Преподавание литературы Конспект урока литературного чтения. Обобщающий урок: В.Ф. Одоевский. "Мороз Иванович". 3-й класс (1-4)Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2024.05.07 Просмотров: 4 Чижова Валентина Михайловна, учитель начальных классов Цель урока: расширить понятия: «литературная сказка» и «русская народная сказка»; научиться их сравнивать; формировать навыки чтения; выражать свое отношение к героям, давать характеристику поступкам, уметь делить текст на части и их озаглавливать; взять из сказки что-то нужное, важное для себя. Оборудование: учебники, выставка книг, портрет писателя, рукавичка Деда Мороза, снежинки, шкатулка со словами, иллюстрации к сказке, мелодия, «Словарик настроения». Ход урока.I. Организационный момент.«Психологическая установка на работу». Учитель. – Улыбнемся друг другу, дети. Сядьте тихо, удобно, закройте глаза, опустите голову на грудь. Под тихую мелодичную музыку дети тихо повторяют за учителем: - Я в школе на уроке. - Сейчас я начну учиться. - Я радуюсь этому. - Внимание мое растет. - Я как разведчик все замечу. - Память моя крепка. - Голова мыслит ясно. - Я хочу учиться. - Я очень хочу учиться. - Я готов к работе. - Работаю! II. Работа с речевым аппаратом.(На доске запись). У елки иголки колки. Произносим по-разному, делая ударение каждый раз на новое слово. III. Проверка домашнего задания.У. – По дороге в школу я нашла рукавичку. Как вы думаете, чья она? Д. – Деда Мороза. У. – Ой, сколько снега набилось! (Снежинки высыпаются из рукавички). – Не простые снежинки, а снежинки-задания. 1 снежинка. У. – Какие сказки о Морозе вы читали? Д. – «Два Мороза», «Мороз Иванович», «Морозко», Некрасов «Мороз, Красный нос», Маршак «Двенадцать месяцев». 2 снежинка. У. – Каким рисует Мороза в своих сказках народ? Д. – Мудрым, умным, богатым, добрым, доброжелательным, благородным, большим, в красном кафтане, с посохом в руке, в санях, запряженные тройкой лошадей. 3 снежинка. У.- Кто написал сказку «Мороз Иванович»? Д. – В.Ф. Одоевский 4 снежинка. У. – Сюжет какой русской народной сказки явился основой литературной сказки «Мороз Иванович»? Д. – «Морозко». У. – Много было попыток переделывать русские народные сказки. Дело в том, что записывались они на протяжении многих лет – записываются и до сих пор – от разных сказителей. Каждый сказитель рассказывает сказку по-своему: один – кратко, другой – пространно, с подробностями, у одного бывает хорошо начало, у другого хорош конец, а у третьего – середина; один сказитель знаменит словечками, другой – интересными подробностями рассказа. А вот наш дедушка Ириней считал, что из сказок народ должен получать научные знания, чему-то учиться, что-то узнавать нового. Давайте сравним обе сказки. Что в этих сказках общего? Чем они отличаются друг от друга? К какой сказке эта иллюстрация? Д. – «Морозко». У. – А что надо изменить, чтобы она стала иллюстрацией к другой сказке? Д. – Изображение старика. У. – Можно ли сказку «Мороз Иванович» назвать волшебной? Почему? Докажите. IV. Сообщение темы и цели урока.У. – По многим сказкам поставлены фильмы и мультфильмы. Кто из вас видел сказку «Морозко» по телевизору? У. – А приходилось ли вам видеть сказку «Мороз Иванович»? У. – Ребята, а давайте попробуем сами сегодня сделать фильм по этой сказке. Что же для этого нам нужно? У. – Разбить текст на кадры, части. «Изготовить» и «разместить» декорации (т.е. рассказать, где происходит действие). Режиссерская работа: исполнение ролей и озвучивание героев. В работе над словарными словами нам потребуется шкатулочка слов. Какие главные герои у нашей сказки? Д. – Рукодельница и Ленивица. У. – Разобьемся на две рабочие группы. 1 группа – собирает материал о Ленивице, а 2 группа – о Рукодельнице. V. Работа с текстом.Кадр № 1. У. – Почему автор дал девочкам такие имена: Рукодельница и Ленивица? Выборочное чтение: У. – Чем в своем доме занималась Рукодельница? У. – Как проходил день у Ленивицы? Словесный портрет девочек: У. – Какой вы себе представляете Рукодельницу, а какой – Ленивицу? Словарная работа: горемычная – несчастная. У. – Что же изобразим на первом кадре? У. – Как можно озаглавить 1 кадр? Д. – Долог день до вечера, коли делать нечего. Кадр № 2. У. – Какая однажды беда случилась с Рукодельницей и как она попала в колодец? Словарная работа: Нечего было делать – другого выхода не было, решения проблемы. У. – Как озаглавим 2 кадр? Д. – Сама беду сделала, сама и поправляй. Кадр № 3. В колодце. У. – Из какой сказки эти герои: печка и яблоня? Д. – «Гуси-лебеди». Чтение по ролям: 1 ряд – разговор Ленивицы с печкой и яблонькой, 2 ряд – разговор Рукодельницы. Словарная работа: Нимало не машкая – не раздумывая. Положила его за пазуху. Промеж себя говорят – разговаривают друг с другом. У. – Как озаглавим этот кадр? Д. – Без труда не вытащить и рыбки из пруда. Кадр № 4. Иллюстрация в учебнике. с 173. Чтение по ролям. Кадр № 5. У Мороза Ивановича. Выборочный пересказ: У.- Чем занималась Рукодельница 3 дня у Мороза Ивановича? Физкультминутка.У. - Пословица: «Кто не стыдится спрашивать, узнает многое». Как эта пословица подходит к нашей сказке? У.- О чем спрашивала Рукодельница? Д. - О зеленой травке. Зачем Мороз в колодце сидит? Почему стучится в окошко? У.- Что делала у Мороза Ивановича 3 дня Ленивица? Словарная работа: Окостенели – замерзли, онемели, Отойдут, не ознобишь. Студеная – холодная Почивать – лег спать Стрепня – еда, повара называли стряпуха. Понадулась – обиделась У. - Как назовем мы этот кадр? Д. - «Авось» да «как – нибудь» до добра не доведут. У.- Какова работа, такова и награда. Как Мороз Иванович наградил Рукодельницу, а как – Ленивицу? У.- Как вы считаете, справедливо ли это? Почему? Докажите. VI. Итог урока.У. - Мы сегодня хорошо поработали, а за работу что получаем? Д. - Оценки. У. - Кто хочет побыть Морозом Ивановичем и одарить работающих оценками? У.- Подумайте, какую пользу принесет сказка тому, кто посмотрит ее? У.- Найдите в сказке пословицу и объясните ее смысл. У. - Какие еще пословицы подходят к нашей сказке? VII. Домашнее задание.У.- Как вы думаете, все ли сценические кадры мы с вами сделали. Подумайте, чего не хватает в нашем фильме, нарисуйте и подробно расскажите. Кому это трудно – вам такое задание: подготовить пересказ сказки. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |