Преподавание русского языка Готовимся к ЕГЭ по русскому языку (методические и практические рекомендации учителю)Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2025.01.20 Просмотров: 1 Тюленева Наталья Николаевна, учитель русского языка В настоящее время появилось большое количество книг, справочников, пособий, разработок для подготовки выпускников к сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ). Это радует и дает возможность каждому учителю - найти тот путь, который позволил бы сделать уроки интересными, глубокими по содержанию, объединенными общей темой или проблемой, жанром и интегрированными с курсами русской литературы, живописи, музыки; - проникнуть в творческую лабораторию художника, создать атмосферу со-творчества, со-переживания, со-причастности; - научить школьников не только видеть, понимать слово, замечать смысловые нюансы, но и самому использовать их в устной и письменной речи, писать сочинение. Опыт проведения ЕГЭ в гимназии убедительно свидетельствует о необходимости изменения - структуры уроков русского языка; - методов и форм подачи материала и проверки знаний учащихся, используя разнообразные виды заданий. Перед учителем стоит задача - проверить практическое владение учащимися русским языком, соблюдение в устных и письменных высказываниях орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических, орфографических и пунктуационных норм. Языковая подготовка проверяется на уровне учебных умений или способов действия, на основе понятий и правил, применяемых в стандартных условиях, в работе со специально отобранным языковым материалом, представленным в виде слов, словосочетаний, предложений. Весь школьный курс русского языка готовит учащихся к выполнению заданий этого типа, но для успешной подготовки учащихся в старших классах на этапе повторения и обобщения изученного необходимо и достаточно осуществить следующее:
Тестирование является эффективным методом контроля на уроке. Учащиеся должны научиться внимательно прочитывать установочное задание, в котором определена тестовая разновидность. Это все задания 1 группы. Задания 2 группы (с открытым кратким ответом) Данные задания проверяют знания учащихся о языке и речи, умение пользоваться ими в работе с языковым материалом. I. Эти задания представляют собой различные варианты анализа текста - смысловой, композиционный, стилистический, языковой и типологический. Поэтому для успешной подготовки к выполнению задания необходима работа с разными текстами, а для этого учащийся должен знать:
Это позволит сформировать “тестовую зоркость”. II. Кроме того, выпускник должен
Задание 3 группы (с развернутым ответом) Представляет собой небольшое сочинение- рассуждение (150-200 слов). Существуют всевозможные пособия, направленные на обучение учащихся писать сочинения. Можно использовать в своей работе любые из них. Но, при этом, ребенок должен иметь перед собой алгоритм работы. План написания сочинения I. Первичное прочтение текста:
II. Речевое оформление сочинения. Смысловая цельность, композиционная стройность, связность изложения, богатство речи (словаря и грамматических форм). III. Проверка (редактирование) сочинения. Обратить внимание на соблюдение орфографических, пунктуационных, языковых и речевых норм русского языка. Подведем итог Каждое занятие строится учителем в соответствии с намеченной целью урока, части его могут переструктурироваться (объем материала рассчитан на сдвоенные уроки русского языка) Примерный план урока I. Поэтическая пятиминутка (чтение наизусть или письмо по памяти данного стихотворения). Выполнение определенного задания по орфографии или пунктуации. II. Словарно-орфоэпическая разминка. III. Лексико-стилистическая разминка:
Данные задания направлены на обогащение словарного запаса учащихся. IV. Орфографическая разминка. Это может быть:
V. Пунктуационная разминка. VI. Теоретическая разминка. (Актуализация полученных ранее знаний. Составление плана -конспекта (таблицы), алгоритма, правила. Учитель (или подготовленный ученик) объясняет теоретический материал). VII. Повторение пройденного на предыдущих занятиях блока:
VIII. Практические задания (выполняются устно или письменно)
IX. Творческая работа по развитию речи учащихся:
X. Занимательный материал к уроку (загадки, лингвистические задачи, игры…). XI. Домашнее задание:
Предлагаю один из конспектов урока. Правописание НЕ с разными частями речи Оборудование:
Ход урока I. Слово учителя. Учитель приводит высказывание А.Серафимовича и формулирует проблему. 1. А.Серафимович: “Есенин единственный в наше время поэт такой чудовищной способности изображения тончайших переживаний, самых нежнейших, самых интимнейших… и огромная, все ломающая смелость эпитетов, сравнений, выражений, поэтических настроений. Ни у кого не спрашивая, никому не подражая… Чудесное наследство”. Дома учащиеся должны были вновь обратиться к изученному материалу по литературе (жизни и творчеству С.А.Есенина):
2. Учитель формулирует проблему. Сменилось ни одно поколение, прошли десятилетия, а стихи С. А. Есенина не утратили своего обаяния. В чем истоки этой загадки? Ответы учеников:
С. Есенин восклицает: нет и не может быть чужой боли в мире, все мы связаны на земле между собой и со всем миром. И в этом единстве всего сущего - смысл нашего бытия.
II. Поэтическая разминка. Для эпиграфа к уроку подбираются стихотворения, которые старшеклассники учат наизусть, умеют анализировать разные его уровни (фонетический, лексический, морфологический, орфографический, пунктуационный). Следует иметь в виду, что учитель выбирает тот уровень анализа, который необходим для данного урока. К этому уроку необходимо было, во-первых, найти средства художественной выразительности (сравнения, метафоры) и объяснить их роль; во-вторых, вспомнить правописание НЕ с разными частями речи. Дома ребята учили и анализировали стихотворение С.А.Есенина “Не жалею, не зову, не плачу” Ученик:
Какая удивительная метафора: “Буйство глаз и половодье чувств”. В молодости, по мнению поэта, человека переполняют чувства, желания, силы. Они, как вешняя вода, бурлят и заливают пространство, так и чувства молодости могут быть необузданными, сильными, всепобеждающими.
Почему - ситца?
Розовый цвет - символ юности, детства, цвет зари (начала нового дня). В языке существуют выражения “розовые мечты”, “видеть мир в розовом цвете” - так говорили о мечтательных натурах, романтически возвышенных, оторванных от реальной жизни. Найти единственное значение этого выражения невозможно. В этом случае метафора приближается к символу. III. Лексико-орфоэпическая разминка.
IV. Лексико-стилистическая разминка
Эффектно - впечатляюще, живописно, картинно; (выглядел эффектно) Эффективно - действенно, плодотворно, результативно, продуктивно; (работал эффективно) Этично - эстетично; удивленно - удивительно;
Поговорим с глазу на глаз (наедине) Жили душа в душу (дружно) Работал не покладая рук (усердно) Встал ни свет ни заря (рано) Заходил время от времени (изредка) V. Теоретическая разминка. Учитель: Правописание слов с частицей НЕ и приставкой НЕ- Слитное и раздельное написание НЕ определяется тем, является ли отрицание НЕ 1. Частицей (и тогда она как особое слово пишется отдельно от следующего за ней слова) Или
Важно уметь разграничивать частицу НЕ и приставку Не - и на основе этого выбирать раздельное или слитное написание отрицания НЕ. С одними единицами Не пишется только слитно, с другими - только раздельно, с третьими может писаться как слитно, так и раздельно. 1. От данных существительных (которые без НЕ не употребляются) образовать все возможные части речи
Непрерывность, неуклюжесть, небрежность, несуразность, невежа, невежда, невнимательность, неожиданность, нелепость, негодование, неряха. 2. Подобрать синонимы без НЕ
3. Подобрать антонимы, подчеркнуть слова, в которых НЕ - часть корня Осмотрительность (неосторожность), избыток (недостаток), друг (неприятель), любить (ненавидеть), ловкий (неуклюжий), нарочно (нечаянно), аккуратный (неряшливый). Вывод № 1 Независимо от того, к какой части речи принадлежит слово, НЕ пишется всегда слитно, если:
Существительные: небылица, неваляшка, невежа, невежда, невзгода, невидаль, невидимка, невольник, негодяй, недотрога, недуг, незабудка, ненависть, ненастье, неполадки, непоседа, неряха, несмышленыш, неудачник, нехристь. Прилагательные (а также образованные от них наречия на – О): небрежный, неизбежный, неизменный, нелепый, необходимый, непобедимый, непрестанный, неразлучный, несказанный, нескончаемый, несомненный, несравненный, несуразный, несчастный, неуклюжий, нестерпимый, непоколебимый, непререкаемый, неукротимый; небрежно, нелепо, необходимо, несомненно. Глаголы: невзвидеть, негодовать, несдобровать, невзлюбить, ненавидеть, нездоровиться, непоздоровиться, неможется, недоумевать, нейдет, неймется.
Неведение, недостаток, несчастье, неважный вид, недалекий, недостает, небывалый случай, неверный совет, невероятное событие, невозможный характер, невольная ложь, негодный мальчишка, немедленный отклик, непосредственная реакция, недаром, непрочь.
Недо - со значением “неполноты, недостаточности по сравнению с нормой”; Недовес, недоделка, недомерок, недооценка, недочет; недоспелый, недоразвитый, недовыполнить, недодержать, недодать, недоедать, недополучить, недосказать, недосмотреть, недосолить, недосыпать, недосчитаться; Небез - (небес -) со значением “умеренной, но достаточно значительной степени признака” Небезосновательный, небесполезный, небесплодно. Отличаем деепричастие от
4. На доске висит таблица, которую ребята должны рассмотреть и прийти к нужному выводу:
Вывод № 2 НЕ пишется всегда раздельно с данными классами слов. Их необходимо помнить. 5. Выборочно-объяснительное списывание. Задание: найти такие части речи, которые могут писаться с НЕ как слитно, так и раздельно. Объяснить, почему: (не) примиримые противоречия, (не) обыкновенный талант, (не) объятное пространство, (не) решенные проблемы, (не) смолкающие до ночи сверчки, (не) замершая, а (по) прежнему бегущая речонка, улочка (не) освещена, смотреть (не) ласково, (не) стерпимо яркий свет, совсем (не) легко, (не) переживая по пустякам, взглянула (не) доумевая, (не) озаренная лучами заходящего солнца, (не) выспавшийся ребенок, труд (не) легок, подарку (не) рад, (не) доступная территория, (не) давнее приобретение, мне (не) здоровится, (не) довесили одиннадцать килограммов, (не) нарушаемая никем тишина. Вывод № 3: НЕ пишется всегда раздельно с существительными, краткими и полными прилагательными, с наречиями на – О, полными причастиями в следующих случаях: 1) в составе конструкций с противопоставлением Примечание: Следует отличать противопоставление от иных конструкций Неглупый, а скучный Некрасивый, а симпатичный Невысокая, но стройная 2) в составе конструкций, усиливающих отрицание
Нисколько не, никак не, никогда не, никакой не… 3) при наличии или отсутствии у полных причастий зависимых слов; 4) при наличии или отсутствии у местоимении предлога. Полученные знания дают возможность составить алгоритм № 1 для дальнейшей работы. Следующий этап работы представляет собой логизирование материала до доступности, простоты в использовании. Получаем алгоритмы 2, 3. Алгоритм № 1. (Приложение) Алгоритм № 2 (Приложение) Алгоритм № 3 (Приложение) Следующий этап работы представляет собой логизирование материала до доступности, простоты в использовании. Получаем алгоритмы 2, 3. V. Практическая работа (упражнения берутся из любых учебных пособий) 1. Мгновенная проверка знаний на уроке:
Учитель читает словосочетания, ребята обозначают буквами написание: с-слитно, р-раздельно
2. Тренировочные упражнения разных видов (берутся из любых пособий, учебников и т.д.) VI. Подведение итогов урока Домашнее задание.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |