Преподавание литературы Урок литературы в 11-м классе "Художественные открытия модернистского искусства XX века. Футуризм"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2025.07.05 Просмотров: 1 Парашутина Светлана Витальевна, учитель русского языка и литературы Цели:
Оборудование и материалы:
Методические приёмы: лекция учителя с элементами беседы, учебный эксперимент, самостоятельная работа учащихся, индивидуальные сообщения. Ход урокаПеред уроком готовится доска (если нет возможности использования мультимедийных средств обучения): Макет доски
(Обучающиеся рассаживаются по местам.) I этап. Лекция учителяУчитель:
Это стихотворение “Посвящение любимой картине” написала ученица 9 “Б” класса Толстякова Мария. А на доске – знаменитый “Чёрный суприматический квадрат” Казимира Малевича. Полотно написано в 1914-15 гг., и оно – своеобразный прорыв эпохи. Рядом – портрет русского поэта Серебряного века Велимира Хлебникова. По силе влияния, которое он оказал на поэтов-современников, его можно назвать лицом эпохи. Вместе они – символ авангардистского искусства начала ХХ века. Итак, начало новой эпохи. Она ознаменовалась многочисленными открытиями, кардинально изменившими жизнь человечества. “Дух просвещения”, стремление к открытию нового, непознанного, был растворён в воздухе. Пожалуйста, зачитайте историческую справку. 1-й ученик-ассистент зачитывает историческую справку:
Учитель: Спасибо. Это лишь краткий перечень научных открытий начала века. Но открытия были и в искусстве. В 1907 г. Пабло Пикассо провозглашает: “Смерть хорошему вкусу!” – и совершает переворот в живописи, представив на суд зрителей “Авиньонских девиц”. (Демонстрация репродукции.) И дело не в объекте изображения (девушки из публичных домов изображались художниками и ранее), а в новой художественной манере. Фигуры в искажении, ракурс, при котором предмет показывается сразу в двух плоскостях – спереди и сбоку, цветовая гамма, весьма условно прорисованные фрукты – всё это подступы к будущему кубизму. В России в 1910 г. Василий Кандинский создаёт свою картину. (Демонстрация репродукции.) Как вы думаете, как она называется? (Варианты названий.) Вообще-то она называется “Деталь к композиции IV” или второе название “Казаки”. В её основу легли впечатления художника от въезда в Москву отряда казаков во время революционных волнений 1905-06 гг. С трудом зритель находит фигуры казаков, их красные пики, мост, похожий на радугу, и радугу, соединяющую небо с землёй. Живопись становится почти беспредметной. Искусство обращается к точным наукам. Например, художник К. Малевич разрабатывал проекты городов-спутников, курсирующих по околоземной орбите. В. Кандинский привносит геометрию в живопись. В своей книге “О точке и линии” он пишет: “Контакт между острым треугольником и кругом производит не меньший эффект, чем палец Бога, протянутый Адаму на картине Микеланджело”. Пройдёт 5 лет, и только один квадрат будет темой и идеей одной из самых скандальных картин мира. А мы возвратимся в 1910 год, который становится годом рождения русского футуризма, – в свет выходит I футуристический сборник стихов “Садок судей”. Его авторы – Давид Бурлюк, Велимир Хлебников, Алексей Кручёных. Зачитайте литературоведческую справку. 2-й ученик-ассистент зачитывает литературоведческую справку: Футуризм (от лат. futurum – будущее) авангардистское направление в европейской культуре 1910-1920-х гг. Футуризм стремился создать “искусство будущего”, декларировал в манифестах и художественной практике отрицание традиционной культуры (наследие “прошлого”). В поэзии (В. Хлебников, В. Маяковский, А. Кручёных, И. Северянин) – характерные приёмы языкового эксперимента (“слова на свободе”, или “заумь”). II этап. Беседа и учебный экспериментУчитель: Спасибо. В 1912 г. выходит декларация футуристов “Пощёчина общественному вкусу”. В ней поэты заявляют: “Только мы – лицо нашего времени… Прошлое тесно”. Итак, какова поэтическая концепция “нового искусства”? В. Хлебников выразил её так: “Чары слова, даже непонятного, остаются чарами и не утрачивают своего могущества”. Поэт проводил смелые эксперименты с языковым материалом – словом, пытался создать общечеловеческий язык, похожий на язык птиц, занимался “речетворчеством”. Вот пример такого языка и стихотворения:
Да, на первый взгляд – бессмыслица, но! В статье “Художники мира!” В. Хлебников пытается обосновать, закрепить определённое цветовое значение за тем или иным согласным звуком. Получается своеобразная формула: цвет в звук = образ. – Как вы считаете, в этом есть рациональное зерно? (Кто-то согласен, кто-то нет.) – Давайте проведём эксперимент! Я буду описывать состояние человека, а вы подберёте к нему соответствующий, на ваш взгляд, цвет, т.е. покажите соответствующую цветную полоску. Эксперимент: У вас сильно болит голова, вы больны, у вас нет сил (чёрный). Вы приняли лекарство, и вам стало легче, болит, но можно терпеть (красный, коричневый). Вот боль проходит, о ней лишь воспоминание, вы прекрасно себя чувствуете (жёлтый, зелёный). Учитель: Вы одинаково показали цветовые ощущения. Эта новая методика диагностики и адекватной оценки больным своего состояния берётся медициной на вооружение только сейчас, а самому принципу – 100 лет! Давайте вернёмся к стихотворению “Бобэоби пелись губы…” и теперь его проанализируем. Итак, “б” – это красный. А губы человека? Они красные. Значит, “пелись губы” красно. “М” – это синий, вероятно, взор, т.е. глаза синие. “П” – чёрно-красный, т.е. коричневый. А брови довольно часто именно такого цвета. “Л” – слоновая кость. Это цвет кожи аристократического лица. “З” – золотой. Вместе с ассонансом “гз” – это и цвет цепи, и её звон. Вслед за поэтом мы спускаемся взглядом вниз по лицу, а цепочки обычно носят на шее. Действительно, “на холсте…соответствий” мы увидели лицо. Как видите, не такая уж и бессмыслица! Мы говорим о звуках. Серебряный век невозможно представить без музыки. Музыка – это тоже звуки. Русский композитор Александр Николаевич Скрябин в 1910 году ввёл партию цвета в симфоническую поэту “Прометей”. Это – прообраз современной цветомузыки. А теперь обратимся к стихотворению В. Хлебникова “Заклятие стихом”, 1910 г.:
Мы обнаруживаем здесь огромное количество новых слов – неологизмов, речевых открытий В. Хлебникова. Давайте попытаемся расшифровать некоторые из них.
А смысл названия? “Заклятие” – заклинание, настоятельная просьба, мольба, призыв. Действительно, мало кто не улыбнётся, прочитав это стихотворение. III этап. Практическое занятиеУчитель: А теперь перейдём к практическим занятиям. У каждого из вас есть отрывок из стихотворения поэта-футуриста. (В зависимости от количества учащихся в классе учитель готовит лист для самостоятельной работы для каждого ученика или для группы учеников. Остальные в это время могут написать отзыв-миниатюру об услышанном в ходе лекции учителя для закрепления материала и последующей проверки учителем степени усвоения нового материала.) Прочитайте, найдите примеры словотворчества. Один неологизм, самый интересный, на ваш взгляд, – объясните. IV этап. Подведение итогов урокаУчитель: Итак, мы сегодня слегка прикоснулись к сокровищам модернистского искусства ХХ века. Оно неисчерпаемо и многогранно. Говоря словами К.Д. Бальмонта, поэта-символиста,
Мы попытались приблизиться к пониманию загадочной души поэтических слов, почувствовать их иррациональную красоту. На следующих уроках мы будем анализировать творчество поэтов Серебряного века русской литературы. V этап. Домашнее заданиеУчитель: Индивидуальные задания-доклады о жизни и творчестве поэтов Д. Бурлюка, В.В. Маяковского, И. Северянина, В. Хлебникова. Подготовиться к анализу лирического произведения по плану (в тетрадях). Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |