Преподавание русского языка Открытый урок по теме "Причастие", 6-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2024.05.29 Просмотров: 34 Власенко Любовь Владимировна, учитель русского языка и литературы ЦЕЛЬ: Дать представление о причастии как особой форме глагола. ЗАДАЧИ:
(на уроке используется презентация) ХОД УРОКА. I.Организационный момент. Запись числа и классной работы. II.Объяснение нового материала. 1. Сегодня на уроке мы познакомимся с новым для вас понятием. Запишите тему урока:
Объясните, как вы понимаете это слово? Обратимся к словам В.И.Даля.
Давайте вспомним, что такое глагол? 2. Давайте, выполним задание.
Какие слова вы выписали? (желтеет, желтый, желтеющий) В первом предложении?
Вспомним слова В.И.Даля: “Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного”. Это слово похоже на глагол? (нет) Сравним эти два слова – желтый и желтеющий. Таким образом, признак причастия отличается от признака прилагательного. Итак, глагол обозначает действие, прилагательное – признак. Что же будет обозначать причастие? (признак, но только по действию) 3. Прочитаем, что сказано о причастии в учебнике на странице 125, выделенное жирным шрифтом. Я вам хочу предложить другое определение причастия.
Что значит “особая форма глагола”? (т.е. образуется от глагола) Изучать причастие мы будем по нашему привычному плану.
Про грамматическое значение мы уже сказали? (да) 4. Давайте проанализируем словосочетания и посмотрим, какие признаки есть у причастия: I в. – анализирует а, б, в
(учитель записывает все признаки на доске: род; От каких частей речи берет эти признаки причастие? (от прилагательного и глагола) Попробуем составить таблицу (I в.- признаки глагола; II в.- признаки прилагательного).
Проверка по вариантам. Запись второго столбика. Обобщим. Что вы узнали о признаках причастия? Признаки. которые причастие заимствует от глагола – это постоянные признаки. А признаки прилагательного – непостоянные. Итак, вернемся к нашему плану. Что отработали? 5. Теперь нам осталось узнать о синтаксической роли причастия в предложении.
(Когда дети выполняют разбор, учитель выписывает предложение на доску. Один человек потом с тетрадью делает разбор с полным комментарием у доски.) Какова же синтаксическая роль причастия? 6. У причастия есть свои опознавательные морфемы. Давайте обратимся к слову желтеющая. Кто может назвать эту опознавательную морфему?
Если вы хорошо выучите эти опознавательные морфемы, то вы легко сможете выделять , отличать причастия в тексте. Прочитаем, что написано о суффиксах причастия в учебнике на странице 125 III. Закрепление. А теперь, зная, что такое причастие, зная его опознавательные суффиксы, попробуем выполнить следующее задание.
Давайте проверим, что вы выписали.
У кого все выполнено без ошибок? А теперь мы попробуем не только находить причастие, но и научимся определять его признаки.
Какой признак вы не смогли определить? Почему? Что вызвало затруднения? (в этом случае обращение к учебнику) IV. Итоги урока. Что мы сегодня узнали? V. Домашнее задание.
Выставление оценок за урок. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |