Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Тексты для сборника удивительных диктантов
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Тексты для сборника удивительных диктантов


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2023.12.05
Просмотров: 4

Седова Светлана Владимировна, учитель русского языка и литературы

Вступление

“Писать диктанты нужно, чтобы быть грамотным. Писать диктанты скучно и трудно. А ещё писать диктанты страшно, потому что всё больше детей, которые с трудом воспринимают текст на слух: не понимают смысла услышанного, не могут запомнить фрагменты текста для записи под диктовку, не знают значения многих слов, кажущихся взрослому элементарными (а спросить во время диктанта невозможно), да просто не воспринимают, “не слышат” звуковой состав слова! Для таких детей является огромной проблемой соотнести звуковую оболочку слова с его значением и записать его в соответствии с правилами русской орфографии (до пунктуации уже дело, как правило, не доходит). Да ещё текст диктанта, составленного или подобранного на определенные правила, какой-то незапоминающийся, “серенький”, чаще всего описательный и не имеющий никакого отношения к сегодняшней действительности”.

Вот к таким неутешительным выводам нередко приходим мы с детьми, анализируя написанный диктант. Что же делать? Без диктантов научиться грамотно писать и контролировать процесс формирования орфографического и пунктуационного навыка, наверное, невозможно. Но можно этот процесс сделать более ярким, интересным и, как следствие, более эффективным.

Идея не нова: в качестве тренировочных диктантов использовать специально составленные (лучше вместе с детьми) тексты шуточного характера, насыщенные словами с определенной группой орфограмм. Таким образом, прослеживается модель, существующая в языке, нащупывается закономерность, постигается языковая логика. А ещё у ребят появляется возможность участвовать в обучении, а не чувствовать себя лишь объектом учительского воздействия. Совместная работа приносит больше радости, открытий и больше успеха. И оказывается, что даже самые безграмотные и ничего не читающие ребята (а таких, к сожалению, всё больше и больше приходит в среднюю школу) могут проявлять интерес и способности к родному языку. А с этого и начинается настоящее понимание родного языка.

Предлагаю несколько вариантов использования “удивительных диктантов”.

Вариант 1

  1. Повторить правило в виде алгоритма или инструкции (составляется вместе с учениками на уроке), определяя и проговаривая, что и в какой последовательности надо делать, чтобы применить данное правило.
  2. Пользуясь алгоритмом, определите, как написать 7-10 слов из списка, проговаривая вслух весь ход рассуждений (сначала это может сделать учитель, затем 2-3 “сильных” ученика, потом 3-4 ребят “послабее”).
  3. Остальные слова нужно каждому ученику проработать самостоятельно, опираясь на тот же алгоритм. Один из учеников выполняет это на доске, учитель помогает ему. В результате на доске записан “ключ” для самопроверки.
  4. После предварительной работы, на том же уроке можно написать текстовой диктант.
  5. Проверка записанного диктанта может осуществляться разными способами:
  • учителем
  • учениками (взаимопроверка)
  • самим учеником (по карточке-“ключу”, подготовленной учителем заранее и розданной ученикам)
  • всем классом с помощью вопросов, которые ученики задают учителю или друг другу (этот способ учит грамотно формулировать вопрос, тренирует орфографическую и пунктуационную “зоркость”, тренирует умение концентрировать внимание). Такую проверку можно превратить в своеобразную игру: в частности, нельзя напрямую спрашивать, как пишется то или иное слово.

Вариант 2

  1. Повторить правило в виде алгоритма или инструкции (составляется вместе с учениками на уроке), определяя и проговаривая, что и в какой последовательности надо делать, чтобы применить данное правило.
  2. Ученики получают текст с пропусками, которые нужно заполнить, опираясь на инструкцию.
  3. После этого возможна проверка по карточке-“ключу”, на которой может быть представлен как полный текст, так и отдельные слова на изучаемое правило и схемы некоторых, наиболее сложных с точки зрения пунктуации, предложений для проверки расстановки знаков препинания.
  4. На заключительном этапе работы можно записать текст под диктовку (подготовленный или зрительный диктант).

Тексты для “сборника удивительных диктантов”

Тема 1. Чередующиеся гласные в корне

Текст для учеников 5–8-х классов

Слова для предварительной работы над текстом:

пловец, начинать, заря, взбираться, прикасаться, наклоняться, обмирать, блестящий, расположение, расстилать, загорать, непромокаемый, собирать, утварь, излагать, отпирать, вырастать, собираться, подбирать.

Известный ПЛОВЕЦ НАЧИНАЛ свой день с того, что на ЗАРЕ ВЗБИРАЛСЯ на шведскую стенку. На ней он несколько раз ПРИКАСАЛСЯ к потолку, НАКЛОНЯЛСЯ к носкам, ОБМИРАЯ от испуга. Такие утренние упражнения приводили его в БЛЕСТЯЩЕЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ духа. ПЛОВЕЦ РАССТИЛАЛ гимнастический коврик и ЗАГОРАЛ в солярии, чтобы прекрасно выглядеть пред зрителями. Если на улице шел дождь, он надевал НЕПРОМОКАЕМЫЙ плащ, СОБИРАЛ необходимую УТВАРЬ и отправлялся на стадион. Там спортсмен ИЗЛАГАЛ свое мнение о предстоящем заплыве тренеру. После этого ПЛОВЕЦ ОТПИРАЛ свой шкафчик, доставал ласты и маску, шел к бассейну и нырял. Во время тренировки он БЛЕСТЯЩЕ выполнял ряд сложных упражнений, которые должны были удивить публику. Тренер смотрел на своего воспитанника и думал о том, как быстро ВЫРАСТАЮТ его ученики, что пора ему СОБИРАТЬСЯ на пенсию или ПОДБИРАТЬ более спокойную работу.

Текст для учеников 9–11-х классов

Слова для предварительной работы над текстом:

Ростов, ростовщик, Ростислав, утварь, подбирать, запирать, обмирая, прикоснуться, умереть, возрастать, предполагать, причитать, склонять, занимать, предпочитать, рассчитывать, расположение, блестяще.

Жил-был в городе РОСТОВ известный в определенном кругу РОСТОВЩИК по имени РОСТИСЛАВ. Всю свою УТВАРЬ и накопления он держал в порядке, строго учитывал каждую мелочь, каждую копеечку ПОДБИРАЛ и ЗАПИРАЛ в сундук, ОБМИРАЯ от ужаса при мысли, что кто-нибудь ПРИКОСНЕТСЯ к его сокровищам, после того как он вынужден будет УМЕРЕТЬ. Капитал его ВОЗРАСТАЛ ежегодно, и люди ПРЕДПОЛАГАЛИ, что нажит он далеко не честным путем. Вдовы и сироты, которых он обобрал, ПРИЧИТАЛИ и плакали у него под окнами, СКЛОНЯЯ на каждом шагу его невероятную жадность. Молодые повесы, ЗАНИМАЮЩИЕ у него деньги под неимоверные проценты, ПРЕДПОЧИТАЛИ помалкивать, РАССЧИТЫВАЯ на последующие кредиты. Ни к кому старый РОСТОВЩИК не испытывал РАСПОЛОЖЕНИЯ и сочувствия. И лишь однажды нарушил он привычный ход дел, БЛЕСТЯЩЕ избежав, как потом выяснилось, наказания за свое жестокосердие.

Тема 2. Приставки ПРЕ- и ПРИ-

Текст для учеников 7-11-х классов

Слова для предварительной работы над текстом:

предатель, президент, приглашённые, преемники, пребывать, к прискорбию, прибегнуть, непременно, неприметный, преклоняться, придавать значение, превратность, привередливость, прибыть, привилегия, пришлось, прервать, принять, предлинный, премудрое, прекращение, непрерывно.

“Неужели среди нас есть ПРЕДАТЕЛЬ?” – подумал ПРЕЗИДЕНТ крупной компании, рассматривая полученные документы. ПРИГЛАШЕННЫЕ на совещание заместители и старейшие сотрудники, многие из которых метили в ПРЕЕМНИКИ босса, почтительно молчали. Некоторые из них мысленно ПРЕБЫВАЛИ уже на месте своего начальника, некоторые же, к ПРИСКОРБИЮ, готовы были ПРИБЕГНУТЬ к обману и фальсификации, чтобы НЕПРЕМЕННО оказаться на желанной должности. Лишь один НЕПРИМЕТНЫЙ господин, ПРЕКЛОНЯВШИЙСЯ перед умом и дальновидностью своего шефа, не ПРИДАВАЛ ЗНАЧЕНИЯ сплетням и слухам о скорой отставке своего кумира.

ПРЕЗИДЕНТ же размышлял о ПРЕВРАТНОСТЯХ судьбы и о ПРИВЕРЕДЛИВОСТИ подчиненных, угодить которым никогда невозможно.

Неожиданно ПРИБЫЛИ представители филиала, требующие ПРИВИЛЕГИЙ и повышения окладов. ПРИШЛОСЬ ПРЕРВАТЬ совещание, и ПРЕЗИДЕНТ с двумя заместителями ПРИНЯЛИ в результате ПРЕДЛИННЫХ переговоров ПРЕМУДРОЕ решение: объявить о ПРЕКРАЩЕНИИ существования филиала. Так что неизвестно, кто остался в выигрыше от НЕПРЕРЫВНОЙ борьбы амбиций.

Тема 3. Правописание местоимений

Слова для предварительной работы над текстом:

некоторый, некогда (когда-то), никогда, ни у кого, кое с кем, ни с чем, некто, какую-то, некий, никто, несколько, незачем, никого, кто-то, нечто, куда-нибудь, что-то, никак, какое-то, почему-то, не у кого, некуда, ни с кем, ни с чем, ни о чём, когда-то; не кто иной, как; никогда, ничто, какой-нибудь.

Сказка

В НЕКОТОРОМ царстве, в НЕКОТОРОМ государстве НЕКОГДА жил один купец. Он НИКОГДА не пытался НИ У КОГО просить помощи, а весь свой капитал нажил долгим и упорным трудом. Бывало, конечно, что он встречался КОЕ С КЕМ, кто добывал деньги не совсем честным путем, но сам НИ С ЧЕМ таким опасным не связывался.

И вот однажды доложили ему, что НЕКТО хочет его видеть, чтобы предложить КАКУЮ-ТО крайне выгодную сделку. Задумался наш купец, предчувствуя НЕКИЙ подвох. Но очень уж выгодны были условия сделки, да и НИКТО не узнал бы о тайном уговоре с незнакомцем.

Купец наш с незнакомцем договорились ГДЕ-НИБУДЬ встретиться на нейтральной территории, чтобы обсудить НЕСКОЛЬКО спорных моментов. Купец, решив, что беспокоиться НЕЗАЧЕМ, НИКОГО не предупредив, отправился в назначенный час в трактир, где и была назначена встреча. По дороге же почудилось ему, что КТО-ТО идет за ним следом, и НЕЧТО внутри зашептало ему: “Не пора ли, братец, КУДА-НИБУДЬ свернуть, а затем тихонько вернуться домой?”

Но купец был не робкого десятка, к внутреннему голосу прислушиваться не пожелал. ЧТО-ТО, впрочем, его настораживало, и он решил быть начеку.

В трактире наш герой НИКАК не мог найти “своего” незнакомца. И лишь через КАКОЕ-ТО время тот появился, но ПОЧЕМУ-ТО не один, а с целой компанией. Понял тут купец, что НЕ У КОГО просить помощи, что деться ему НЕКУДА, и решил сделать вид, что всё идет как надо.

Смело пошел он навстречу опасности, тон в разговоре взял уверенный, НИ С КЕМ не ввязывался в спор и так сумел повернуть дело, так запутал незнакомца в тонкостях торговых и юридических, что тот испугался и побоялся свою аферу навязывать. Так и расстались НИ С ЧЕМ, НИ О ЧЕМ не договорившись.

Лишь через НЕСКОЛЬКО месяцев купец узнал, да и то случайно, что КОГДА-ТО был на краю гибели, ибо попался ему НЕ КТО ИНОЙ, КАК знаменитый мошенник и аферист, который НИКОГО НИКОГДА не жалел, но и рисковать не любил. А поймали и разоблачили его случайно, когда он сотворил ЧТО-ТО совсем уж наглое и беззаконное.

Тогда-то наш купец и решил для себя, что иногда надо к внутреннему голосу прислушиваться, а то НИКТО и НИЧТО не спасет от КАКОЙ-НИБУДЬ беды.

Тема 4. Правописание наречий

Слова для предварительной работы над текстом:

снова, сызнова, во-первых, на дом, заново, наизусть, во-вторых, по-иному, на память, по-волчьи, по-заячьи, еле-еле, тотчас, в-третьих, по-настоящему, мало-помалу, впоследствии, сначала, дотемна, справа, слева, спереди, сзади, по-товарищески, в конце концов, по-старому, впустую, втайне, нередко, по-праздничному, по-детски, по-взрослому.

СНОВА и СНОВА семиклассники мечтали начать новую жизнь. Каждый раз после родительского собрания или выставления четвертных оценок они собирались начать СЫЗНОВА свою школьную карьеру. ВО-ПЕРВЫХ, выполнять всё, что задано НА ДОМ: писать упражнения, решать ЗАНОВО задачки, учить НАИЗУСТЬ стихи и т. д. ВО-ВТОРЫХ, они честно намеревались вести себя ПО-ИНОМУ на уроках: рассказывать НА ПАМЯТЬ по три параграфа, не выть ПО-ВОЛЧЬИ, не скакать ПО-ЗАЯЧЬИ, не плестись к доске ЕЛЕ-ЕЛЕ, а выходить бодрым шагом и ТОТЧАС отвечать на вопросы учителя. В-ТРЕТЬИХ, они искренне желали ПО-НАСТОЯЩЕМУ быть прилежными и вежливыми учениками. Но МАЛО-ПОМАЛУ все благие намерения сходили на нет. ВПОСЛЕДСТВИИ выяснялось, что СНАЧАЛА надо повторять весь курс чуть ли не со второго класса, а для этого надо ДОТЕМНА сидеть за книжками. А ведь жизнь-то продолжается! Вон сколько вокруг интересного!

СПРАВА И СЛЕВА, СПЕРЕДИ и СЗАДИ окружают тебя многочисленные соблазны: новый фильм, встречи с друзьями, футбольный матч… Пропустить день рождения друга или не пойти с подругой на дискотеку? Это не ПО-ТОВАРИЩЕСКИ! В КОНЦЕ КОНЦОВ всё оставалось ПО-СТАРОМУ: масса времени тратилась, по мнению взрослых, ВПУСТУЮ, но ведь и взрослые ВТАЙНЕ понимали, что жизнь не ограничивается учебой и уроками, и их чаду НЕРЕДКО так нужно, одевшись ПО-ПРАЗДНИЧНОМУ, отправиться на свидание или на вечеринку, а им, взрослым, только и остается, что вздыхать совсем ПО-ДЕТСКИ и размышлять ПО-ВЗРОСЛОМУ о быстротечности земного существования.

Тема 5. Правописание предлогов

Текст для учеников 9–11-х классов

Слова для предварительной работы над текстом:

в течение, вследствие, в целях, ввиду, в продолжение, иметь в виду, наперекор, наподобие, несмотря на, по причине, в виде, из-за, в заключение.

Начальнику участка № 3 автобазы № 17 Сидорову И.И.
от водителя Перепелкина Ф.С.
объяснительная записка.

Я, Перепелкин Фрол Сильвестрович, В ТЕЧЕНИЕ 3 суток (с 6 по 8 июня 2003 года) не мог явиться на работу по уважительной причине, так как оказался заперт в собственной квартире. Произошло это ВСЛЕДСТВИЕ неосторожности и бестолковости моей супруги, Перепелкиной И.Ф. Упомянутая Перепелкина И.Ф. вместе с нашим сыном, Перепелкиным А.Ф., учеником 5-го класса школы № 125, 5 июня 2003 года отправилась на дачу В ЦЕЛЯХ посадки картофеля, при этом забрала с собой все имеющиеся в доме ключи, захлопнув наружную дверь. ВВИДУ сего пренеприятного факта я не мог В ПРОДОЛЖЕНИЕ трех дней попасть на работу и даже выйти из дому, чтобы купить необходимые для моего пропитания продукты. Прошу ИМЕТЬ В ВИДУ, что я со своей стороны предпринял все возможные меры, чтобы выбраться из квартиры и обеспечить свою явку на рабочее место. НАПЕРЕКОР судьбе я пытался выбраться через соседский балкон, но он оказался сделан НАПОДОБИЕ застекленной террасы, а на мой стук и крик, к несчастью, никто не отозвался. ВВИДУ данного обстоятельства мне пришлось вернуться в свою квартиру, которая, хочу заметить, находится на 11-ом этаже двенадцатиэтажного дома. Следовательно, ни спуститься вниз, ни подняться наверх, чтобы через крышу попасть на чердак, а оттуда на лестницу не было никакой возможности.

НЕСМОТРЯ НА всё вышеизложенное, я не сдавался и стал звонить в диспетчерскую РЭУ, где мне ответили, что, конечно, очень сочувствуют, но помочь ничем не смогут ПО ПРИЧИНЕ того, что местный слесарь пребывает пятый день В ВИДЕ бревна, положенного на кушетку, то есть, попросту говоря, в запое, а больше работать некому за такую зарплату. Слушать стенания и жалобы женщины-диспетчера мне пришлось В ТЕЧЕНИЕ целого часа, что нанесло мне серьезный моральный вред.

После этого я звонил в службу спасения, но телефон всё время оказывался занят, видимо, ИЗ-ЗА большого количества происходящих в Москве происшествий.

В ЗАКЛЮЧЕНИЕ хочу отметить, что совесть моя чиста, т.к. я сделал всё возможное, чтобы явиться на рабочее время. Поэтому прошу считать мои вынужденные пропуски работы служебной командировкой.

9 июля 2007 года.

Тема 6. Буквы О – Ё (Е) после шипящих и Ц

Текст для учеников 9–11-х классов

Слова для предварительной работы над текстом:

песцовый, книжонка, щеки, желтый, неуклюже, лицо, увлечённо, лишённый, речонка, грошовый, лавчонка, мальчонка, рубашонка, точеный, золоченый, ещё, ночёвка, запечённый, крольчонок, мочёный, переперчённым, харчо, свежо, пальцем, грушевый, алычовый, сбережённый, утечёт, дешёвый, шёпотом.

Барыня в ПЕСЦОВОЙ шубе недовольным жестом отбросила КНИЖОНКУ. ЩЕКИ ее горели. “Как можно читать подобного рода ЖЕЛТУЮ прессу!” – почему-то процедила она, обращаясь к молодому человеку с нежным и добрым ЛИЦОМ, который НЕУКЛЮЖЕ попытался поднять КНИЖОНКУ, но незаметно от маменьки. Потом барыня УВЛЕЧЕННО начала рассматривать пейзаж за окном, ЛИШЕННЫЙ, впрочем, какой-либо привлекательности: небольшая РЕЧОНКА, деревеньки и перелески – всё, как на ГРОШОВЫХ картинках, продающихся в каждой писчебумажной ЛАВЧОНКЕ.

Внезапно ей вспомнилась молодость, ее МАЛЬЧОНКА, одетый в РУБАШОНКУ с кружевами, ТОЧЕНЫЕ ножки ломберного столика, стоявшего в их гостиной, а теперь проданного, как и многие другие вещи, в том числе и ЗОЛОЧЕНАЯ шкатулка – её было почему-то жаль больше всего.

Им предстояла ЕЩЕ НОЧЕВКА в гостинице, а перед этим ужин с ЗАПЕЧЕННЫМ в тесте КРОЛЬЧОНКОМ, МОЧЕНЫМИ яблоками и ПЕРЕПЕРЧЕННЫМ супом ХАРЧО. Стало СВЕЖО, барыня приказала закрыть окно, погрозила зачем-то сыну ПАЛЬЦЕМ. Хотя он спокойно пил ГРУШЕВЫЙ напиток и ел АЛЫЧОВОЕ варенье.

СБЕРЕЖННЫЕ после уплаты долгов мужа средства вдова хранила как зеницу ока, поэтому была экономна и очень боялась, что остаток былого богатства УТЕЧЕТ в никуда. И тогда они с сыном-подростком останутся в нищете. Они ехали из Петербурга в свое имение, потому что в провинции, как известно, жизнь ДЕШЕВАЯ, по сравнению со столицами, и женщина ШЕПОТОМ молилась, чтобы всё у них теперь было правильно и хорошо.

Тема 7. Частицы НЕ и НИ с разными частями речи

Текст для учеников 7–9-х классов

Слова для предварительной работы над текстом:

небывалый, недавно, ни разу, ничего, не случалось, не бывает, как ни старался, никак не получалось, ничего не помогало, не у кого, некому, неизвестно, не расстраиваться, некий, как ни в чем не бывало, не более, никому, не хочется.

НЕБЫВАЛЫЙ случай произошел НЕДАВНО с моим приятелем Митей. НИ РАЗУ до этого с ним НИЧЕГО подобного НЕ СЛУЧАЛОСЬ. Решил Митька в кои-то веки сделать уроки на завтра. С кем НЕ БЫВАЕТ! Но как он НИ СТАРАЛСЯ, НИКАК НЕ ПОЛУЧАЛОСЬ себя усадить за письменный стол. Чего он только НЕ ПЕРЕПРОБОВАЛ! И конфетами себя угощал в качестве вознаграждения, и ругал себя последними словами – НИЧЕГО НЕ ПОМОГАЛО. НЕ У КОГО было спросить совета, НЕКОМУ было помочь бедному ребенку. Родители, как всегда, на работе и когда придут – НЕИЗВЕСТНО. Бабушки и дедушки далеко, да и им не справиться с Митиной ленью. Как тут НЕ РАССТРАИВАТЬСЯ! И решил тогда Митька прибегнуть к магии. Вспомнился ему НЕКИЙ заговор, прочитанный НЕДАВНО в книге. И как только он его произнес, свершилось чудо! Митька КАК НИ В ЧЕМ НЕ БЫВАЛО уселся за письменный стол и два часа просидел, не подымая головы от учебников. И выучил всё!

Жаль только, что волшебное заклинание действует НЕ БОЛЕЕ одного раза. Так что дальше пришлось Митеньке самому себя заставлять учиться, двоечником-то быть НИКОМУ НЕ ХОЧЕТСЯ…


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21