Преподавание литературы Урок на тему "...И дум высокое стремленье". 8-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2024.03.29 Просмотров: 16 Еремина Ольга Николаевна, учитель истории; Лободина Татьяна Георгиевна, учитель русского языка и литературы Цели урока:
Оснащение:
Ход урока1. Организационный момент2. Актуализация знаний учащихсяУчитель истории: Историк Самарин писал: “Прошлое царствование (начало правления Николая I) началось с того, что в один морозный день на Дворцовой площади облетел лучший цвет целого поколения”.
Далее демонстрируются кадры из к/ф “ Звезда пленительного счастья ” о выступлении декабристов на Сенатской площади. Учитель истории: О декабристах существует много, воспоминаний, документальной литературы, литературно-художественных произведений, из которых можно уловить их человеческий облик. В процессе человеческого существования всегда выделяются люди, в которых проявляется историческая активность. С людьми такого типа обычно связаны масштабные, поворотные события в истории. Таковыми были декабристы. Звучит музыка из к/ф “Звезда пленительного счастья”, учитель литературы читает строки стихотворения Н.Огарева.
Ребята! Стойте в добрый час, Святая Русь помянет вас! 3. Изучение нового материалаУчитель литературы: Декабристы были не только общественными деятелями, открыто выразившими протест против существующих порядков, но и талантливыми писателями и поэтами. Показ слайдов с портретами декабристов-писателей. (Раевский, Кюхельбекер, Глинка, Одоевкий, Пущин) Учитель литературы: Тема нашего интегрированного урока “...И дум высокое стремленье”. С деятельностью и творчеством декабристов мы познакомимся на примере творческого подвига Кондратия Рылеева. О чем писали декабристы, какие проблемы затрагивали? Учитель истории: Что бы ответить на эти вопросы я вам предлагаю вспомнить причины восстания декабристов. Примерные ответы учащихся:
Учитель истории: Таким образом молодых, талантливых людей волновали вопросы процветания страны, боль за пережитки прошлого в виде крепостничества, самодержавия и т.д. Вопрос: Как планировали будущие декабристы изменить современную им Россию? Примерные ответы учащихся:
Вопрос: Почему планам декабристов не суждено было сбыться? Примерный ответ учащихся:
Учитель литературы: Будущие декабристы не только участвовали в создании тайных обществ, разработке программ дальнейшего развития страны, но и оставили богатое литературное наследие. Характерной чертой творчества поэтов-декабристов был глубокий интерес к русской национальной истории. Одним из самых ярких поэтов-декабристов младшего поколения был Кондратий Федорович Рылеев. Его творческая жизнь продолжалась недолго – с первых ученических опытов 1817–1819 гг. до последнего стихотворения (начало 1826), написанного в Петропавловской крепости. Сообщение учащегося, показ презентации о Кондратии Рылееве Учитель литературы: Творчество Рылеева — это образец вдохновенной гражданской поэзии. В бурный 1820 год он опубликовал талантливое стихотворение “К временщику”. Учитель истории: Временщик-это … Вопросы:
Ученик читает стихотворение “Временщик”
Учитель литературы: Всесильный Аракчеев кичливо заявил накануне: “Я друг царя, на меня жаловаться можно только богу”. Рылеев не жаловался, а заклеймил его в глазах современников и потомков. Учитель литературы: Особое место в творчестве поэта занимает поэтический цикл "Думы" (1821-23), целью которых было "напоминать юношеству о подвигах предков, знакомить его со светлейшими эпохами народной истории...". В Думах отражены образы борцов за независимость родины и свободу народа, борцов против деспотизма и угнетения. Поэт восхищается мужеством Святослава, Мстислава Удалого, Дмитрия Донского, Ермака, Ивана Сусанина. В 1825 пишет поэму "Войнаровский", содержащую пропаганду политических идей декабристов; в ней выражено кредо Рылеева: "Я не поэт, а гражданин". Учитель истории:
Учитель литературы: В 1825 году была написана историческая поэма "Наливайко", посвященная борьбе за национальную независимость украинского казачества с панской Польшей в конце XVI века. Поэма осталась незаконченной. Судя по сохранившимся отрывкам, большое место в ней должно было занять изображение картин народной жизни и быта, участия народных масс в национально-освободительной борьбе. В главном герое поэмы подчеркнута его близость к народу, готовность отдать жизнь борьбе за освобождение народа от иноземного ига. Герой поэмы "Наливайко" — гетман, который поднял меч за свой край. Словами Наливайко, предводителя народного движения, Рылеев выразил не только собственную поэзию, он обобщил саму идею декабризма:
Учитель истории: Задолго до восстания на Сенатской площади Рылеев писал в “Исповеди Наливайко”: Цитирует учащийся:
Учитель истории: Первым услышал эти строки Михаил Бестужев, который в ту пору жил на квартире у Рылеева.
Учитель литературы: Вдохновением и глубоким убеждением в правоте дела революции дышит стихотворение “Гражданин”, написанное в том же 1825 году. В нем Рылеев звал молодежь на подвиг революционной борьбы:
Учитель истории: Как романтик, Рылеев поставил в центр национальной истории личность патриота свободолюбца. История, с его точки зрения, – борьба вольнолюбцев с тиранами. Конфликт между приверженцами свободы и деспотами (тиранами) – двигатель истории. Учитель литературы: Историческое лицо любого минувшего века приравнивается к декабристу по своим мыслям и чувствам (княгиня Ольга мыслит по-декабристски, рассуждая о “несправедливости власти”, воины Димитрия Донского горят желанием сразиться “за вольность, правду и закон”, Волынский – воплощение гражданского мужества). Отсюда ясно, что, желая быть верным истории и исторически точным, Рылеев, независимо от личных намерений, нарушал историческую правду. Его исторические герои мыслили декабристскими понятиями и категориями: патриотизм и вольнолюбие героев и автора ничем не различались. А это значит, что он пытался сделать своих героев одновременно такими, какими они были в истории, и своими современниками, ставя тем самым перед собой противоречащие и, следовательно, невыполнимые задачи. Произведения Рылеева были запрещены после восстания, распространяли их тайно.
Так писал о нём политический деятель Н.Огарёв. Учитель истории: Николай I сделал все, для того, чтобы сократить их жизнь, сломить волю к борьбе, уничтожить “их дум высокое стремленье”. Первое ему удалось…. Вопросы:
Учитель литературы: Сломить же волю декабристов, их дух палачи не смогли. Об этом свидетельствует стихотворение К. Рылеева:
Учитель литературы: И в доказательство того, что идеи декабристов близки народу и продолжают жить, летит в Сибирь послание А.С.Пушкина, переданное через Александру Григорьевну Муравьеву. Читает учащийся:
Учитель литературы: Подтверждением того, что дух декабристов не сломлен и, что они верят в победу своего дела был ответ Александра Ивановича Одоевского. Читает учащийся:
Учитель истории: Несмотря на то, что восстание декабристов было обречено на поражение, оно не прошло бесследно. Историческое значение декабризма заключается прежде всего в том, что оно было революционным общественно-политическим движением. А кроме того было также широким идейным и общекультурным течением, оставившим глубокий след в духовной жизни русского общества и в истории русской культуры. Наш урок подходит к завершению. В качестве закрепления пройденного материала предлагаем вам ответить на вопросы кроссворда. (Приложение 2) Учитель литературы: (на музыкальном фоне…) Наш урок хотелось бы закончить произведением неизвестного автора, выразившего идейные искания поколения, разбуженного декабристами. Получившее распространение в 30-е годы XIX века, оно так и называется – “Декабристам”.
4. Рефлексия:Перед вами на столах лежат карточки со смайликами, которые выражают различные чувства. Поднимите ту карточку, которая на данный момент выражает ваше настроение. 5. Домашнее задание:Написать эссе “Роль декабристов в развитии общественной мысли в России”. Литература:
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |