? Смотри, какой студеный ветер, я замерзла. Лесоруб: В доме, где живут люди с каменными сердцами, всегда будет стужа. Жена подходит и берет ребенка. 2.Целевая установка.- Сегодня на уроке попытаемся выяснить, чем отличается человек с каменным сердцем от человека с любящим сердцем, может ли человек с каменным сердцем духовно переродиться. 3.Анализ текста.- Мальчик попадает в семью лесоруба. Что вы можете сказать о семье лесоруба, в которую попал Мальчик-звезда? Примерные ответы детей: Семья честная, но бедная. В семье много детей. Часто нечего есть, семья очень нуждается. - Каким предстает глава семейства лесоруб? Ответ: Добрый, сердечный, заботливый, жалостливый, честный, с добрым сердцем. - Какими качествами наделена жена? Ответ: Устала от работы, от того, что не хватает еды. Все время думает, чем накормить семью, во что одеть детей, много работает. Обобщение учителя: Бедные люди сами живут в нужде, но они не забыли о сострадании и взяли мальчика на воспитание. - Какое сердце у этих людей? Ответ: Это люди с добрым, открытым сердцем. - Почему в доброй, честной семье вырос мальчик с каменным сердцем? Ответ: Знал историю своего рождения. Он знатного рода, происходит от звезды. С детства выделяется среди других, возвышается над людьми. Им руководит его имя Звезда. - Подберите однокоренные слова к слову звезда. Запись на доске: Звезда, звездность, звездная болезнь. Работа над понятием Звездная болезнь. - Как вы понимаете выражение Звездная болезнь? Ответ: Человек высокого мнения о себе, возвышается над другими, считает, что он лучше. Комментарий учителя: В астрономии слово звезда – это небесное тело. Звезды бывают разной окраски: самые холодные – оранжевые, потом красные, желтые. - Какого цвета звезда подходит больше к имени нашего героя и почему? Ответ: Звезда оранжевого цвета, потому что он холоден со всеми, равнодушен, жесток, у него сердце окаменело. - Докажите, что сердце героя окаменело. Работа над портретом Мальчика-звезды. -Что такое портрет в литературном произведении? Ответ: Портрет – изображение внешности героя: его лица, фигуры, манеры держаться, говорить. В портрете отражается характер героя, внутренний мир, авторская оценка. - Найдите в тексте и зачитайте, каким автор изображает героя. Ответ: Красив; лицо белое; кудри, как лепестки нарцисса; губы, как лепестки алой розы; глаза, как фиалки; строен; высок, как цветок. - Какие художественные средства и зачем использует автор для создания портрета героя? Ответ: Сравнения показывают неземную красоту героя. Вывод: В образе мальчика есть нечто величественное, божественное. - Соответствует ли внешняя красота героя его внутреннему миру? Работа над понятиями себялюбие, высокомерие, гордыня, злоба, жестокость. Ученики по толковому словарю определяют значения этих слов. - Какую палитру красок вы возьмете, чтобы изобразить внутренний мир героя и почему? Ответ: Черные, серые краски, потому что в герое нет положительных качеств, душа его черна, в ней нет места доброте. - Докажите, что душа героя черна и в ней нет места доброте. Задание по рядам: 1ряд рассматривает отношения мальчика с детьми; 2ряд рассматривает отношение к нищим и нищенке; 3ряд рассматривает отношение к лесорубу. Ответы детей: Общаясь с детьми, герой смотрит на них сверху вниз, оскорбля-ет, помыкает ими, называя своими слугами. Не испытывает сострадания к бедным, швыряет камнями, прогоняет их, насмехется над нищенкой, обзывая ее грязной, безобразной. С лесорубом груб, дерзок. “Я тебе не сын, и не обязан слушаться”. Вывод: Справедливо заметил лесоруб, что “воистину у него каменное сердце и жалость ему не ведома”. - Может быть, встреча с матерью растопит каменное сердце нашего героя? Составление кинокадров. Встреча Мальчика-звезды с матерью. 1кадр: Мать, протягивая руки, зовет его: “Иди ко мне, мой маленький сынок!” Мальчик застыл на пороге, голова его повернута вбок. Ожидания мальчика не оправдались. Он увидел не ту, которую ждал. Цвета: серый, черный, розовый, желтый. Серый и черный подчеркивают равнодушие мальчика. Слова нищенки его не трогают. Розовый и желтый вселяют надежду. Музыка грустная, тревожная. 2кадр: Мать, стоящая на коленях, с мольбой протягивает руки к сыну, рыдает. Мальчик-звезда отвергает ее, говорит, что она лишилась рассудка и не его мать, а нищенка, уродливая, грязная, одетая в лохмотья. Герой прогоняет ее. Мать зовет его с собой, но мальчик наглухо затворил свое каменное сердце и даже не шевельнулся. Цвета: черный, желтый. Черный символизирует трагедию матери. Желтый цвет – символ жизни, дающий надежду на возрождение отношений. Музыка тревожная, грустная. - Растопила ли каменное сердце мальчика встреча с матерью? Ответ: Он наглухо затворил свое сердце, чтобы боль, мольба и стоны матери не могли проникнуть. Презрение и холод исходили от героя. Обрадовавшись, что мать ушла, мальчик побежал играть с товарищами. - Почему окружающие стали смеяться над героем? Что изменилось в его портрете? Ответ: Он стал мерзок, как жаба; тело покрылось чешуей, как у гадюки. -Какие художественные средства использует автор в портретной характеристике героя и для чего? Ответ: Сравнения показывают, насколько стал безобразен герой. - Каково авторское отношение к герою? Справедливо ли автор наказал Мальчика-звезду? Ответ: Его облик стал соответствовать внутреннему миру. 4.Проверка домашнего задания.К уроку ученики должны были написать монолог-исповедь от лица героя: “Что почувствовал Мальчик-звезда, когда окружающие отвернулись от него?” Учащиеся читают свои работы, класс анализирует и оценивает. Вывод: Впервые на глазах у мальчика появились слезы. - Как вы думаете, какие это слезы, слезы обиды, жалости к себе или раскаяния? Ответ: Слезы раскаяния, мальчик осознал, что он был жесток, груб, беспощаден к матери и окружающим. 5.Исследовательская работа.- Что общего и чем отличаются герой сказки О. Уайльда “Мальчик-звезда” и персонаж русской народной сказки “Кукушка”? 6.Вывод урока.- Может ли человек с каменным сердцем духовно переродиться? Учащиеся приходят к положительному ответу. Через страдания, одиночество герой осознал свои поступки, понял, за что был наказан. 7.Домашнее задание.Письменно ответить на вопрос: Как мы должны относиться к близким людям, которые нас окружают? Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |