Преподавание литературы Уроки стилистики "Своеобразие поэтического мира Пастернака". 11-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2024.03.31 Просмотров: 19 Белоконева Ирина Павловна, учитель русского языка и литературы Презентации к урокуЗагрузить презентацию (12,23 МБ) Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию. Цели: Образовательные: содействовать формированию представлений учащихся об особенностях стиля Пастернака; организовать деятельность учащихся по сопоставительному анализу стихотворений поэта разных лет, помочь на основе исследовательской работы увидеть общую эволюцию поэтического мастерства Пастернака. Развивающие: способствовать формированию у старшеклассников коммуникативной, языковой и лингвистической компетенций. Воспитательные: прививать любовь к слову, воспитывать вдумчивого читателя. Оборудование. Презентация “Своеобразие поэтического мира Пастернака”. Запись песни “Снег идет”. Ход урока 1. Звучит песня на стихи Пастернака. (Слайд №2) 2. Чтение учителем стихотворения Беллы Ахмадулиной. (Слайд №3)
Начну издалека, не здесь, а там,
Там труд был легок, как урок письма,
Прощалось и невежде и лгуну –
Прозвучало стихотворение Беллы Ахмадулиной, которая по мировосприятию, по отношению к поэзии, поэтическому слову, может считаться преемницей Пастернака. Но “рифмовать пред именем твоим? О нет”. Потому что в понимании Беллы Ахмадулиной, Пастернак – великий поэт. Я позволю повторить себе две 2 строчки из стихотворения. (Записано на крыльях доски) “Труд был легок, как урок письма”. “Замаливал…грех несовершенного ума”. - О чем эти строки? На что обращает наше внимание Белла Ахмадулина? (Слайды №4, 5)
(Слайд №6) Сегодня на уроке мы попытаемся соотнести “план содержания” и “план выражения” в лирике Пастернака, понять своеобразие и специфичность его стихотворного почерка, проследить эволюцию поэтического мастерства. Запишите тему урока. Итак, 1910-1920 годы, когда стихи Пастернака получили широкую известность. - Был ли Пастернак единственным в эти годы? Среди такого созвездия талантов легко затеряться, трудно найти свою нишу. Пастернак не затерялся. Начиная как футурист, в 1914-1918 гг. входил в группу “Центрифуга”. С футуризмом его связывало, по словам философа Федора Степуна, “искание и обретение новых поэтических форм, ведущих далее того, что было найдено уже символистами…, отрицание канонизированного синтаксиса, логической внятности мысли и необходимости зрительной реализации образа”. Говоря о стиле, нужно вспомнить основные положения этой группы. Из статьи “Два слова о форме и содержании”: “Отношение к форме и содержанию существенно определяет художника. Познание немыслимо без субъекта и объекта. Но объект не может существовать без формы и содержания. Содержание есть элемент становящести, форма - элемент становления” (Э.П. Бах). Основой было 3 темы: Тема содержания (распадается на массу таких же малых тем); Тема формы – тоже; Тема лирическая – не распадается, она едина – лишь пронизывает контенуальные и формальные темы. Лестница от поэта к читателю (по теориям Малларме) Поэт Созерцание Возмущение Настроение Стихотворение Внушение Настроение Постижение Читатель Эта лестница возникает в каждый данный момент, цепь таких лестниц возникает из всего стихотворения, образующий между поэтом и читателем безостановочно пролетающий, лирический простор. Задача лирики – создать внутреннюю жизнь, создать движение, которое связывает читателя и поэта. Создать тот лирический простор. О поэзии Б. Пастернака написано немало (как литературоведами, так и современниками-поэтами: работы Д. Лихачева, В. Альфонсова; М. Цветаевой, А. Вознесенского). - На что вы обратили внимание, читая критику? (Ответы учащихся с записью выводов в тетрадь) – Приложение 1 Слайды №7, 8 “Замаливал…грех несовершенного ума” “план содержания” он – творец, он - новатор поэт – мыслитель говорит о жизни на языке самой жизни поэзия делает невероятное и поэтому кажется непонятна вера в жизнь человек определяется через природу “Труд был легок, как урок письма” “план выражения” он – творец, он - новатор искусство широких обобщений, большой духовной насыщенности жизнь и поэзию он рассматривал как синонимы кажется непонятной случайность становится почти законом зачинатель нового лада, нового строя человек определяется через природу смотрит глазами музыканта и художника Как вывод, слова М.Цветаевой: “Действие Пастернака равно действию сна. Мы его не понимаем. Мы в него попадаем. Под него попадаем. В него – впадаем. Пастернака…мы… понимаем через интонацию, которая неизменно точна и ясна. Мы Пастернака понимаем так, как нас понимают животные. Мы так же не умеем говорить по-пастернаковски, как Пастернак не умеет говорить по-нашему, но оба языка есть, и оба внятны и осмысленны, только они на разных ступенях развития. Разобщены. Мост – интонация. Пастернак – чара”. (Слайд №9) Попробуем убедиться в точности записанного, обратившись к стихотворению “Февраль. Достать чернил и плакать!”. - Что это? Прогноз? Загадка? Что значит “Достать чернил и плакать”? Плакать – перен. – творить, писать (чернила с пера – как капают слезы). Начинается с назывного предложения “Февраль” - Какие ассоциации возникают со словом “февраль”? (Слайд №10) (Поземка, вьюга, холод, мороз, ветер…) Но есть и “февральская лазурь” (вспомните картину Грабаря), т.е. ощущение скорой весны, таяния снега. Уже первое предложение заявляет конфликт еще зимы и почти уже весны. (Слайд №11) - Можно предположить, что это пейзажное стихотворение? Чтение стихотворения наизусть. (Слайды №12,13) - О чем же это стихотворение? Какие словесные образы возникают? Словарная работа (Слайд №14): Пролетка – легкий четырехколесный и двухместный экипаж, запряженный лошадью, а в связи с этим и соответ. слово (обр. внимание на полет – легкость); благовест (благая весть) – колокольный звон, которым оповещают о церковной службе; гривна – десять копеек (реже – гривенник). Работа со стихотворением по группам: План содержания 1 группа. Найти словесные образы. Сверка со слайдом: Слайд №15: Словесные образы: предметный ряд чернила, шесть гривен (мир человека); слякоть, лужи, проталины, пролетка (мир земли); ливень (соединение неба и земли); тысячи грачей, ветер (небо) основа – высь – человек 2 группа. Найти зрительные образы. Слайд №16: зрительные: весною черною горит, чернила, обугленные груши, проталины чернеют (черный – красный) 3 группа. Найти слуховые образы. Слайд №17: слуховые: грохочущая слякоть, благовест, клик колес(клик – победный возглас, создают ощущение праздника, торжества), ливень еще шумней, тысячи грачей // сорвутся в лужи и обрушат // сухую грусть на дно очей; ветер криками изрыт слагаются стихи навзрыд – мир предстает звучащим на разные лады: здесь и плавность, и шуршание, и грохот…Все это музыка приближающейся весны – именно весна становится причиной вдохновения поэта, побуждает его к творчеству. Образ пробуждающейся весны – внешний план; процесс пробуждения поэзии – внутренний план 4 группа. Образ лирического героя Слайд №18: Образ лирического героя достать чернил и плакать; писать навзрыд; перенестись туда; чем случайней, тем вернее слагаются стихи навзрыд. План выражения. 1 группа. Охарактеризовать фонетический уровень. 2 группа. Охарактеризовать лексический уровень. Слайд №19: План выражения фонетический уровень: звукопись, аллитерация на “л”, щипящие, анафора (звуковая) лексический уровень: ассоциативные ряды, сочетание лексики разных стилей (книжных и разговорного) усиливает выразительность, неожиданность восприятия эпитеты, метафоры, сравнения, архаизмы, прием разрушения фразеологизма “плакать навзрыд” - “писать навзрыд” - усиливает нарастание чувства; повтор “достать” - сопряжены реальность (пролетка) и полет воображения (перенестись туда) 3 группа. Охарактеризовать морфологический уровень. 4 группа. Охарактеризовать синтаксический уровень. Слайд №20: морфологический уровень: преобладание имен над глаголами: сущ. - 24 глаголы и глагольные формы – 13 глаголы в инфинитиве употребляются в значении повелительного наклонения – подчеркивает ощущение необходимости этого действия, невозможность не осуществить его. синтаксический уровень: использование односоставных предложений (назывных и инфинитивных); сложноподчиненных и сложносочиненных предложений; предложений с однородными членами. Вывод: - моментальным, острым зрением художника поэт видит образ “горящей” весны, наполненной музыкой обновления, преображения мира, омытого шумным ливнем, смывающим все обыденное, бытовое; - конкретные, реальные внешние образы наполняются метафорическим смыслом; - чувства, ощущения, переживания усиливаются, нарастают – лирический герой, прорвавшись в мир обновляющейся, обрушившейся на него потоком жизни, полной скрытого драматизма, обретает способность “слагать стихи”, “писать о феврале навзрыд”. Реальность поэзии поднята до действительности природы, природа и поэзия уравнены: поэзию творит (обращение к записи на доске в начале урока: он – творец, он – новатор) органическое включение поэта в мир живой природы, что и дает ему способность слышать полифонию пробуждающегося мира. 2 урокСлово учителя. Все в стихах Пастернака “диктовало чувство”, было от его чистой души и открытого сердца. “Стихи слагались” поэтической личностью, ее жизненным опытом, литературным образованием и художественным восприятием постоянно меняющегося мира. Стихотворный почерк Пастернака на редкость своеобразен и специфичен. - Каковы же основные слагаемые особого поэтического слога поэта? Работа с карточками по вариантам – сразу выписывать в тетрадь те средства, о которых будут говорить (в назывном порядке) – Приложение 2 Раннее творчество – 1 вариант Позднее творчество – 2 вариант. Выводы: Раннее творчество: неожиданные метафоры и сравнения; ошеломляющие своей резкой ненормативностью и непривычностью “счастливые сочетания слов”; разноцветная и разноликая палитра эпитетов; стремительные потоки внезапных анафор и синонимов; антитезы и оксюмороны; на первый взгляд, беспорядочный и вечноспешащий (иногда как бы “задыхающийся”) синтаксис. Позднее творчество: преобладает естественная, непосредственная простота… “простота емкая, простота пушкинская и чеховская” (Н.М.Любимов “Несгораемые слова”). Удивительно прозрачные языковые образы, не утрачивающие при этом экспрессии и глубины. Но под внешней простотой, конкретностью поэтических образов кроется эмоционально – семантическая насыщенность стиха. Поэтичность, выразительность создается не обилием языковых средств, а неожиданным соединением самых простых, хорошо известных слов. В позднем периоде творчества Пастернака проступает та “неслыханная простота”, которая идет от “опыта больших поэтов”, нашей неувядаемой русской поэтической классики. Об этом прекрасно сказал сам Б.Л.Пастернак:
Как всякий великий поэт, ясно осознающий свое предназначение, свою роль и ответственность, Пастернак много раз в течение своей жизни возвращался к размышлениям о призвании поэта. - А теперь я предлагаю вам проанализировать 2 стихотворения Пастернака, относящихся к разным периодам творчества, сравнить не только мысль поэта, но и какими языковыми средствами и как именно он достигает огромной художественной силы и выразительности своего слова. Работа учащихся со стихотворениями “О, знал бы я, что так бывает…” 1932 г. и “Во всем мне хочется дойти до самой сути”1956 г. (по группам с последующим обсуждением получившихся результатов). Итак, от стихотворения “Февраль. Достать чернил и плакать!”, в котором лирический герой поведал о связи жизни и искусства, к стихотворению “Во всем мне хочется дойти до самой сути” - тема творчества, искусства сопровождала Пастернака многие годы. Лирический герой взрослел вместе с автором, обретая философский взгляд на мир, активный, изменчивый и динамичный, постоянно обновляющийся. Он пришел к необходимости постигать сущность явлений, а не только их внешнюю форму. Он все острее ощущает себя творцом, художником и гармоничной частью мироздания. “Никогда, никогда, даже в минуты самого дарственного, беспамятного счастья не покидало их самое высокое и захватывающее: наслаждение общею лепкою мира, чувство отнесенности их самих ко всей картине, ощущение принадлежности к красоте всего зрелища, ко всей вселенной” (Пастернак “Доктор Живаго”). Список использованной литературы
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |