Преподавание литературы "Сопоставительный анализ лирических произведений". Урок литературы в 9-м классеNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2024.03.14 Просмотров: 5 Баурина Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы Учебно-воспитательные цели и задачи:
Материально-техническое обеспечение урока: компьютер, проектор, слайды, выставка литературы, листы ответов и таблицы в виде раздаточного материала, портреты поэтов. Музыкальное сопровождение: пьеса Ф.Шуберта "Лесной царь". Ход урока Оргмомент. Вступление. -Добро пожаловать в мастерскую перевода. У нас сегодня необычный урок. Вы познакомитесь с литературными переводами, побываете в роли переводчиков. Наша задача: сравнить два лирических произведения и выяснить: является ли одно переводом другого, или же это разные произведения на одну тему. 1 этап. Подготовка к восприятию. 1.1. Но сначала я хочу погрузить вас в мир эмоций, чувств. Ведь лирика - это и есть выражение различных чувств. Страх?! Что это такое? Подумайте. Какие ассоциации у вас возникают? Запишите в тетрадь. (см. слайды) 1.2.Итак, переводы и переводчики. Талантливые переводчики - это талантливые поэты и писатели. Благодаря им мы знаем Шекспира, Мольера, Гомера и их бессмертные произведения. Но приступая к переводу, автор сталкивается с массой трудностей. Считается, что перевод-это искусство потерь. Что выбрать автору перевода? Точность или образность? Не пострадает ли произведение? Чем талантливее переводчик, тем меньше у него потерь. "Переводчик в прозе есть раб, переводчик в стихах - есть соперник!" - считал один из выдающихся литераторов 19 века В.А.Жуковский. Аня Бочарова подготовила небольшое сообщение о переводчиках 19 и 20 веков. 1.3.Сообщение учащегося. (Слайды о переводчиках). 2 этап. Погружение в тему. - Вспомните задачу, которую мы должны решить. (Ответ учащихся). В нашей мастерской сегодня два гостя, два великих поэта: И.В.Гёте и В.А.Жуковский. Поэтому я попросила вас разделиться на две команды. Своего соотечественника Гёте будет представлять Никлас и его команда. Жуковского представляет Люба Понкратова и её команда. (Выходят парами и представляют поэтов). Слово предоставляется Никласу. Но чтобы вам было понятно, о чем будет читать Никлас, я попросила его сделать подстрочник, которым часто пользуются переводчики. Что же такое подстрочник? Это дословный перевод, прозаический. Конечно, красоты звучания он лишен, поэтому мы слушаем стихотворение в оригинале. 2.1.Представление поэтов Гёте и Жуковского. Чтение баллад. 3 этап. Углубление темы. Анализ. 3.1.Работа на повторение с листами ответов. Возьмите листы ответов, прочитайте задание А.1. (1.Соответствуют ли произведения Гёте и Жуковского литературному направлению "романтизм" и жанру баллады? Отметить характерные для романтизма черты). Выполните задание 2. В чем особенности сюжетов произведений? (Отметить элементы сюжета, которые есть в балладе Гёте и Жуковского). Подведите итоги своим наблюдениям. (Ответы учащихся). Итак, мы видим, что у поэтов одинаково нарушается композиция сюжета. Такое построение называется фрагментарным. Благодаря ему события в произведении окутаны какой-то тайной. Почему она нарушается? Что важно в балладе? (Важно для поэтов не события, которые происходят с героями, а их чувства). А какое основное чувство в произведениях? (Страх). 3.2. Давайте проанализируем это чувство, страх младенца, одинаков ли он в балладе Гёте и в балладе Жуковского? Для этого возьмите красный цвет и отметьте те строки, фразы, которые характеризуют чувство страха ребенка. А в листах ответов есть вспомогательные вопросы. - Назовите, что вы отметили? Начинает команда Любы (баллада Жуковского), ей отвечает команда Никласа (баллада Гёте). Проверьте первую строфу по слайду. Продолжим работу со второй строфой и так далее. Весь издрогнув, малютка приник... отец с ребенком, ему покойно и тепло... Робко прильнул... робко прячешь лицо... Мне, вижу, кивают из темных ветвей... неужели ты не видишь... в мрачной тьме...дочерей... Мне душно, мне тяжко дышать... схватил, сделал больно... Тоскует, кричит... стонущее дитя... 3.3.Теперь я вас отсылаю к тому заданию, которое вы выполняли в начале урока. Выпишите ассоциации к слову страх, распределяя слова в две колонки: Жуковский и Гёте. Задание это вы найдете в листах ответов. Прочитайте, что у вас получилось? Одинаковые слова или разные? (страх у Жуковского - дрожь, тоска, крик, робость. У Гёте - ужас, смерть, боль, стон.) Каким ребенок изображен в начале баллады у Гёте и у Жуковского? (у Жуковского он издрогший, больной, поэтому Лесной царь - это бред, больная фантазия; у Гёте он прячется от Лесного царя, реально существующего.) Отчего погибает ребенок? ( у Жуковского от видения, от собственного страха, от болезни; у Гёте от Лесного царя - схватил его). Внимание! Красный сигнал подает нам Лена Антонова. Она работала со статьей Марины Цветаевой "Два лесных царя". Что-то важное она нам хочет сообщить. 3.4. Сообщение учащегося. У Цветаевой своя точка зрения. А сейчас я вас познакомлю с еще одной точкой зрения на этот сюжет. Правда, она музыкальная. В 19 веке Франц Шуберт написал пьесу, которая так и называется "Лесной король". 3.5. Звучит музыкальная пьеса Шуберта "Лесной король". - Какой балладе ближе эта музыка: балладе Жуковского или Гёте? 3.6. Сопоставьте образ Лесного царя у Жуковского и у Гёте. Для этого выполните следующее задание. Возьмите черный цвет и отметьте те строки, где говорится о Лесном царе и его царстве. - У кого образ этот более конкретный? (у Жуковского) ...в темной короне, с густой бородой... в короне и с хвостом... (у Гёте это существо неопределенного возраста, состоящее из короны и хвоста. Это демон (полоса, лоскут, отрезок, обрывок, мантия.) Сравните цветовую гамму. В какой балладе цветовая гамма светлая, радостная? (у Жуковского - бирюзовый, жемчужный, золотой; у Гёте - пестрый, золотой, сухие листья - веет смертью, тоской). Что обещает Лесной царь младенцу? (у Жуковского конкретно: золото, перлы и радость сулит.- у Гёте неопределенное: что мне шепотом обещает...) Внимание! Антонова Лена - сообщение из статьи М.Цветаевой. Сравните мир Лесного царя. В какой балладе он более привлекательный, яркий? (у Жуковского он яркий, там веселье, радость; у Гёте - потусторонний мир страшный, там смерть). Но почему же ребенок не хочет остаться в этом мире ни у Жуковского, ни у 3.7.Сообщение учащегося об Ольховом короле. Ответы учащихся. - В этом мире его ждет смерть, там нет тепла человеческой любви, которая есть в нашем, пусть и непривлекательном мире внешне. Там не будет отца, который согревает его своей любовью. 3.8. Выполните следующее задание в листах ответов, сравнивая образы Лесного царя. Сравните два глагола: пленился-уязвляет. Какой дополнительный смысл вносят эти глаголы в осмысление образа Лесного царя? (пленился-очарован, уязвляет-раздражает, ненависть). Один только обещает, манит и все откладывает свое намерение; а другой хватает и губит мальчика). Внимание! Антонова Л. - сообщение из статьи М.Цветаевой, (у Жуковского Лесной царь добрее). Вывод: вот мы и подошли к выводу о том, что задачи изначально у поэтов были разные. У Гёте в соответствии с романтическим представлением показать существование призрачного, великолепного и холодного царства Лесного царя, реально существующего. У Жуковского - искушение, тайна, как точно подметила М.Цветаева. 3.9. На листе ответов найдите самостоятельную работу. Прочитайте задание. Выполните его. (см. на слайде). Вывод: у Гёте отец напуган, ему жутко, т.к. он верит в Лесного царя реально. У Жуковского ответы отца безмятежные, т.к. видение больного ребенка - бред, фантазия. Внимание! Антонова Л. С сообщением из статьи М.Цветаевой. 4 этап. Подведение итогов. Закрепление полученных знаний. - Вспомните задачу, которую мы ставили в начале урока, (читают учащиеся, делают выводы). Вывод по теме урока: судя по времени написания, баллада Гёте появилась раньше, романтизм в Германии появился раньше, чем в России. Следовательно, Жуковский знал о балладе Гёте. Но переводом назвать произведение Жуковского нельзя, т.к. перевод должен быть точным, беспристрастным. Жуковский на основе сюжета Гёте создал свою балладу. Об этом свидетельствуют явные различия в понимании образов баллады: Лесного царя, отца, страха у ребенка. Это два разных мира. Внимание! Антонова Л. Цитата из статьи М.Цветаевой. - Закончим мы цитатой Жуковского: "У меня почти все чужое или по поводу чужого, и все, однако, моё". А эпиграфом к нашему уроку я взяла слова замечательного поэта Н. Гумилева: "Прекрасные стихотворения, как живые существа, входят в круг нашей жизни; они то учат, то зовут, то благославляют". И последнее, научившись сопоставлять и анализировать на уроках литературы, я думаю, что вам пригодится это и в жизни. Ничто так не развивает ум и интуицию, как метод сравнения и сопоставления. 5 этап. Физзарядка для глаз, профилактика сколиоза. Релаксация. (См. слайды). 6 этап. Результаты урока. Выполнили мы с вами поставленную задачу? Добились цели урока? А теперь возьмите карточки оценки и оцените свою работу на уроке, работу своих одноклассников и результативность урока. Сдайте карточки. 7 этап. Заключительное слово. Домашнее задание. Мы сегодня побывали в мастерской двух великих поэтов. Мы создали с вами свою мастерскую. И теперь как настоящие мастера мы должны сделать свой собственный перевод "Лесного царя". Кто-то сейчас уже сможет выполнить это задание, а кому-то нужна особая атмосфера творчества. Тогда вы продолжите дома. А оценим ваше творчество на следующем уроке. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |