Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Интегрированный урок по теме: "Пространства России во взглядах географов и в произведениях литераторов"
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Интегрированный урок по теме: "Пространства России во взглядах географов и в произведениях литераторов"


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2024.05.29
Просмотров: 45

Стюжнева Светлана Борисовна, учитель русского языка и литературы

Девиз урока.

“Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы.

А человеку нужна Родина.”

М.Пришвин.

Цели.

  1. Закрепление и обобщение пройденного материала по литературе и географии о родном крае.
  2. Развитие навыков связной речи учащихся.
  3. Продолжение воспитания патриотичных чувств.
  4. Экологическая направленность.

Оборудование.

  1. Рисунки, отражающие взгляд учащихся на родной край.
  2. Выставка книг с России.
  3. Видеоматериал.
  4. Аудиоматериал.

1. Оргмомент.

Сообщение целей и задач урока.

Вступительное слово учителя.

Сегодня на нашей литературо-географической конференции присутствуют литераторы и географы, которые расскажут о пространствах России и выразят свои взгляды в произведениях литературы о Родине.

Географ (ученик).

Один из наших далёких предков, летописец XIII в. в “Слове о погибели русской земли” писал:

Чтение отрывка.

2. Основная часть

Литератор. Звучит стихотворение Н. Рубцова.

Русь моя, люблю твои берёзы!
С первых лет я с ними жил и рос.
Потому и набегают слёзы
На глаза, отвыкшие от слёз.

Танец “Берёза”. “Отчего так в России берёзы шумят…”

Литератор. Отрывок из стихотворения Твардовского “Родина” (1-е четверостишие)

Учитель географии.

Издавна Россию делили на пространства:

Русская равнина, Урал, Сибирь, Дальний Восток.

Об одном из них расскажет географ.

Географ.

I. Волга

Река Волга в сознании каждого русского человека – символ России, неотъемлемая часть её богатейшей истории и культуры.

Каждому россиянину она известна по песням о Степане Разине, по

Репинским “Бурлакам на Волге”, по стихотворению Некрасова “На Волге”.

Учитель литературы.

Как вы уже слышали, эта река никого не может оставить равнодушным.

Не только Некрасов, но и А. Островский и др. поэты и писатели показывают её в своих произведениях. В наше время трудно сыскать человека, который не знал бы слова: “Из далека – долга течёт река Волга.”

Вот так пишет о великой русской реке Некрасов.

Чтение отрывка из стихотворения “На Волге.”

А Кулигин из “Грозы” восхищается: “Вот, братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу на Волгу и всё наглядеться не могу.”

Учитель географии.

Такой Волга выглядела во 2-й половине XIX в. А сейчас…

Географ.

На Волге и её притоке Каме построена электростанция, сооружено водохранилище. Целые рукотворные моря. Благодаря им, удалось покончить с разливами и наводнениями, сделать реку судоходной почти на всём протяжении в течение года. Водохранилище позволило оросить многие засушливые земли. В 1952 г. Волгу соединили с Доном.

Учитель географии. Вывод о хозяйственном назначении Волги.

Учитель географии.

II. Урал

Урал расположен на стыке 2-х частей света: Европы и Азии – крупнейших структур земли, крупных регионных бассейнов.

Географ.

Уральские горы – это старые, разрушенные горы. Старыми являются

Породы, слагающие их. Сам же рельеф – это результат тектонических поднятий. Первые Уральские горы были разрушены, размыты, и на поверхности оказались сказочные богатства разных полезных ископаемых и драгоценных минералов.

Учитель литературы.

Не случайно это богатство описано в сказах П.П. Бажова.

Чтение отрывка из сказа “Каменный цветок.”

Учитель литературы.

Со времён Бажова прошло около 100 лет, но и сегодня Урал не утратил своё значение в обработке драгоценных камней. Они являются предметом украшения для современных модниц.

Показ изделий из самоцветов Урала.

III. Сибирь.

Географ.

“Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном”.

Ранее Сибирь – это место ссылок и тюрем. А что сейчас представляет она?

Сибирь – это самая крупная природная область на Земном шаре. Она отличается суровым климатом и распространением многолетней мерзлоты.

Наиболее типичны здесь ландшафты хвойных лесов – Сибирская тайга.

В Сибири находятся большие запасы полезных ископаемых, воды, леса.

Но как всё это сохранить?

Учитель литературы.

Да, современные писатели и поэты бьют в колокол тревоги по поводу экологического состояния этого огромного края.

Чтение отрывка из произведения В.Астафьева “Царь – рыба.”

Учитель географии.

IV. Байкал.

Помимо природных ресурсов тайги в Сибири есть и водные ресурсы.

Она представлены реками: Обь, Енисей, Лена. Но жемчужиной этих мест является озеро Байкал.

Учитель географии.

В глубине континента, в глубокой котловине, окаймлённой горными хребтами, раскинулось уникальное творение природы – глубочайшее озеро в мире - Байкал.

“Славное море – священный Байкал”, - поётся в песне. Морем его назвали русские первооткрыватели, вышедшие к его берегам ещё в 1-й половине XVII в. Современное название “Байкал” получилось от тюрксих слов “бай” и “куль” - “богатое озеро” или “озеро озёр”.

О его особенностях расскажут географы.

Географ.

Действительно, Байкал по своим размерам может соперничать и с некоторыми морями…

Сообщение о размерах озера и другие географические сведения.

Географ.

Вода Байкала очень прозрачня и чистая. Он собирает свои воды с большой территории, покрытой лесами. Здесь достаточно осадков…

Сообщение о климате в регионе. Флоре и фауне озера.

Учитель литературы.

Озеро настолько любимо людьми, живущими в его окрестностях, что о нём сложено много легенд и сказаний.

Вот одна из них.

Литератор.

Легенда об озере Байкал.

Показ видеофильма о Байкале.

Учитель географии.

Вот мы и на востоке нашей страны.

Отрывок из видеофильма “Сказание о Земле Сибирской.”

Учитель географии.

V. Тихий океан.

Последняя остановка на пространствах России – Дальний Восток.

Русские землепроходцы вышли к Дальнему Востоку в начале XVII в.

В 1638 г. путешественники достигли побережья Охотского моря.

Географ.

Дальний Восток – самый большой по территории и самый контрастный среди районов Российской Федерации.

На юге Приморья растут виноград и женьшень, возделывается рис, водятся тигры, а на островах Северного Ледовитого океана находится ледяная зона и обитают белые медведи…

Учитель литературы.

О Дальнем Востоке написано также немало произведений. В поле зрения авторов не только природа этого края, но и жизнь людей, происходящие там события.

Например писатель А. Фадеев в романе “Разгром” рассказываем о партизанской войне в Приморье в 1919 году.

Учитель литературы.

VI. Малая родина.

Но на огромных пространствах России находится уголок, милый нашему сердцу, - это наша малая родина – Серебряные Пруды.

Она также воспета в произведениях, правда, наших односельчан.

Чтение стихотворений о поселке, местных поэтов.

Прослушайте “Серебрянопрудский вальс”. Его слова и музыка – результат совместной работы В. Егорова и Е. Моторкиной, учителей нашего района.

А также просмотрите видеофильм о родных местах.

Отрадно, что многие из вас также не оставили Серебряные Пруды без внимания. Познакомьте нас со своими стихотворениями.

Чтение стихотворений учащихся.

3. Заключительная часть.

Подведение итогов урока.

Выставление отметок.


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21