Преподавание русского языка Урок русского языка по теме: "Слово. Слог. Ударение" ("Школа-2100"). 1-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2024.04.16 Просмотров: 20 Горячева Елена Анатольевна, учитель начальных классов Тип. Урок – комплексное применение знаний (комбинированный урок на основе комплексного интеллектуального развития). Цели:
Тема. Слово, его значение. Слог. Ударение. Задачи:
Оборудование. Наглядные материалы, модели слов с различными случаями постановки ударения, толковый словарь, таблица для глаз. ХОД УРОКА I. Организационный момент У. С добрым утром, начат день, первым делом гоним лень. На уроке не молчать, всем работать, отвечать! Садитесь и давайте начнем урок! II. Актуализация опорных знаний. Постановка учебной проблемы. Открытие нового. У. Сегодня в классе мы сделаем еще одно маленькое открытие. У. Проверьте свою посадку за столом, наклон у тетради. Возьмите ручки, запишите: 23 марта. Классная работа. У. Я приготовила для вас загадку, попробуйте отгадать её. Воробей гору держит. (?...?...?...),
Собака Молчан весь дом стережет. (Замок) У. Что вы можете сказать об этом слове? (Лексическое значение, слоговая структура, звуковой состав). Возможные вопросы по ходу работы: У. Как определить, сколько в слове слогов. Д. Сколько в слове гласных, столько и слогов. Это знает каждый из учеников. У. Что же мы называем слогом? Д. Слог – это один или несколько звуков, произнесенных одним выдыхательным толчком. У. Какой слог называют ударным? Д. Слог, который произносится с большей силой и длительностью в голосе (“зовём” слово). У. А что вы представляете, когда слышите слово “замок”? Табличку со словом (без значка ударения) вывесить на доску. (Навесной замок, замок – молния, замок – затвор у ружья) По ходу ответов детей желательно вывешивать картинки. У. Что же объединяет все эти вещи? (………) У. Молодцы, это все – приспособления для запирания, то, что закрывает и держит крепко. Давайте попробуем в наших тетрадях нарисовать несколько разных замков. 1. Минутка чистописания. Крюк да колечко, крив да зубаст
У. А можно сказать, что при письме мы тоже встречаем замочки? (Соединения букв) ок, от, ос У. На доске записано крылатое выражение. Прочитайте его: За семью замками. Как вы это понимаете? (……………) Да, так говорят о том, что спрятано в надежном месте; о том, что находится под строгим наблюдением. Граница государства на замке. У. А теперь еще раз посмотрите на запись слова “замок”. Скажите, может ли это же слово прозвучать по-другому? (………) Как? (Замок). (Вывесить картинку) Что вы можете сказать о буквенном составе (………), слоговой структуре этого слова? (………) А поменялся ли его смысл? Отчего? (………) Можно устно составить предложение со словом. У. Зачем же надо уметь правильно ставить ударение? Д. Для точной передачи смысла слова. У. Какие бывают слоги в словах в зависимости от ударения? Д. Ударный и безударный. У. Бывают ли слова, в которых нет ударного слога. Д. Нет, в словах всегда есть ударный слог. 2. Физкультминутка. На дверях висит замок, (сомкнуть руки в “замочек”) Кто открыть его не смог? (вытянуть руки с “замочком” вперед) Мы замочком постучали, (постучать “замочком” по столу) Мы замочек повертели, (повертеть “замочком” вправо-влево) Мы замочек покрутили, (покрутить “замочком” к себе – от себя) И открыли! (разомкнуть руки) У. Подберите подходящие к звуковой модели слова: Учитель читает слова (7 – 10 слов), а дети в ладоши прохлопывают слово по слогам, громче выделяя ударный слог. 3. Работа с учебником. Словарно-орфографическая работа. У. Откройте учебники на странице 16. Найдите упражнение № 15, прочитайте задание. У. Что необходимо выполнить? Д. Составить из слогов слова, поставить ударение. У. Давайте, выполним задание и узнаем, кто живет на птичьем дворе. (Учащиеся записывают слова в тетрадь с комментированием, расставляют ударение: Птицы: гуси, куры, утки, цыплята, петухи, индюки). У. Какой общей темой объединены эти слова? Д. Это птицы. У. Вспомните, в домашней работе вам тоже были даны слова, которые можно объединить общей темой. Какой? Д. Они “растительные”. У. Правильно, все эти слова объединили в одну смысловую группу по принципу: “связанные с растениями”. У. Вернемся к упражнению. Правописание каких слов может вызвать затруднение? (Ответы детей). Слова “петух” и “цыплята” надо запомнить. (Цыплята – исключение. Вспомнить пять слов – исключений). А вот послушайте, как сам петух объясняет, почему он так называется:
(И. Коньков) У. Да, действительно, в некоторых районах нашей страны петуха называют певень. Словарь: петух. (в словарь можно записать еще одно слово из домашнего упражнения) У. Составьте предложение со словом “петух” (Например, “Наш петух умеет петь”). (Дети предлагают возможные варианты, повторяют правила записи предложений, записывают с комментированием, подчеркивают орфограммы, выделяют главное слово в предложении). 4. Физкультминутка У. Девочки приготовили сценическую миниатюру. Давайте ее посмотрим. Первая. Так надоело болеть, хочется поскорее в школу. Надо принять лекарство (Берет бутылочку с лекарством, читает вслух) Три раза в день, после приема пищи (“Принимает” лекарство и начинает пищать). Вторая. Что случилось? Почему ты пищишь? Первая. Я приняла лекарство. А здесь написано (читает) “После приема пищи”. Вторая. Ах ты, глупышка. Ведь ты неправильно прочитала! “Три раза в день, после приема пищи, а не пищи!” Первая. Ой, мамочки! Нам в школе тоже говорили, что от перестановки ударения может меняться смысл слова! 5. Вторичное закрепление. Игра “Волшебник – Ударение”. У. Почему же произошла такая путаница? (………) Как узнать, на какой слог надо поставить ударение? (………) Правильно, надо подумать, какой смысл заключен во всем предложении, и какое слово здесь подразумевается. А что вы заметили, работая с ударением? Д. Ударение не прикрепляется к определенному слогу, оно может менять свое место. У. Что же тогда будет происходить? Д. Будет меняться и значение слова. У. Мне слово “чудно” изменить не сложно, Поставлю ударение на О, И вмиг исчезло слово “чудно”, А появилось новое – “чудно”. А вы умеете изменять слова? Давайте поиграем! Я показываю слова на карточках, а вы произносите эти слова, выделяя голосом подчеркнутый слог (Кружки – кружки, полки – полки, заплачу – заплачу, хлопок – хлопок, пропасть, пропасть, мелки – мелки, замок – замок, пары – пары, дорога – дорога). У. Молодцы! 6. Работа в группах. Составление предложений с парами слов (кружки – кружки, хлопок – хлопок, полки – полки, замок – замок) Представление своих предложений каждой группой. Запись лучших предложений в тетради и на доске. IV. Домашнее задание У. Упражнение № 19, на странице 19. V. Итог урока Задание на рефлексию. У. У вас на столах листочки с заданием. Внимательно прочитайте предложения, подумайте, какой смысл заключен в одинаково написанных словах, правильно расставьте ударения. (Дежурная мела пол. Света взяла в руки кусочек мела. Мальчик забивал гвоздики. В вазе стояли красные гвоздики.) У. Поменяйтесь листочками, проверьте написанное. У. Ребята, открыли ли вы что-то новое для себя? Д. ………………… У. Что наиболее интересным показалось вам в нашем уроке? Д. ………………… У. А всё ли поняли гости? (Это был открытый урок на школьной аттестации). Если да, то им легко будет ответить на вопрос: “Когда данный результат сложения будет верным?” (На альбомном листе запись: “Сто сорок и сто сорок будет двести сорок”).
У. Молодцы! Дома обязательно расскажите о том, что узнали на уроке. Спасибо за работу. Урок окончен! Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |