Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Методическая разработка урока письма и развития речи в 5-м классе специальной (коррекционной) школы VII вида по теме "Изменение имен существительных по числам"
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Методическая разработка урока письма и развития речи в 5-м классе специальной (коррекционной) школы VII вида по теме "Изменение имен существительных по числам"


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2024.03.09
Просмотров: 9

Сизикова Наталья Альбертовна, учитель письма и чтения

Тема урока. Изменение имён существительных по числам (единственное и множественное число).

Тип урока. Комбинированный.

Форма проведения. Урок-путешествие в Великий Устюг в гости к Деду Морозу.

Цель урока. Формирование понятия об основных грамматических категориях имени существительного. Повышение уровня владения речью.

Задачи урока.

Образовательные.

Закреплять умение различать части речи по вопросам, выделять имя существительное в тексте. Познакомить с новой грамматической категорией имени существительного – числом. Формировать умение определять число имени существительного, изменять имена существительные по числам. Формирование текстовой деятельности.

Коррекционно-развивающие.

Способствовать коррекции и развитию высших психических функций: внимания, кратковременной памяти на основе работы со словарными словами.

Развивать операции мышления: сравнение, обобщение, классификация на основе работы со словами, аналитико-синтетической деятельности, устную речь на основе работы со схемой, связную письменную речь на основе работы над деформированным текстом.

Способствовать активизации мыслительной и творческой деятельности.

Коррекция нарушений развития эмоционально-личностной сферы.

Воспитательные.

Воспитывать учебную мотивацию, коммуникативные навыки, нравственные качества.

Оборудование.

  • Индивидуальные карточки для словарной работы, дифференцированные по степени трудности;
  • наборное полотно со словарными словами;
  • схема к определению частей речи и изученных категорий имени существительного;
  • карточки-опоры для обозначения числа имени существительного;
  • конверт для письма Деду Морозу;
  • иллюстрации к сказкам в единственном и множественном числе;
  • учебник русского языка для 5 классов под ред. Воронковой В.В., стр. 98.

(Для иллюстраций урока можно использовать картинки с сайта Великий Устюг – родина Деда Мороза)

Ход урока

№ п/п, этап урока Содержание этапа урока Коррекционный компонент
1. Оргмомент. - Ребята, сегодня у нас не простой урок, к нам пришли гости. Поприветствуем их.

- Книжки, ручки и тетрадки,

Всё на партах? Всё в порядке?

Итак, друзья, внимание.
Ведь прозвенел звонок
Садитесь поудобнее -
Начнем скорей урок!

Подготовка учащихся к работе на уроке,

Психологический настрой, организация внимания.

2.Подготовка учащихся к усвоению нового материала. Вводное сообщение учителя.

3. Сообщение темы, постановка учебных задач

- Ребята, закончите четверостишие:

Что за праздник у ворот?

Песни, игры, хоровод,

Сказка, чудеса и вот

Наступает…..

- Правильно, Новый год.

- Ребята, а кто главные герои любого новогоднего праздника?

- Да, это Дед Мороз и Снегурочка.

- Многие люди хотят узнать, где живут Дед Мороз и Снегурочка. Чтобы это узнать, они отправляются в интересное путешествие на специальном туристическом поезде “Зимний экспресс”. А вы хотели бы узнать, где живёт Дед Мороз?

- Тогда я рада пригласить вас в увлекательное путешествие.

Сегодня на уроке мы отправимся на родину Деда Мороза. Пока будем путешествовать, закрепим учебный материал, изученный ранее и разберёмся в новой теме, название которой вы узнаете чуть позже. Мы будем учиться размышлять и постараемся стать чуточку добрее и внимательнее к своим друзьям и другим людям.

- Итак, закройте глаза и представьте, что мы садимся в поезд. Проводник приветливо приглашает нас занять свои места. Закрывает вагон и поезд отправляется …

(Звучит музыка)

- Пока волшебный экспресс мчит нас на родину Деда Мороза, мы немного подготовимся к встрече с ним, запишем число в тетрадь и поработаем над словарными словами.

Организация познавательной деятельности учащихся.

4. Словарная работа. Работа по карточкам. - Прочитайте текст.

- Как называется город, в котором живёт Дед Мороз?

Облюбовал Дед Мороз для своего поселения город Великий Устюг, что на севере страны, в Вологодской области. Город удивительно красивой природы. Каждый желающий может взять конверт, написать адрес и отправить его Деду Морозу в Великий Устюг. Добрый волшебник обязательно получит его.

Найдите в тексте словарные слова и запомните их.

(Карточки с текстом переворачиваются).

- Найдите данные словарные слова на наборном полотне. Запишите в тетрадь, вставляя пропущенные буквы.

- Самопроверка, самооценка.

- Ребята, что может написать каждый желающий Деду Морозу?

- Правильно, письмо. В основном люди хотят, чтобы Дед Мороз поздравил их и подарил подарок к празднику. А как хотелось бы доброму волшебнику, чтобы и его кто-нибудь поздравил с праздником, поблагодарил за трудную работу, ведь Деду Морозу ох как нелегко в эти предпраздничные дни!

- Ребята, я предлагаю в конце нашего путешествия в знак благодарности мы напишем Деду Морозу такое письмо.

Развитие внимания, кратковременной памяти.

5. Повторение. Актуализация знаний - Ребята, пока мы выполняли словарную работу, наш поезд прибыл на родину Деда Мороза.

- Кто может повторить название города, где живёт Дед Мороз?

(Вывешивается карточка с названием города Великий Устюг)

(Изображение Города Великий Устюг)

- Я приглашаю вас на экскурсию по этому старинному городу. - Недалеко от города, в бору сосновом построил себе Дед Мороз терем узорчатый. Круглый год там сказка живёт и нас ждёт.

А путешествие в сказку начинается у резных ворот.

(Изображение Деда Мороза и Снегурочки у сказочных ворот)

- Чтобы войти в ворота и узнать, что за ними, нужно вспомнить изученный материал.

- Упражнение “4-й лишний”. Найди лишнее слово в каждой строчке. Объясни, почему оно лишнее.

  • Стражник, ворота, Снегурочка, морозит;
  • Стоять, резные, встречать, охранять;
  • Узорчатые, белоснежные, сказочные, Дед Мороз.

- Как назвать слова в каждой группе?

- Составляется схема:

- Как можем обобщить это? (Это части речи)

(Выставляется вторая карточка ЧАСТИ РЕЧИ)

ЧАСТЬ РЕЧИ

- Изучению какой части речи мы посвятили последние уроки? (имя существительное).

- Что обозначает имя существительное? (Предмет). Выставляется следующая карточка ОБОЗНАЧАЕТ ПРЕДМЕТ

ЧАСТЬ РЕЧИ

ОБОЗНАЧАЕТ

ПРЕДМЕТ

- На какие вопросы отвечает? (Кто? Что?) Выставляется след. карточка КТО? ЧТО?

ЧАСТЬ РЕЧИ

ОБОЗНАЧАЕТ

ПРЕДМЕТ

КТО?

ЧТО?

- С помощью схемы сформулируйте определение. Что такое имя существительное?

- Давайте повторим, что мы узнали об имени существительном на предыдущих уроках.

- На какие группы делятся имена существительные?

- Работа со схемой: грамматические категории имени существительного.

- Подберите к каждой группе слов грамматическую категорию

внучка Снегурочка стражник ворота город Великий Устюг белка ель волшебник Дед Мороз лиса тропинка

(Собственные – нарицательные) (одушевл. – неодушевл.)

Развитие мыслительных операций (обобщение)

Развитие аналитико-синтетической деятельности, связно устной речи.

Релаксационная пауза, зарядка для глаз Модифицированный вариант таблицы Базарного

Коррекция зрения.

6. Введение нового материала - Как я уже сказала в начале урока, сегодня мы познакомимся с новой грамматической категорией имени существительного. А каким, вам помогут узнать наши герои, которые приглашают нас войти в сказочные ворота.

За воротами – Тропа Сказок

(Изображение тропы сказок)

- Угадайте загадки и узнаете, каких сказочных героев мы встретим на тропе сказок?

1. Человек немолодой
С усами и бородой.
Любит ребят,
Любит зверят.
Симпатичный на вид,
А зовется…

2. Так быстро от принца девица бежала,
Что туфельку даже она потеряла.

А эта дружила с самим Буратино,
Зовут ее просто, ребята, — …

- Прочитайте слова в правом и левом столбиках. Сравните их. Чем они отличаются?

Золушка Золушки

Айболит Айболиты

Мальвина Мальвины

(В первом столбике записаны слова, обозначающие один предмет, во втором – несколько предметов)

- Значит слова в первом и втором столбиках отличаются разным количеством или числом предметов.

- Кто догадался, с какой грамматической категорией мы будем работать на уроке? (Число)

- Тема урока “Изменение имён существительных по числам”.

- Работа с правилом (стр. 98).

- Добавление в схему. На доску вывешиваются таблички сокращённой записи (ед. ч.), (мн.ч.)

Развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение)

7. Первичное закрепление материала

Физминутка

- Ребята, мы продолжаем наш путь. Тропа сказок приводит нас к дому Деда Мороза. Дедушка с внучкой Снегурочкой гостям всегда рады. Каждого тепло встретят, добрым словом приветят.

(Изображение дома Деда Мороза и Снегурочки)

- А также помогут нам разобраться в новом материале. Помогут научиться определять число имён существительных, изменять слова по числам. Для этого они приглашают нас в свой зимний сад.

(Изображение зимнего сада)

- Игра с мячом (устно).

1 ряд. Назови число имени существительного.

Камень, сад, ручьи, цветы, лестница, камни.

2 ряд. Измени число.

Окно - … Клумбы - …..

Мост - … Деревья - ….

Ручей - … Фонтаны - …

- Запишите слова в тетрадь. Какие окончания вы видите у имён существительных во множественном числе?

1. Если назову имя существительное в ед. числе – приседаете, если – во множественном – подпрыгиваете.

2. Игра на внимание (делай как слышишь).

- Ребята, мы отправляемся дальше по городу Великий Устюг. Мы добрались до центра города, где находится почта Деда Мороза. Туда приходят письма со всех концов нашей страны.

(Изображение почты Деда Мороза)

Дед Мороз все письма читает и всё ждёт то единственное, которое ему так хочется прочитать.

- Ребята, давайте вернёмся домой и напишем письмо Деду Морозу, в котором поблагодарим его за всю заботу о нас.

Практическое закрепление материала.

Коррекция слухового внимания.

8. Работа над развитием связной письменной речи - Итак, мы снова в классе. А дед Мороз остался дома и ждёт весточки от нас.

Я хотела помочь вам и кое-что написала, давайте посмотрим, что у меня получилось? Прочитайте предложения. Можно ли их назвать текстом письма? Почему? Расставьте части текста в правильном порядке так, чтобы получилось письмо. Запишите в тетрадь.

Мы ждём тебя в гости на праздник 28 декабря.

Спасибо тебе за то, что ты есть. Ты самый добрый. Без тебя Новый год не был бы таким светлым, волшебным праздником.

Здравствуй, дорогой (Дедушки Морозы).

Пятиклассники.

Запись письма в тетрадь.

(Если останется время подписать конверт)

9. Домашнее задание Упр. № 245, стр.98. (1 ряд – 1 столбик, 2 ряд – 2 столбик, Катя Федосеева, Света Чижикова - 1 и 2 столбики). Правило стр. 98.

Разбор упражнения.

10. Подведение итогов - С какой грамматической категорией познакомились на уроке?

- Что учились делать на уроке?

- Что вам особенно понравилось?

11. Оценки Выставление оценок с комментированием.
Отвечали вы активно,
Хорошо себя вели,
Наши гости дорогие
Захотят к нам вновь прийти.
Литература В.В. Воронкова “Русский язык” 5 класс

Приложение


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21