Преподавание русского языка
Элективный курс по русскому языку для 11-го класса "Речеведение"
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2023.12.07
Просмотров: 14
Шайдулина Минзифа Закировна, учитель Пояснительная записка Программа предназначена для обучения учащихся 11 класса, рассчитана на 34 часа, базируется на программно-методических материалах по русскому языку, составитель Л. М. Рыбченкова и анализе результатов части С ЕГЭ предыдущих лет. Использует в качестве программно-методического сопровождения. - учебник «Русский язык» в 10-11 классах А. И. Власенкова. Разделы «Текст и его строение», «Стили речи».
- Г. Т. Егораева. «Русский язык», выполнение задания части С.
- Т. А. Ладыженская. Система обучения сочинениям на уроках русского языка.
- Т. А. Калганова. Сочинения различных жанров в старших классах.
- Н. П. Морозова. Учимся писать сочинения.
- В. И. Капинос. Развитие речи: теория и практика обучения.
- Учебно-тренировочные и контрольно-измерительные материалы к ЕГЭ.
Элективный курс состоит из 2-х разделов. Первый раздел «Разноаспектный анализ текста». В данном разделе рассматривается последовательность расположения частей текста, систематизируются и дополняются знания о стилях, типах речи, способах и средствах связи в тексте. Поскольку данный раздел носит комплексный характер, учащиеся будут учиться анализировать не только стилевые особенности текста, но и содержащиеся в нем изобразительно-выразительные средства. Второй раздел «Сочинение – рассуждение». Данный раздел программы предусматривает конструирование текста типа рассуждения на основе исходного текста, развивает умение понимать и интерпретировать читаемый текст, создавать свое высказывание, уточняя тему и основную мысль, выстраивать композицию, отбирать языковые средства, объяснять их роль в тексте, выбирать стиль и тип речи. Умения и навыки, приобретенные в данном разделе, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности. Программа включает в себя: - пояснительную записку;
- содержание программы;
- основные термины и понятия, необходимые для овладения элективным курсом;
- технологию организации учебного процесса;
- формы итогового контроля по освоению и критерии их оценки;
- требования к результатам освоения ЕГЭ;
- список литературы для учащихся.
Цели элективного курса: 1. Помочь ученикам максимально подготовиться к выполнению задания С ЕГЭ; 2. Совершенствование и развитие умения строить письменное высказывание в жанре рецензии или эссе; 3. Формирование и развитие навыков грамотного и свободного владения письменной речью; 4. Совершенствование и развитие умения читать и понимать общее содержание текстов разных функциональных стилей; 5. Формирование и развитие умения находить изобразительные средства языка и объяснять их роль в тексте; 6. Совершенствование и развитие умения передавать в письменной форме свое, индивидуальное восприятие, свое понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений. Задачи элективного курса: - Помочь овладеть литературно-критическими жанрами (рецензия, эссе).
- Закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов в жанре рецензии или эссе.
- Способствовать развитию письменной речи.
- Подготовить учащихся к выполнению задания ЕГЭ.
Содержание программы РАЗДЕЛ I Разноаспектный анализ текста. 18 часов. Тема 1. Стилистический и типологический анализ текста. 9 часов. Текст. Тема и основная мысль текста. Средства связи между частями текста. Способы связи в тексте. Выделение микротем. Лексические, морфологические, синтаксические средства организации текста. Стили речи. Типы речи. Тема 2. Лингвистический анализ текста. 9 часов. Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение. Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение. Анализ лексики: многозначные слова, переносное значение слова, синонимы, антонимы, лексика ограниченного употребления, фразеологизмы. Контекстные синонимы. Контекстные антонимы. Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, благозвучие (эвфония), диссонанс, звукопись. Лексические – поэтические тропы: метафора, синекдоха, ирония, гипербола, литота, олицетворение, эпитет, аллегория, перифраза, художественный символ, паронимы. Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, синтаксические конструкции. Учащиеся должны уметь: - указывать средства связи между частями текста;
- определить тему и основную мысль текста;
- определить тип и стиль речи;
- использовать знания о тексте и изобразительно-выразительных средствах языка при анализе текста.
Практические работы: - прочитать текст и определить, к какому стилю и типу речи он относится;
- прочитать текст и определить, в каком предложении заключена основная мысль автора;
- определить, какое утверждение противоречит позиции автора;
- определить, в каком предложении автор использует синонимы (антонимы…);
- найти предложение, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения (указательного местоимения…);
- написать номера тех средств выразительности, которые использованы в указанном абзаце;
- какое из перечисленных тропов используется в указанном предложении;
- какая из пословиц и поговорок соответствует теме текста.
РАЗДЕЛ II Сочинение-рассуждение на основе текста. 16 часов. Тема 1. Анализ текста. 4 часа. Содержание исходного текста. Тексты научно-популярного, публицистического, разговорного стиля. Анализ композиции научного, публицистического, разговорного стиля. Рецензия. Эссе. Тема 2. Композиция и языковое оформление сочинения. 6 часов. Вступление к сочинению. Смысловые и грамматические связи предложений. Авторская позиция. Основная часть сочинения. Финал сочинения-рассуждения. Изложение собственного мнения. Тренировочные сочинения. 6 часов. Умения и навыки. Учащиеся должны уметь: - понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
- анализировать форму исходного текста;
- находить характерные для исходного текста языковые средства;
- создавать связное высказывание;
- излагать последовательно собственные мысли;
- использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка.
- оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка.
Практические работы: - написание сочинений-рассуждений;
- редактирование.
Основные термины и понятия Стили речи: публицистический, художественный, научный, разговорный. Типы речи: описание, повествование, рассуждение. Изобразительно-выразительные средства языка. Лексические средства: антонимы, контекстные антонимы, гипербола, индивидуально-авторские неологизмы, синонимы, контекстные синонимы, синтаксические синонимы, стилистические синонимы, метафора, метонимия, оксюморон, олицетворение, оценочная лексика, перифраза, пословицы и поговорки, фразеологизмы, цитаты, эпитет. Синтаксические средства: авторская пунктуация, анафора, антитеза, риторические фигуры, градация, инверсия, композиционный стык, многосоюзие, парцелляция, повтор, присоединительные конструкции, синтаксический параллелизм, эпифора. Технология организации учебного процесса по ЭК Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающая ученика главной фигурой образовательного процесса. Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого ученика при его взаимодействии с учителем и соучениками. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Типология уроков по С.В. Иванову: - уроки-лекции; - уроки применения знаний на практике; - уроки навыков (тренировочные); - уроки комплексного применения знаний. Преобладают групповые и индивидуальные формы работы. Основными организационными формами вовлечения учащихся в учебную деятельность являются: - работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов в жанре рецензии, эссе); - самостоятельная работа (написание рецензии, эссе, нахождение выразительных средств языка и объяснение их роли); - работа в группах; - индивидуальная работа. Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности. Набор заданий для работы помещён в тренировочных тестах и индивидуальных карточках, распределён в соответствии с процессом и структурой ЕГЭ. Формы итогового контроля по освоению ЭК и критерии их оценки. Контроль уровня сформированности по освоению ЗУН осуществляется на трёх уровнях: - текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке);
- промежуточный (проводится в форме теста в соответствии с требованиями ЕГЭ и на основе КИМов);
- итоговый (в конце курса) проводится в форме теста в соответствии с требованиями ЕГЭ и на основе КИМов;
Особенность программы: ЭК оценивается «зачёт» / «незачёт» (определяется в процентном соотношении: более 50 % - «зачёт», менее 50 % - «незачёт»). Литература для учащихся: - Власенков А.И. Русский язык, 10-11кл. М.; Просвещение, 2004;
- Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С). М.; «Экзамен», 2006;
- Александров В.Н. и другие. Единый государственный экзамен. Русский язык: Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста. Челябинск, «Взгляд», 2004;
- Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. – М.: Интеллект-Центр, 2005;
- Единый государственный экзамен. 2004: Русский язык. – М.: Просвещение, 2004.
Дополнительная литература - Всё об экзаменационном сочинении. Материалы к письменному экзамену. М. «Астрель», 2002.
- Т.А. Ладыженская. Развивайте дар слова. М. «Просвещение», 1977.
- Н.П. Морозова. Учимся писать сочинение. М. «Просвещение», 1987.
- «Литература». Приложение к газете «Первое сентября», раздел «Учимся у учеников».
- Т.А. Калганова. Сочинения различных жанров в старших классах. М. «Просвещение», 2002.
- Как написать сочинение? Справочник школьника. М., «Слово», 1997.
- Е.И Никитина. Русская речь. М. «Просвещение», 1991.
Календарно-тематическое планирование ЭК «Речеведение» № п/п | Сроки | Тема | Вид урока | | | Тема 1. Стилистический и типологический анализ текста. (9 часов) | | 1 | | Текст. Тема и основная мысль текста | Лекция | 2 | | Средства связи между частями текста способы связи в тексте | лекция | 3 | | Выделение микротем в тексте | Практическая работа | 4 | | Лексические средства организации текста | Лекция | 5 | | Морфологические средства организации текста | Лекция | 6 | | Синтаксические средства организации текста | Лекция | 7 | | Стили речи | Тренировочный | 8 | | Типы речи | Тренировочный | 9 | | Контрольная работа 1 (промежуточная) | | | | Тема 2. Лингвистический анализ текста (9часов) | | 10 | | Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение. | Лекция | | | Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассужение | | 11 | | Многозначные слова. Переносное значение слова. Лексика ограниченного употребления. Фразеологизм. | Практикум | 12 | | Синонимы. Контекстные синонимы. Антонимы. Контекстные антонимы. | Практикум | 13 | | Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, эвфония, диссонанс. Звукопись. | Практикум | 14-15 | | Тропы: метафоры, сравнение, эпитет, олицетворение, ирония, гипербола, метота, аллегория, перифраза. Художественный символ, паронимы. | Практикум | 16-17 | | Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторические фигуры, синтаксические конструкции. | Практикум | 18 | | Промежуточная контрольная работа 2 | | | | Тема 3. Анализ текста. (4 часа) | | 19 | | Содержание исходного текста. | Лекция | 20 | | Тексты функционального стиля. Анализ композиции текстов научного, публицистического, разговорного стилей. | Практикум | 21 | | Рецензия. Эссе. | Урок комплексного применения знаний | 22 | | Промежуточная контрольная работа 3 | | | | Тема 4. Композиция и языковое оформление сочинения. (6 часов) | | 23-24 | | Выступление к сочинению. Смысловые и грамматические связи предложений. Авторская позиция. | Практикум | 25-26 | | Основная часть сочинения. Изложение собственного мнения. | Практикум | 27 | | Заключительная часть сочинения. | Практикум | 28-32 | | Тренировочные сочинения. | Практикум | 33-34 | | Итоговая контрольная работа. | |
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|