Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Интегрированный урок (литература + биология) "Среда жизнедеятельности. Взаимоотношения организмов" (8-й класс)
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Интегрированный урок (литература + биология) "Среда жизнедеятельности. Взаимоотношения организмов" (8-й класс)


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2024.03.26
Просмотров: 3

Антосюк Любовь Михайловна, учитель русского языка и литературы; Тягина Ирина Алексеевна, учитель биологии

Цели урока:

- учиться сопоставлять предметы и явления,
- расширять кругозор, совершенствовать речевые навыки,
- учиться понимать друг друга, другого человека,
- показать взаимосвязь законов природы и человеческого общества,
- развивать воображение, творчество.

Цели относительно учащихся:

- закрепить биологические понятия,
- научиться связывать законы и явления в природе,
- учиться анализировать текст, выявляя актуальные проблемы,
- научиться сопоставлять биологические законы и законы развития общества.

Цели относительно учителя:

- расширить понятия “симбиоз”, “хищничество”, “конкуренция”, “нейтрализм”, “паразитизм”,
- учить выявлять нравственные категории,
- учить правильным взаимоотношениям в человеческом обществе.

Методическое обеспечение: презентация к уроку, детские презентации, художественная литература (эпизоды из произведений), газетный материал, текст для анализа, тест.

Ход урока

Уч. Б.: Природа нашей планеты прекрасна и очень разнообразна.

СЛАЙД 1

Многочисленные озёра, моря, реки, горы, равнины, болота, пустыни, леса, степи…

И всюду протекает жизнь.

Всё огромное разнообразие природных условий, которое встречается на Земле, называют средой жизни, окружающей средой или просто средой.

(СЛАЙД 2) Среда – “всё, что окружает организмы и прямо или косвенно влияет на их состояние, развитие, выживание и размножение” (Наумов Н. П., 1963)

Уч. Л.: В мире литературы наряду с термином “среда” часто используются его синонимы: “среда обитания”, “жизненная среда”, “внешняя среда”.

Глубины вод, простор небес,
Пустыня, горы, степь и лес –
В каком краю ни окажись,
Везде кипит упрямо жизнь.
И здесь у каждого свой вкус:
Кому песок, кому – под куст.

СЛАЙД 3

Мы продолжаем изучать самих себя и всё, что нас окружает.

Мы говорили на прошлых уроках о месте человека в органическом мире, т. к. человек является частью живой природы

И мы определили, что человек живёт в определённой среде: семья, школа, улица и т. д.

А сегодня мы будем говорить о взаимоотношениях организмов. На доске понятийный словарь – вот эти понятия на уроке сегодня раскроем

Уч. Б.: В природных условиях каждый живой организм живёт не изолированно. Его окружает множество других представителей живой природы.

- Какие силы удерживают вместе обитателей природного сообщества? Существуют ли между видами связи и зависимости? (Самая обычная зависимость одного вида от другого проявляется в том, что один вид служит пищей другому.)

Взаимодействия между организмами, а также влияние их на условия жизни представляют собой совокупность каких факторов? (биотических факторов среды).

Существуют более тонкие формы зависимости – как благоприятные, так неблагоприятные. (Составление схемы в процессе изучения темы. Учащиеся в папке. Учитель на доске.)

Ученики. СЛАЙД 4

К позитивным отношениям относится симбиоз – сожительство (от греч. сим - вместе, биоз-жизнь), форма взаимоотношений, из которых оба партнёра получают пользу.

Взаимовыгодное, но необязательное сосуществование организмов, пользу из которого извлекают все участники.

Пример.

1. Когда сосна растёт на почве, бедной азотом, калием, фосфором, кальцием, она вступает во взаимовыгодное взаимодействие с грибами, чей мицелий окружает её корни.
2. Сосуществование воловьей птицы и буйвола СЛАЙД 5

Уч. Б. (из олимпиадных заданий) Бизонам морозы не страшны. Но маленьким птичкам нужна норка или гнездо, чтобы прятаться от холода зимой в суровые ветреные ночи.
Что же делать птицам, постоянно путешествующим вслед за стадами бизонов с места на место?

СЛАЙД 6

Ответ. Птицы проделывали норки в густой шерсти своих четвероногих подопечных и обогревались их теплом.

Вопрос на засыпку. А как же воловьи птицы откладывали яйца и высиживали птенцов?

Ответ. Яйца они подкладывали в гнезда других птиц, как наши кукушки.

Уч. Л.: А теперь давайте посмотрим, что значит позитивное отношение в мире людей. По этому вопросу была сделана небольшая исследовательская работа по отрывкам из произведения Светланы Алексиевич “Цинковые мальчики”.

Проблема. Изменяются ли душевные качества человека, если изменяется среда жизнедеятельности человека?

Задачи: Прочитать тексты; исследовать, как ведёт себя главная героиня, какие стороны характера раскрываются во взаимоотношении с окружающими людьми; сделать вывод.

Ученики.

Ход исследовательской работы

  1. Краткое содержание отрывков
  2. Анализ произведения (Презентация учащихся) СЛАЙДЫ 7 - 16

Вывод: среда жизнедеятельности человека, конечно, влияет на него, но часто не изменяет внутренней сущности человека, не убивает в нём его лучшие качества: любовь, доброту, милосердие и т. д.

Уч. Л.: Позитивные отношения в мире людей – самые правильные, т. к. человек обладает разумом.

Уч. Б.: Второй вид отношений – это негативные отношения, значит антибиотические. Как понимаете антибиотические? Давайте посмотрим, какие виды негативных отношений встречаются в живой природе? (Составление схемы в процессе изучения темы. Учащиеся в папке. Учитель на доске.)

Ученики: СЛАЙД 17

Конкуренция – это взаимоотношения одного и того же вида или разных видов, соревнующимися за одни и те же ресурсы внешней среды при недостатке последних.

Примеры.

1. Растения конкурируют друг с другом за воду с минеральными веществами и за свет.
2. Волк и лиса конкурируют за зайца.

Было проведено исследование по теме “Влияние растений друг на друга”

Если сделать 3 букета цветов и поставить их в вазы: 1 вазу – из роз, 2 вазу – из гвоздики, 3 вазу - из роз и гвоздики.

Цель исследования будет следующей: определить, в какой вазе раньше появятся признаки увядания.

Наблюдения за опытом покажет, что увядание первым начинается в вазе с розами и гвоздиками. Это объясняется тем, что цветы выделяют фитонциды, пахучие летучие вещества, И между цветами происходит конкуренция за жизнь в букете. У розы фитонциды сильнее.

Рекомендации по исследованию: добавляйте в букеты из разных цветов веточку туи, она способствует продолжительности срока жизни садовых растений.

Уч. Л.: Пример негативных отношений рассмотрим на рассказе Солоухина “Мститель”. Ставим главный вопрос: какие взаимоотношения возникли между героями рассказа, почему они возникли и как разрешился конфликт?

Ученики рассказывают: СЛАЙД 18

Уч. Л.: Почему человек совершает плохие поступки, а потом об этом сожалеет? Давайте вспомним схему, которую мы рисовали с вами в прошлом году: как возникает грех в душе человека:

СЛАЙД 19

И как часто бывает трагедия. Но В. Солоухин говорит, что человек доложен стремиться не к конфронтации, чтобы не было негативных отношений, а к пониманию и прощению, потому что мы люди, мы способны на гуманные отношения всегда.

Уч. Б.: И третий тип отношений - нейтральные отношения (Составление схемы в процессе изучения темы. Учащиеся в папке. Учитель на доске.)

СЛАЙД 20

Нейтрализм – форма взаимоотношений, при которой совместно обитающие на одной территории организмы не влияют друг на друга.

Особи разных видов не связаны друг с другом, но формируют биоценоз.

Например: белка и лось в одном лесу, но не контактируют друг с другом. А если лес угнетается засухой? Каждый из них страдает, но в разной степени.

Нейтрализм в природе очень редок.

Уч. Л.: А в человеческом обществе так ли редок нейтрализм? Перед человеком всегда стоит проблема выбора: как вести себя, как поступать, как ответить и т. д.

И казалось бы, когда не хочется делать кому – то плохо, будь в стороне, будь нейтральным, но хорошо ли это? Давайте посмотрим это на примере отрывка из повести “Детство” Л. Толстого.

Ученики. (Анализ отрывка)

Уч. Л.: Здесь Л. Толстой обращает на внимание на последствия поступка:

СЛАЙД 21

Нейтральные отношения часто бывают опасны именно последствиями. Человек не может себе простить, что так вёл себя, и мучается. В 10 классе мы будем читать роман Достоевского “Преступление и наказание”, где главный герой совершает преступление, но главное внимание автор будет уделять последствиям этого преступления, т. е. наказанию.

Уч. Б.: Особое внимание я хочу обратить ещё на один вид отношений - хищничество. Как вы думаете, к какой группе взаимоотношений относится? /Негативное/ Кто такие хищники?

Ученики. СЛАЙД 22

Хищники – это организмы, питающиеся другими организмами – животными, которых они ловят и умерщвляют.

Уч. Л.: (работа с текстами, тексты у каждого ученика на столах).

Осенью лес молчит. Такая тишина. За сто шагов слышно, как убегает мышь по сухим листьям. В предчувствии холодов умолкли птицы. Ни звука. В такую пору особую радость в лесу приносит рабочая музыка дятла. Кажется, не по дереву, а по тугой струне стучит костяной молоточек.

Я долго шел по ельнику, пока не увидел единственного в безмолвном лесу музыканта. Дятел работал без устали. На заболевшей сосне виднелся узор его “долота”. В бинокль видно было, как длинным языком дятел доставал засевших в древесине личинок. Я спрятался за куст, любуясь его работой. Дятел косился вниз, но продолжал работать. В эту минуту случилась история, к сожалению, очень нередкая. Из кустов орешника грянул выстрел – дробью сорвало источенную червями кору, и вместе с ней на желтую траву упала птица. Дятел не успел проглотить личинку – она так и осталась белеть в окровавленном клюве.

Из синего дыма на прогалинку вышел лет семнадцати парень с новой двустволкой, со скрипящим поясом, полным патронов. Я не ругался, но парень почувствовал: встреча не сулит ничего хорошего. В довершение всего он не знал, что делать с птицей.

- Зачем?
- А просто так…

Парень неловко потоптался на месте, потом вытащил из второго ствола патрон и сунул его в карман.

Кто же должен научить мальчишек, с семи лет влюбленных в рогатки, в самодельные пистолеты и новые двустволки? Кто должен научить их беречь и любить природу? Кто должен разъяснить им, что лес без птиц скучен и неприветлив? Кто должен научить их радоваться прилету журавлей и беречь рощу, островком темнеющую в поле? В. Песков

Беседа:

- Какие чувства вызвал текст?
- Как начинается рассказ?
- Оттметьте слова, которые передают чувства человека в лесу?
- И вдруг …Почему о выстреле автор не написал новым абзацем?
- Как себя ведёт мальчик?
- Зачем он убил дятла?
- Как передаётся это чувство автором?

Вывод: Короткий вопрос, короткий ответ. Жестокость человека. Поэтому звучит обращение к каждому из нас.

Уч. Б.: Посмотрите на данные “портреты” СЛАЙД 23

(“Портреты” хищников)

- Кого здесь не хватает?

Человека – самого опасного хищника.

- Может быть кто – то вспомнит, какие ещё отношения можно отнести к негативным? (Паразитизм)
- Чем это отношение отличается от хищничества? СЛАЙД 24
- Приведите примеры.

Уч. Л.:А сейчас у нас поработают наши экологи. У них было задание: из газет подобрать материал о хищническом отношении человека к природе и к другому человеку.

Экологи: (пересказ подобранного материала)

Уч. Л.: Обратимся к словарю Даля: “жизнедеятельность” - силы, животворящие плоть. Животворящие – это значит, творящие жизнь, благо, добро, красоту. К этому призывают нас писатели, поэты, обращая к вам свои произведения.

Уч. Б: Поэтому очень важно учиться жить среди людей, а значить понимать людей и ладить с ними. Будем помнить, что мы часть природы и к природе и человеку наше отношение должны быть позитивными, разумными.

Уч. Л.: Рефлексия.

- А сейчас я попрошу вас поделиться своими впечатлениями об уроке. Допишите мысль по началу предложения:

“Сегодня на уроке я узнал…”
“Я понял, что…”

(Учащимся раздаются листочки с началом предложения. Задание: продолжить предложение.)

- Спасибо за вашу работу.

Д/З: Прочитать рассказ оренбургского писателя А. Клименко “Тропа через сердце”.

Выполнить тест “Удаётся ли вам ладить с людьми”. (Приложение 1)

Заполнить таблицу: СЛАЙД 25

Кто я?

Среда жизнедеятельности
Дом Улица Школа Кружок, секция

Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21