Сочинения по литературе и русскому языку Сочинение: Шпоры на ГОСэкзамен (МГУП, ФКДиР, отд. книговедение)Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2024.06.03 Просмотров: 21 Билет 1 1. Деятельность первопечатника И.Федорова В России стали печатать книги только через 100 лет после изобретения Гуттенберга, т.е. во время царствования И.Грозного. Вопрос об организации типографии решался на 100главом соборе в 1551г. Типография была открыта в Китай-городе на Никольской улице. Во главе типографии был Иван Федоров. Биографические сведения об Иване Ф. Достаточно скудны. И.Федоров родился около1510г. принято считать, учился в Краковском университете в 1529 – 1532 гг., получил степень бакалавра. Сведения о деятельности Ив. Ф. В конце 1530 – 40-х гг. отсутствуют. Есть предположения, что в это время он находился в окружении митрополита Макария и с ним приехал в Москву. Источники сохранили упоминание о службе Ивана Федорова в качестве диакона в храме Николы Гостунского в 1563 г., а с этого времени жизнь Ив. Ф. И история книгопечатания на Руси неразрывно связаны. 1 марта 1564 г. повелением Ивана IV и благословением митрополита всея Руси Макария вышла первая русская точно датированная книга «Апостол» и Ив. Ф. Вместе со своим помощником Петром Мстиславцем вошли в историю как русские первопечатники. Из послесловия к «Апостолу» известно, что работа над ним велась в течение года с 19 апреля 1563 г. по 1 марта 1564 г. для напечатания «А». Необходимо было отлить шрифты, сделать оборудование. Продолжительное время заняла подготовка текста. Он был отредактирован при участии митрополита Макария. В нем заключены первые образцы толкования учениками Христа Св. Писания, в этом отношении издание «А». еще раз доказывает его государственно- национальное значение в борьбе со смутой путем церковного просвещения. В 1565 г. в Москве Ив. Ф. и П. Мстиславец издают Часовник для обучения детей грамоте. После они уезжают из Москвы. Одна из гипотез, что их вынудила уехать клевета писцов. Они отправились в великое княжество Литовское и обосновались в Заблудове у Гетмана Ходкевича, часть инвентаря типографии они привезли с собой. По предложению Ходкевича Ф. и М. в 1569 г. (17 марта) издают Учительное Евангелие. В отличии от московских изданий его украшал титульный лист, в нем имелось предисловие Ходкевича с его гербом. Заставки и шрифт соответствовала московским изданиям. С 26 сентября 1569 г. по 23 марта 1570 г. Ф. готовит одно из лучших своих изданий – Псалтырь с Часословцем, которую так же, как и московский «А»., украшала фронтисписная гравюра на дереве с изображением песнопевца царя Давида. После объединения Польши с Литвой Ходкевич не мог бороться с католическим духовенством, выступавшим против выпуска православных книг, и закрыл типографию. В 1573 Ф. с семьей переезжает во Львов. При помощи членов православного братства в 1574 г. выходит повторное издание Апостола, так называемый "Львовский Апостол". После текста помещено послесловие И.Федорова, которое является автобиографией. Кроме Апостола, во Львове была напечатана «Азбука». У Федорова возникают материальные трудности во Львове. И Константин Острожский приглашает его стать управителем монастыря. Там складывается кружок "Острожская Академия" во главе с Герасимом Смотрицким. В 1580 г. Федоров издает "Новый Завет" с Псалтырью и указатель к нему "Книжка собрание вещей нужнейших". В 1581 г. первую полную печатную славянскую Библию - не только памятник культуры восточнославянских народов, но и полиграфического искусства. Всего в Острожской типографии вышло 5 изданий. 5 декабря 1583 И.Федоров умер. Но его дело принесло великие плоды, ибо несмотря на то, что печатная книга XVI в. и следующего столетия носила преимущественно духовный характер, она положила основу новой книжной культуры, на которой развивалась вся последующая культура Нового времени. Возникшие в разных местах православные типографии использовали издания И.Ф. в качестве образцов. А в Москве стиль изданий сохраняли его продолжатели – Никифор Тарасиев и Андроник Невежа. 2.Этика и психология общения в книготорговом предпринимательстве. Общение – сторона нашей деятельности, которая позволяет согласовывать ее с деятельностью других людей. Это процесс, при котором происходит обмен информацией между несколькими субъектами, передача друг другу эмоциональных состояний, оказание разного рода воздействий и влияний, способствующих формированию взаимных представлений друг о друге. Общение бывает прямое (лицом к лицу) и косвенное (с помощью технических средств, переписки), взаимное (беседа) и одностороннее (диктор на радио), межличностное (вдвоем или небольшой группе) и массовое (в театре, на митинге). В процессе любого общения люди оказывают друг на друга весьма сложное влияние. Среди основных способов воздействия на личность можно назвать: - убеждение - внушение - принуждение. Убеждение - стремление приобщить партнера к идее используя систему доказательств (логику). Внушение – воздействие без всяких доказательств, когда человек принимает сообщение на веру, без критики. Принуждение – это способ заставить человека посткпать вопреки собственным желаниям или убеждениям, когда он вынужден принять навязываемый образ действий. Взаимодействие в процессе общения связано с ролями , которые человек выполняет в той или иной ситуации ( продавец и покупатель). С одной стороны эти роли значительно облегчают контакты людей в магазине при решении вопросов, связанных с приобретением товаров, но с другой стороны, обратиться к незнакомому продавцу с вопросом или просьбой для многих людей представляется затруднительным, возможно возникновение взаимного недоверия: каждый из них может подозревать друг друга в обмане, в том что другой намеренно выводит его из себя. Кроме того наблюдается такое явление, как обезличенность общения: общее число контактов растет, а продолжительность и глубина каждого из них уменьшается, преобладает формальный компонент, продавцы и покупатели выступают друг перед другом как обезличенные фигуры. Обращение негативной реакции покупателя на продавца (покупатель видит в продавце олицетворение всей системы создания, поставки и распространения книги, поэтому все претензии он адресует продавцу. Продавец, который действует в магазине «от себя», считает такие претензии проявлением чрезмерной требовательности и капризности покупателей). Неравноправное положение продавца (покупатель платит, ему принадлежит право выбора и последнее слово, продавцы обязаны обслужить любого покупателя тенденция к сопротивлению). Конфликт (столкновение) между покупателем и продавцом – самый неприятный вариант взаимодействия. Возможны конфликты и между покупателями и внутри коллектива – между работниками магазина. Возможен односторонний конфликт (с одним активным участником) и однородный (несколько активных оппонентов: 1) истинный конфликт (взаимное ущемление интересов); 2) недоразумение (обоюдная ошибка); 3) психологическая несовместимость (взаимная нетерпимость)), если участники имеют разные основания вступить в конфликт, его следует считать сложным. Выход: объективность и уступчивость; ясность и доброжелательность; дистанция и самообладание. Задача продавца настоится на позитивный лад. Это его работа. Билет 2 1.Реформы Петра 1 в области кн.дела. грандиозные реформы Петра I охватили все направления общественной деятельности. Главное для нас, что царь- реформатор не только осознавал роль информации в жизни общества, но и активно способствовал внедрению книгопечатания как важнейшего средства формирования идеологии, развития науки, техники, искусства, просвещения и культуры в целом. Первоначально Петр намеревался издавать книги в Голландии. Там Ян Тессинг и Илья Копиевскй издают ок. 20 книг. В первую очередь реформированию подверглась старейшая русская типография – Московский Печатный двор. Техническая реконструкция началась в 1708г. с изготовления станов гражданской печати и введения нового шрифта, получившего название «гражданский». В 1710 г. сюда была переведена Гравировальная мастерская. В типографии была устроена словолитная мастерская, снабжавшая новыми шрифтами другие типографии Москвы и Санкт-Петербурга. Постепенно Моск. Печ. Двор выполнял функции не только типографии, но и издательства. Первым директором был назначен выдающийся деятель просвещения, автор книг и переводчик Ф. П. Поликарпов. Под его руководством был налажен выпуск книг светской тематики, в первую очередь гражданских календарей. В 1711 г. была открыта универсальная типография в Санкт-Петербурге. Для ее оборудования по указу П.I c Печатного двора был взят типографский стан, шрифты и переведены мастера. В мае 1711 г. вышло первое издание газеты «Ведомости», а через год была издана первая датированная книга «Краткое изображение процессов и судебных тяжеб». В дальнейшем типография выпускала учебные и общеобразовательные книги, военную и морскую литературу, технические пособия и календари. В 1714 г. была открыта Гравировальная мастерская, оснащенная «фигурным станом» для изготовления иллюстраций к книгам, гравюр. В 1719 г. была открыта Сенатская типография. В ней печатались преимущественно законодательные материалы – указы, манифесты. В начале 1724 г. была учреждена типография Морской академии. Основную долю ее продукции составляла литература морской тематики. В период петровских реформ в России сложилась централизованная система книгоиздания, ведущее место в которой занимал Печатный двор. Впервые возникли специализированные центры книгоиздания, которые обслуживали нужды различных ведомств. Важную роль в создании нового типа книги сыграл гражданский шрифт. Идея его разработки принадлежит П. I. Новый шрифт был создан на основе бытовавшей деловой скорописи. По своему начертанию он напоминал лучшие латинские шрифты Эльзевиров. Петр изменил состав и упростил графику. Ранее первые 9 букв с чертой наверху означали единицы, следующие десятки. Петр ввел арабские цифры. Новым шрифтом печатались книги, содействующие распространению светских знаний. В целом книга первой четверти XVII в. поразительно быстро вошла в жизнь русских людей, воздействовала на их сознание. Изменила восприятие окружающего мира. Петр |