Преподавание русского языка
Урок по русскому языку в 4-м классе с использованием интерактивных методов обучения на тему "Прямая речь. Постановка знаков препинания при прямой речи"
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2024.12.15
Просмотров: 15
Гетман Людмила Васильевна, учитель начальных классов, заместитель директора по УВР Тема урока: Прямая речь. Постановка знаков препинания при прямой речи. Тип урока: Урок взаимного обучения. Форма урока: Деловая игра. Форма организации урока: Работа в группах. Цели урока: - Закрепить умение расставлять знаки препинания при написании прямой речи.
- Развивать логическое мышление.
- Расширять кругозор учащихся.
Этапы урока: - Организационный (сообщение темы и цели урока).
- Ассоциативный (актуализация знаний учащихся).
- Сопоставительный (постановка проблемы).
- Деятельностный (процесс закрепления и проработки знаний – выбор использования задания, с которым ребёнку работать легче и успешнее).
- Аналитический (подведение итогов).
- Домашнее задание (вариативное, дозированное).
Оборудование: Законы урока, разминка, перфокарты, учебники, художественные тексты, деформированные тексты на карточках, «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова, исторические сведения (выступление учащихся), физминутка, «секрет» учителя, карточки само- и взаимооценивания. Презентация урока - приложение 1. Ход урока. I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока. - Прочитайте тему урока. (Слайд 1) - Прямая речь. Постановка знаков препинания при прямой речи. - Попробуйте определить цели урока – то есть действия, которые будете совершать. (Слайд 2) - Цель урока – правильно записывать, оформлять предложения с прямой речью, расставлять знаки препинания при прямой речи. - Сегодня у нас необычный урок. Если вы посмотрите на наш план, то увидите, что он отличается от предыдущих уроков. Так ли это? Сегодня у нас деловая игра, по окончании которой вы сами подведёте итоги своей деятельности. - Вспомните правила совместной деятельности. Законы урока: (Слайд 3) - Говори тогда, когда дадут слово.
- Высказывай любые идеи, чем больше предложений, тем лучше.
- Развивайте идеи, выдвинутые другими участниками.
- Продолжайте думать даже тогда, когда ваша фантазия уже истощилась.
II. Актуализация опорных знаний. - Начнём урок с разминки… - Чистописание. Индивидуальная работа.
- Прочитайте четверостишие, перепишите, вставьте нужные буквы. (Слайд 4) Л . сной, р . чной, г . ристый, М . рской, р . дной, л . систый. Проверь слова, да не спеши, Красиво, грамотно сп . ши. - Что общего в словах с пропущенными буквами? (Безударные гласные в корне слов, проверяемые ударением). - Подберите к ним проверочные слова. Проверка. (Слайд 5). Самопроверка - сверка с компьютером. - Словарно-орфографическая работа. Работа в парах с перфокартой:
Фамилии учащихся:_______________________________ | Агр ном | вит рина | к нституция | м лоток | м ляр | кр вать | к талог | гр жданин | сн гирь | ур ган | рев люция | эк паж | с лдат | св бода | Проверка - сверка с компьютером. (Слайд 6) III. Постановка проблемы. - Прочитайте текст. (Слайд 7) Говорит подруге Натка: - Не люблю я беспорядка. Если в доме насорю, Сразу маме говорю. В. Бирюков - О чём это стихотворение? Считаете ли вы девочку трудолюбивой? - С кем разговаривает Ната? ( С подругой.) - Где слова Наты? Что это такое? - Что называется прямой речью? - Чужая речь, которая передаётся другим лицом без изменений, называется прямой речью. (Слайд 8) - Как вы думаете, в чём проблема? - Научиться правильно, записывать такие предложения, то есть выделять прямую речь на письме. Чем сегодня мы и будем заниматься. IV. Деловая игра (учебно-поисковая деятельность). - Работа по теме урока.
- Прочитайте предложение. Приплыла к нему рыбка, спросила: Чего тебе надобно, старче? (Слайд 9) - Как вы думаете, здесь есть прямая речь? - Зачитайте. Чьи это слова? (Слова рыбки.) - Как вы это узнали? (Есть слова, которые на это указывают.) - Чьи это слова? (Слова автора.) - Где стоят слова автора? (В начале предложения.) - А прямая речь? Как оформлена прямая речь? Ловушка. - Пропущены кавычки, пишется с большой буквы, после слов автора – двоеточие. - А что это за слово «старче»? (Старик – устаревшее уважительное обращение к старому человеку.) - Перенесёмся в старину. (Сообщение ученика 1.)
- Раньше в древнерусском языке, помимо известных вам падежей, был ещё один, он назывался звательный. Как вы думаете, почему такое название? (Звать кого-либо.) Слово «старче» в данном случае стоит в звательном падеже. (Сообщение ученика 2.) - Но сейчас такого падежа нет, а когда мы зовём кого-либо, спрашиваем, обращаемся к кому-либо, это называется обращением (оно не является членом предложения). (Сообщение ученика 3.) - Обратите внимание, как на письме выделяется обращение? (Запятыми.) Чего, старче, тебе надобно? - Обобщение.
- Давайте обобщим, что же мы узнали о предложениях с прямой речью. - Две части (слова автора, прямая речь).
- Прямая речь пишется с большой буквы, где бы ни стояла.
- Заключается в кавычки.
- После слов автора – двоеточие. (Слайд 10)
Физминутка. (Слайд 11) - Хлопок-перестроение по 1, 2, 3, 4, 5, 6 (быстро!) - Быстро встаньте: человек к человеку, затылок к затылку, лоб ко лбу, правая щека к левому уху, левая ступня к правой коленке – 1, 2, 3 – замри! - Кто отстает? - Закрепление и проработка знаний.
Работа с текстом. Работа в группах (5 групп). (Слайд 12) - У вас на партах лежат карточки с текстом, в котором вы должны найти и исправить ошибки, работая дружно в группе, помня законы урока. - Если вы выполнили работу, то вы можете открыть учебник на стр. 110 № 405 и свериться с учебником. - А в тетрадь запишите 3 любых предложения с прямой речью из этого упражнения. Посоревнуйтесь, кто напишет в тетрадь предложения красиво и без ошибок! Орешник. - Это слово разберите по составу (дополнительно). Взаимопроверка. - Проверьте предложения в парах друг у друга, исправьте ошибки аккуратно простым карандашом, поставьте оценку тоже карандашом. - Творческая работа в группе. (Слайд 13)
- Из художественных текстов, лежащих на партах найдите и выпишите по 2 предложения с прямой речью. Разрешается взаимопомощь, если кто-то затруднится. Самопроверка. V. Домашнее задание: «секрет» учителя (Слайд 14): выпишите предложения с прямой речью из художественных книг. Сколько выпишем? Давайте договоримся…(4-5) VI. Подведение итогов. Вопрос-провокатор. Самооценка и взаимооценка. (Слайд 15) - Как вы считаете, мы сегодня хорошо потрудились? - Тогда скажите, какие знаки препинания ставятся, если предложение содержит прямую речь? - Хорошо, тогда расставьте знаки препинания в таком предложении: Внук спрашивает у деда который час. Проверка: Внук спрашивает у деда: «Который час?» - Сделайте вывод?.. - План самооценивания предлагаю провести по карточке (Слайд 16): Направления самооценивания | Ф.И.О. | Ф.И.О. | Ф.И.О. | Ф.И.О. | Я сотрудничал? | | | | | Усердно работал? | | | | | Высказывал идеи? | | | | | Вносил предложения? | | | | | Подбадривал остальных? | | | | | Перфокарта: Фамилии учащихся:_______________________________ | Агр ном | вит рина | к нституция | м лоток | м ляр | кр вать | к талог | гр жданин | сн гирь | ур ган | рев люция | эк паж | с лдат | св бода | Текст Упр. № 405. Старый дуб уронил жёлудь под куст орешника. Орешник сказал дубу: Разве мало простора под твоими сучьями? Ты бы ронял свои жёлуди на чистое место. Здесь мне самому тесно. На это дуб ответил Я живу двести лет, и дубок из этого жёлудя проживёт столько же. Тогда орешник рассердился и сказал: «так я заглушу твой дубок, и он не проживёт и трёх дней». Дуб ничего не ответил, а велел расти своему сыну из жёлудя. Прошло сто лет. Орешник давно засох, а дуб поднялся до неба и раскинул шатёр на все стороны. Карточки – роли: Командир Помощник Умелец Наблюдатель Советчик Примечание: Карточку самооценивания, перфокарту, текст и карточки-роли размножить на необходимое количество групп (учащихся).
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|