Преподавание русского языка Модульное описание опыта "Учебное сотрудничество как основа формирования у школьников умения и желания учиться"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2024.05.26 Просмотров: 30 Волошина Валентина Петровна, учитель русского языка и литературы ИПМ- 1Наименование темы: Учебное сотрудничество как основа формирования у школьников умения и желания учитьсяАктуальность темы: В последние годы система образования находится в постоянном состоянии реформы и модернизации. В связи с изменениями в обществе меняется и школа, учитель ученик. Особенно важные перемены произошли не столько в учителе, сколько в ученике. Прежде ученик, не желавший учиться, оставался на второй год, выбывал из школы; прежде были сильные экономические стимулы: лучше выучишься – будешь больше зарабатывать, поступишь в вуз; был контингент учеников, достигавший примерно 30%, который сам собою постепенно отсеивался. Теперь эти ученики все в наших классах - на нашу долю выпало учить всех детей без отбора и отсева, поэтому должны вырабатывать приёмы и навыки такого учения. То, что веками повторяли выдающиеся педагоги- гуманисты, что прежде было мечтой, для нас стало необходимостью: мы должны дать нашим детям новые стимулы обучения- те стимулы, которые лежат в самом обучении. В связи с этим возникла необходимость изучить литературу и поделиться опытом по проблеме сотрудничества, т.к. “оно умудряется неразличимо сплавить игровое и деловое, жёсткое и пластичное; общение намёками улыбками, полусловами – и грубо приближённые определения; неуклюжее. Застенчивое проламывание через неурядицы – и блистательные лёгкие росчерки мастерства”. (С.Соловейчик “Школа сотрудничества”) Как целостная технология, педагогика сотрудничества пока не воплощена в конкретной модели, её идеи вошли почти во все современные педагогические технологии. Актуальность данной темы обусловлена необходимостью кардинальных перемен в технологии образовательного процесса, понимаемого нами как своеобразное сочетание обучения (нормативно сообразной деятельности общества) и учения – индивидуально значимой деятельности отдельного ученика, в которой реализуется опыт его жизнедеятельности. А также осуществление компетентностного подхода в обучении и воспитании, необходимостью формирования ключевых компетентностей. На фоне устойчивых положительных результатов возникают новые проблемы, которые предстоит решить:
ИПМ-2Теоретическая интерпретация опытаСущность опыта В данной работе заложен ряд позиций, которые представляются чрезвычайно важными для понимания роли учебного сотрудничества:
В условиях модернизации и гуманизации современной школы практически эти задачи решаются путём правильного сочетания индивидуальной, групповой и коллективной деятельности учащихся. Следовательно, в образовании и воспитании успех определяется именно сотрудничеством с детьми, сотворчеством. Условия формирования опыта Обычно в классе подбираются и хорошо, и средне, и плохо усваивающие учебный материал. Здесь и дети из обеспеченных и малообеспеченных, неблагополучных семей; те, кто хочет учиться, и кому некуда пойти, дети с ослабленным здоровьем. Возможно ли в таких условиях добиться, чтобы каждый ученик работал на уроке в полную силу, чтобы от урока к уроку рос его интерес к учёбе? Что и говорить, удаётся это не всегда. “ Поскольку внешних побуждений к учению нет, если способов принуждения совсем нет, если нельзя рассчитывать на всеобщий интерес к предмету- и, если мы реалисты, не хотим прятаться от действительности,- то перед нами лишь один путь: мы должны вовлекать детей в общий труд учения, вызывая у них радостное чувство успеха, движения вперёд, развития. Иначе детей не выучишь. Результат учения равен произведению способности на старательность”. (“Педагогика сотрудничества”) Теоретическая база опыта В работе использую технологию “Поэтапного формирования умственных действий” П.Я.Гальперина и Н.Ф.Талызиной, “Личностно-ориентированное развивающее обучение” И.С.Якиманской, методики А.Г.Ривина, “Коллективный способ обучения” В.Архиповой и А.Соколова, “Сотрудничество в обучении” В.Дьяченко, “Технологию интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала” В.Ф.Шаталова, “Технологию развивающего обучения” Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, проблемное, модульное обучение, опыт педагогов- новаторов, основные положения статей Л.С.Выготского, А.А.Сухомлинского, С.Соловейчика. Новизна опыта Идея учебного сотрудничества ориентирует обучающихся на успех, что даёт возможность изучать учебный материал в системе, ориентировать школьников на цель учебной деятельности, определять систему ученического самоконроля и самооценки. “Для того, чтобы ребёнок успевал, хорошо учился, – писал В.А.Сухомлинский,- надо, чтобы он не отставал, учился хорошо. Но в этом кажущемся парадоксе и заключена вся сложность педагогического дела. Интерес к учению есть только там, где есть вдохновение, рождающееся от успеха”. Учебное сотрудничество направлено на одно – дать ребёнку уверенность в том, что он добьётся успеха, научить его учиться, не допускать, чтобы он отставал. Трудоёмкость опыта заключается в большой подготовительной работе, в вовлечении всех учеников, а зачастую и родителей, в совместный труд учения. Подготовка дидактического материала, подбор текстов, разработка алгоритмов и памяток требует материальных затрат и большой затраты времени, но по мере накопления опыта эти затраты уменьшаются. Возможность внедрения Опыт может быть использован не только учителями русского языка, но и учителями – предметниками при условии желания, хорошей теоретической подготовки, при наличии достаточного количества дополнительной литературы и хорошей материальной базы учебного кабинета. ИПМ-3Система работы учителя состоит из следующих компонентов:
ИПМ-4Сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности учащихсяФормы учебного сотрудничества Учебное сотрудничество может быть следующим:
Сотрудничество может протекать в индивидуальной, групповой и коллективной деятельности учащихся. Для коллективного способа деятельности школьников характерно:
Идеальной формой сотрудничества и взаимопомощи являются пары переменного состава. Пары переменного состава Создание пар учителем. Этапы организации работы учебных пар:
Пары однотипного и разнотипного состава.
Главная задача в работе пары заключается в том, что каждый её участник обязан обучить другого тому, чем владеет лучше своего товарища. Типы деятельности учеников
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |