Преподавание русского языка Что значит писать и говорить на темуNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2024.04.02 Просмотров: 16 Роганова Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы I. Организационный момент. II. Повторение изученного материала. 1) Работа с текстом, записанным на доске. Сентябрь – первый ша... осени. Пр...рода ч...тко прощ...ется с летним т...плом. По утрам уже осенняя свежесть. Лес в сентябре см...няет свой з...леный наря... на пестрый. Листья устилают землю разноцветным к...вром. Учитель в слух читает текст, затем обращается к классу с вопросами: - Можно считать эту запись текстом? Почему? Затем ученики записывают в тетради название текста, сам текст, вставляя пропущенные буквы (Комментированное письмо). После записи текста учитель обращается к классу со следующими вопросами: - Какая связь предложений в тексте? (Параллельная) Чтобы описывать правильно, ярко, хорошо, нужно уметь наблюдать все окружающее уметь видеть цвета и оттенки цветов, слышать звуки, различать запахи и всеми этими наблюдениями пользоваться при описании. 2) Далее учитель обращает внимание учащихся на другую запись на доске:
И. Бунин. - Это текст? (После ответов учащихся чтение в “Толковом словаре” Шанского статьи о слове багряный). - Покажите листья багряного цвета. (Ученики к уроку принесли разноцветные листья). Багряный, багрец. Эти слова часто используют поэты, создавая стихи об осени:
(А. С. Пушкин)
(А. С. Пушкин)
(И. Бунин) 3) Затем учитель предлагает детям очень внимательно послушать полностью стихотворение Ивана Бунина, откуда взято первое предложение “Лес, точно терем расписной...” Стихотворение наизусть читает ученица. После чтения стихотворения учитель обращается к классу с вопросами: - О чем это стихотворение? Мы с вами сегодня на уроке и будем говорить о том, что значит писать и говорить на тему. Тема наших высказываний – осень. Итогом нашей работы будет создание вами сочинений-миниатюр на узкую осеннюю тему. III. Объяснение нового материала, его усвоение и закрепление. - Откройте учебники “Русская речь” (автор Бабайцева, 5-7 кл.) на стр. 18 и найдите определение о том, что такое тема текста (Вслух читает определение ученик). Устное выполнение 30 упражнения (составление текста из предложений, определение темы составленного текста). - Создавая текст, надо помнить, что каждое предложение должно помогать раскрытию темы. Перед вами сочинение ученика (написано на доске). Прочитайте его, укажите предложения, которые не помогают раскрытию темы. Лес осенью. Быстро пролетело веселое лето. В лес пришла осень. Она позолотила деревья. Летом я отдыхал в деревне у бабушки. Мы с ребятами ходили в лес за ягодами. Резкий осенний ветер срывает листья, разносит их по лесу, который поет свою грустную песню. Ученики отмечают предложения, не относящиеся к теме текста. 4) Устно выполняется упражнение 32 (определение темы поэтического текста). Тема – осень. Минуты поэзии. 5) Учитель обращается к классу: - Вы, ребята, учили много стихов об осени. Знаете, что осень любимая пора Пушкина. Сейчас прослушаем стихи об осени, которые вы выучили наизусть. Слушая стихи внимательно, постарайтесь запомнить, какие красочные определения используют поэты, чтобы создать яркую картину осени? Ученики читают наизусть стихи об осени Пушкина, Лермонтова, Есенина, Бальмонта, Заболоцкого и других поэтов. Затем ученики говорят о тех определениях, сравнениях, которые использовали поэты для создания в своих стихах красочной картины осени. Лес осенью – терем расписной, в “багрец и золото одетый”; “сказочный чертог”. “В саду горит костер рябины красный...” Осень – “очей очарованье”, приятна ее прощальная краса, осень славная. Листья – золотые, багряные, словно мотыльки, бабочки, словно золотые кружочки. Листопад – пышный карнавал. - А сейчас, ребята, я вам расскажу стихотворение об осени, которое написала Маргарита Ашгер. (Учитель читает стихотворение наизусть).
6) После чтения стихотворения учитель обращает внимание учащихся на репродукции картин Левитана, Грабаря, Подляского, изображающих картины осени, повторяя при этом две последних строчки стихотворения Ашгер:
Отмечает учитель и рисунки учащихся, выполненные к данному уроку. (До урока ученики получили задание – нарисовать осень, какой они ее увидели. К уроку оформляется выставка рисунков учащихся на осеннюю тему). Далее – небольшой рассказ учителя о репродукциях картин художников на осеннюю тему. Особо отмечаются репродукции Левитана, создавшего около 100 картин осени. 7) Учитель обращается к детям: - Вся наша работа на уроке, разговор на осеннюю тему, поможет вам создать свои тексты об осени. Каждому ученику учитель дает памятку: “Что значит писать и говорить на тему”.
Перед работой над сочинением учитель просит учащихся открыть “Русскую речь” на стр. 90 и прочитать высказывание Паустовского о слове, его значении в тексте. - Интересно ли следующее сочинение ученика? Наступает осень. Желтеют листья. Неярко светит солнце. Набегают тучи. Моросит дождь. Листья с деревьев опадают. Птицы улетают на юг. - Почему не интересен этот небольшой текст? Молодой клен в хвойном лесу... Кажется, что это не дерево, а стая желтых птиц взлетела и остановилась в воздухе. Чуть тронуть деревце – и все птицы золотые разом полетят и сядут на тебя, золотые, с длинными красными ножками. IV. Работа учащихся над сочинением-миниатюрой (4-5 минут). Вдохновляет учащихся музыка Чайковского (“Времена года”, пьеса “Октябрь”). V. Домашнее задание – отредактировать классное сочинение-миниатюру, запомнить определение, что такое тема текста. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |