Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Урок русского языка в 6-м классе по развитию связной речи "Глаза - зеркало души"
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Урок русского языка в 6-м классе по развитию связной речи "Глаза - зеркало души"


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2024.05.26
Просмотров: 35

Наливайко Инна Ивановна, учитель русского языка и литературы

Цели:

  • учить учащихся через внешность постигать внутренний мир человека, его характер и настроение;
  • находить главное (неповторимое!) в облике конкретной личности и описывать свои наблюдения.

Задачи:

  • развивать у учащихся наблюдательность и внимание к окружающим их людям;
  • обогатить словарный запас учащихся прилагательными, позволяющими ярко описывать внешность;
  • воспитывать заботливое отношение к окружающим людям.

Оборудование:

  • репродукции картин художников И.Е. Репина, “Девочка-рыбачка”;
  • В.Г. Перова, “Тройка”;
  • П. Пикассо, “Девочка на шаре”, Ф.С. Рокотова, “Портрет Струйской”;
  • Н.А. Ярошенко, “Пострелёнок”;
  • Леонардо да Винчи “Джоконда”;
  • карточки для индивидуальной работы, песни и портрет Анны Герман;
  • произведение Н.Заболоцкого “Любите, живопись, поэты!”;
  • Э. Асадова “Трусиха”;
  • В. Лисянского “Улыбка Джоконды”.

Ход урока

1. Организационный момент.

Психологический настрой учащихся (самодиагностика настроения).

На столах лежат цветные кружочки (красные – удовлетворительное; жёлтое – хорошее; синее – хмурое).

Ученики поднимают тот кружочек, который больше всего характеризует ваше настроение.

2. Объявление темы урока.

- Сегодня наш урок посвящён описанию внешности человека. В художественных произведениях мы непосредственно познакомились с понятием ПОРТРЕТ ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ. Для чего он вводится в художественное произведение?

Викторина. Определите, о портретах каких литературных героев идёт речь в данных отрывках:

  1. Женщина эта, необычайно прекрасная, вся изо льда, из ослепительного, сверкающего льда!.. Глаза её сияли, как звёзды, но в них не было ни тепла, ни мира… (Х.К. Андерсен. “Снежная королева”).
  2. Уже лицо у него не было мальчишеское с человеческими чертами, но совершенно неподвижное, окаменевшее, как маска. Только глаза у него были живые, большие, тёмные, и он стрелял ими налево и направо, словно сквозь прорези в маске. (А.и Б. Стругацких. “Малыш”)
  3. Как все выздоравливающие, она делается беспричинно счастлива, и счастье её особенно свежо, потому что ей 16 лет, потому что глаза её загадочны, темны, потому что она одна и свободна. ( Ю. Казаков. “Оленьи рога”).
  4. Всё лицо его было невелико, в веснушках, книзу заострено, как у белки; но странное впечатление производили его большие, жидким блеском блестевшие глаза: они, казались, хотели что-то высказать… (И.С. Тургенев. “Бежин луг”, Костя)

? Какой элемент в описании внешности присутствует в портретах этих литературных героев?

? А почему именно глаза?

? Назовите тему урока. (“Глаза – зеркало души”)

? С какой целью, почему, я предлагаю рассмотреть эту тему.

(Глаза – самая выразительная деталь на лице. Но не цвет и форма, а глубинная наполненность глаз, их выражение. Мы будем учиться через внешность постигать внутренний мир человека, его характер, внешность.)

Чтение отрывка М. Шолохова “Судьба человека”.

“Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе… Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника”.

? Вы знаете что-нибудь о судьбе этого героя?

? Можно ли догадаться, что на его долю выпало немало испытаний?

- Обратите внимание на эпитеты, которые помогают определить выражение глаз героев.

Задание. Распределите эти прилагательные в два столбика в зависимости от того, какие эмоции – положительные или отрицательные – они вызывают. (На доске эпитеты: наглые, бегающие, пустые, лукавые, озорные, гневные, скорбные, ясные, правдивые, внимательные, удивлённые, задумчивые, блестящие, злые)

- Определите выражение глаз героев на репродукциях картин русских художников.

Слово учителя.

? Почему люди, разговаривая друг с другом, стараются смотреть в глаза?

- Да, наши глаза – ключ к пониманию нашего характера, нашего настроения, нашей души. Народная мудрость гласит: “В глаза боится тот смотреть, кто совершил какое-то преступление или думает его совершить”.

? Какими эпитетами можно описать такое выражение глаз?

- Внутренняя одухотворённость и в то же время затаённость чувств выражают глаза Струйской на портрете Рокотова. Николай Заболоцкий вспоминает об этом портрете в стихотворении “Любите, живопись, поэты!”

? С чем сравнивает выражение глаз художник?

? Легко ли описать внешность человека?

- Это один из самых трудных видов описания. Чтобы убедиться в этом, я предлагаю вам описать самих себя.

Самостоятельная работа учащихся, зачитываются несколько работ.

? Что важно уметь указать при описании внешности? (особенную, неповторимую деталь внешности, которая сделает заметным на фоне остальных лиц)

- Умение отмечать особые приметы может оказаться полезным. В каких это случаях?

Чтение текста:

Потерялся мальчик четырёх лет. Зовут Серёжа. Одет в спортивный костюм зелёного цвета. Без головного убора. На правой щеке, ближе к подбородку, небольшое родимое пятно. Немного заикается. Нашедших просим сообщить…

- Такие описания обычно носят деловой характер: предельная точность, лаконичность.

- Чтобы отметить особенное, индивидуальное, что нужно развивать каждому человеку с детства? (наблюдательность, зрительную память)

Задание: опишите человека, которого вы встречаете ежедневно по дороге в лицей.

? Легко ли было описать?

- Представьте себе, что вас попросили помочь составить словесный портрет девочки. Что из предложенного текста надо оставить?

Она маленькая, худенькая. Светлые, кудрявые волосы. Глаза задумчивые, голубые. На ней белые гольфы, голубые босоножки, платье в красную клеточку. Она любит долго спать, есть мороженое “эскимо”. Увлекается коллекционированием марок. Любит петь весёлые песни. Над левой бровью шрам. Дружит с девочкой Машей. У неё есть кошка Мурка.

? В чём недостаток этого текста? (непоследовательность)

? Что предварительно нужно сделать, чтобы логически последовательно построить текст? (составить план)

Вместе с учениками выделяются пункты плана.

  1. Основная мысль описания.
  2. Компоненты внешности.
  3. Яркие, незабываемые портретные детали.
  4. Языковые средства, использованные для описания.

- План поможет вам и в работе со специальными карточками (на карточках фотографии детей). Работа в группах.

Карточка 1. Максим. Он уже совсем взрослый. Он любит ходить на прогулку сам. Сколько интересного вокруг! Опишите выражение лица Максима, когда он увидел кузнечика. Подберите такие слова, которые помогли бы понять его настроение. Своё описание озаглавьте. Употребляйте слова с уменшительно-ласкательными суффиксами.

Карточка 2. Лена-гимнастка. Сегодня у неё ответственные соревнования. Только что она закончила своё выступление на бревне. А что скажут судьи? Опишите выражение лица девочки. Какие у неё глаза? О чём она думает? Какие строчки можно было бы подписать под фотографией?

Карточка 3. Юра. Опишите выражение лица мальчика, его настроение. Какие слова помогут нам понять его душевное состояние? Своё описание озаглавьте.

Зачитываются работы учащихся.

- Сейчас вы работали не с живописными, а фотографическими портретами.

- А теперь опишите своего соседа по парте.

Зачитываются работы учащихся.

- К сожалению, мало было сказано об улыбке соседа, а кто-то и вообще не включил её в описание. А ещё Л.Н. Толстой говорил: “Улыбка скажет о человеке всё. Добр или зол, умён или нет, красив ли – всё покажет”.

? Какие улыбки бывают?

- Доброжелательное, озарённое ласковой улыбкой лицо всегда располагает к себе, поднимает настроение, снимает усталость. До сих пор люди замирают перед картиной Леонардо да Винчи “Джоконда”.

Чтение стихотворения Лисянского “Улыбка Джоконды”.

- Ещё на одну репродукцию, я хотел бы обратить ваше внимание. Это картина Пикассо “Девочка на шаре”.

? Кого вы видите на картине?

? В чём контраст показывает художник? (бродячие акробаты; тоненькая девочка – гимнастка и её партнёр и тренер – широкоплечий атлет; сила- грация)

- Художник умышленно чуть преувеличивает контраст могущества и изящества.

? Всегда ли могучее телосложение является доказательством сильной воли человека, а люди хрупкие не способны на подвиг?

Чтение стихотворения Э. Асадова “Трусиха”.

Слово учителя.

Не всегда внешность человека передаёт его внутренний мир, что иногда она обманчива и надо быть очень наблюдательным, чтобы не ошибиться в людях, суметь разглядеть истинные душевные качества.

…что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде? (Н. Заболоцкий)

- Описание человека не будет полным без упоминания о его голосе. Мы теряем свою привлекательность, если говорим невыразительно, тускло. “Девушка без голоса, что пшеница без колоса”, - гласит народная мудрость.

Послушайте песню. Опишите, каким вы представляете человека, исполнителя этой песни.

Звучит песня в исполнении Анны Герман. (Удивительный голос так гармонически сочетался с мягкими, нежными чертами лица, доброй, согревающей улыбкой и задумчивыми, глубокими глазами)

Итог урока.

1. – Сможете ли вы теперь, глядя на человека, составить его словесный портрет?

2. – Самодиагностика настроения.


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21