Преподавание литературы Интегрированный урок "литература + история" "Образы Петра I и России в их драматическом единстве". 11-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2023.12.03 Просмотров: 10 Титоренко Светлана Ивановна, учитель истории Презентации к урокуЗагрузить презентацию (1,98 МБ) Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию. (Звучит отрывок из поэмы "Полтава", слайд 1)
Учитель литературы: Эти слова принадлежат перу великого русского поэта А.С.Пушкину, который с юных лет ощущал свою причастность не только к истории России, но и к образу Петра 1. Прошло уже более 3-х столетий, а интерес к петровской эпохе не ослабевает. Почему? Зададимся и мы этим вопросом, обратившись к теме урока. (Учащиеся записывают тему урока, слайд 2) Учитель литературы: Обратите внимание на эпиграфы к уроку. Как вы думаете, какова цель, над которой мы будем работать? (слайд3)
Обратите внимание на ключевые слова. Цель урока: Учитель истории: (слайд 5) Что же представляла собой допетровская Русь? ) Состояние допетровской России представлено 1) тяжелыми людскими и территориальными потерями, понесенными страной в результате "Смуты и всего Бунташного XVII в. века"; 2) низким плодородием почв Нечерноземья, где до конца XVII в. размещалась основная масса населения; отсутствие хороших добротных дорог. 3) укреплением крепостничества, которое не создавало у крестьян заинтересованности в результатах своего труда (землевладельцы постоянно увеличивали барщину и оброк); 4) потребительским характером крестьянского хозяйства, сложившимся под влиянием православно-общинной традиции, натуральное хозяйство ориентировало на простое удовлетворение потребностей, а не на расширение производства в целях получения дохода и обогащения; 5) усилением налогового бремени. Ремесленное производство в городе было мелкотоварным Появились и первые русские мануфактуры Всего к концу XVII в. насчитывалось всего лишь30 мануфактур .Быт россиян был разнообразным от убогости к роскоши. Как писал иностранец ОЛЕАРИЙ <...> [У москвичей, как правило, имелось] мало запасов и утвари. Поэтому-то ни в одном доме, ни у богатых, ни у бедных людей, не заметно украшения в виде расставленной посуды, но везде лишь голые стены, которые у знатных завешаны циновками и заставлены иконами <...> Бояре и посадские люди одевались неодинаково. И разница была не столько в покрое платья, сколько в количестве одежды и в той материи, из которой ее шили Бояре носили платье из роскошных тканей - тонких сукон, шелков, бархата, парчи. (слайд 6)Ткани эти проделывали долгий путь, пока не попадали в русские города из далеких стран Востока и Запада - Средней Азии, Индии, Персии, Китая, Италии, Фландрии, Англии - и были очень дороги. Учитель литературы.А теперь обратимся к экспозиции романа "Пётр1" и посмотрим, как А.Н.Толстой показал широкую картину жизни всех сословий допетровской Руси. (Кн.1 глава 1 ч. 2, 3, 4,10) Учитель литературы: Ропот слышался среди разных слоёв населения. Неспокойны разговоры в народе. Стрельцы щумели. Учитель истории, (слайд 7): Стрелецкий бунт 1682 года) 27 апреля (7 мая) 1682 года после 6 лет правления скончался болезненный царь Фёдор Алексеевич. Заручившись поддержкой патриарха Иоакима, Нарышкины и их сторонники 27 апреля (7 мая) 1682 года возвели на престол Петра. Фактически к власти пришёл клан Нарышкиных и вызванный из ссылки Артамон Матвеев, объявленный "великим опекуном". Милославские, родственники царевича Ивана и царевны Софьи по их матери, усмотрели в провозглашении Петра царём ущемление своих интересов. Стрельцы, которых в Москве было более 20 тысяч, уже давно проявляли недовольство и своенравие; и, видимо, подстрекаемые Милославскими, 15 (25) мая 1682 года выступили открыто: с криками, что Нарышкины задушили царевича Ивана, двинулись к Кремлю. Наталья Кирилловна, надеясь успокоить бунтовщиков, вместе с патриархом и боярами вывела Петра с братом на Красное крыльцо. Однако восстание не закончилось. В первые часы были убиты бояре Артамон Матвеев и Михаил Долгорукий, потом и другие сторонники царицы Натальи, в том числе два её брата Нарышкины. 26 мая выборные от стрелецких полков явились во дворец и потребовали, чтобы старший Иван признавался первым царём, а младший Пётр - вторым. Опасаясь повторения погрома, бояре согласились 29 мая стрельцы настояли, чтобы царевна Софья Алексеевна приняла на себя управление государством по причине малолетства её братьев. Царица Наталья Кирилловна должна была вместе с сыном - вторым царём - удалиться от двора в подмосковный дворец в селе Преображенском. Учитель литературы: Что же изменилось? Обратимся к главе 2 (стр.66 Преобразования были необходимы. Но кто? (Слайд 8) "В моём романе центром является фигура Петра1. Остальные фигуры, сопутствующие ему, по мере важности, описываются со всё меньшим количеством деталей и со всё меньшей ясностью,"- писал А. Толстой Учитель литературы: Давайте обратимся к главам романа, в которых автор показывает Петра в подростковом возрасте. Какими чертами характера он обладает? Как автор описывает его внешность? (Глава 2 ч.3 стр 75, часть 4, 7 стр. 91, 10 стр. 97 Глава 4 (В Успенском соборе) Запись в тетради: дерзость, жесткость, пытливость, решительность, самостоятельность, отсутствие высокомерия. Учитель литературы: Подрастал Пётр, чувствовалась в нём сила, необузданный нрав. Толстой пишет: (глава 3 часть 4 стр.110) Но это ещё были забавы подростка. Однако по совету Лефорта он едет на Переяславское озеро. Каким показан Пётр в этом эпизоде? ( глава 4 часть 5стр. 145 часть10 стр.154 часть 14 стр.1 Вывод: Толстой показал постепенное формирование личности Петра, превращение "волчонка", нескладного подростка с выдающимися задатками в государственного деятеля. Но неспокойно на Руси. Софья чувствует свою силу, но и Пётр не лыком шит. (Часть 16, побег в Троицу стр. 171) Учитель истории ( Слайд 9) Стрелецкий бунт 1689 г., Активность Петра сильно тревожила царевну Софью, понимавшую, что с наступлением совершеннолетия сводного брата ей придётся расстаться с властью. 7 августа 1689 года неожиданно для всех произошло решающее событие. Тогда распространился слух о письме с известием, что царь Пётр ночью решил занять своими "потешными" полками Кремль, убить царевну, брата царя Ивана и захватить власть. Шакловитый собрал стрелецкие полки, чтобы идти "великим собранием" на Преображенское и побить всех сторонников Петра за их намерение убить царевну Софью. После донесения Пётр с небольшой свитой в тревоге поскакал в Троице-Сергиев монастырь, где скрылся за его стенами. 27 августа пришла новая грамота царя Петра - идти всем полкам к Троице. Большая часть войск повиновалось законному царю, и царевне Софье пришлось признать поражение. (слайд 10) 7 сентября 1689 года правительство Софьи Алексеевны пало, ее имя было исключено из царского титула, а саму ее отправили в Новодевичий монастырь в Москве, без пострижения в монахини. Учитель литературы: В романе читаем: стр.197 Пётр стал полновластным правителем, но государственные дела мало занимают его. В переломные моменты истории личность ищет поддержки. Учитель литературы: Какова роль Лефорта в жизни Петра? ( часть 4 глава 5 стр.176 197 глава5 часть 1 стр. 198) Учитель литературы (слайд11) Мудрым учителем Петра была и сама жизнь. Обратимся к главам, когда Пётр едет в Архангельск.( глава 5 часть 15 стр. 238 (Сравнить иноземные суда и российские и поведение Петра) Учитель литературы: Какое значение для формирования Петра имела неудача Азовского похода?( глава 6 стр.271-272 начало похода) ( Слайд 11) Толстой писал: "В человеке я старался увидеть жест, характеризующий его душевное состояние. И жест этот мне подсказывает глагол, чтобы дать движение, скрывающее психологию" (Письмо Тихона Стрешнева) Учитель литературы: Поход под Азов закончился бесславно. Это был жестокий урок, полученный Петром. Зачитаем отрывок из 7 главы части 1. А нужны ли такие жертвы? Как вы думаете? (Пётр совершает поездку за границу. (слайд 12)Что он там видит и берёт себе на вооружение) . Учитель литературы: Обратимся к главе 7 части стр.305-306. В чём же он видит выход? Учитель истории: Первый Азовский поход, начавшийся весной 1695 года, окончился неудачно в сентябре того же года из-за отсутствия флота и неготовности русской армии действовать в отдалении от баз снабжения. Однако уже осенью 1695-96 годах года началась подготовка к новому походу. В Воронеже развернулось строительство гребной русской флотилии. В мае 1696 года 40-тысячная русская армия под командованием генералиссимуса Шеина вновь осадила Азов, только на этот раз русская флотилия блокировала крепость с моря. Пётр I принимал участие в осаде в звании капитана на галере. Не дожидаясь штурма, 19 июля 1696 года крепость сдалась. Так был открыт первый выход России в южные моря. Но приоритетной для Петра остается задача выхода России в Балтийское море. Мирным договором с Турцией он прекращает военные действия на юге и начинает события на севере. Учитель литературы: Такие же планы у Ромодановского и В.В.Голицына. В чём же видит автор расхождение между Голицыным и Петром? (Крымский поход. Глава 3 часть 1, 5,6. Глава 4 часть 3,12) Учитель истории: Под видом изучения морского дела и кораблестроения Петр ездил волонтером при Великом посольстве в 1697-1698 гг. в Европу. Там под именем Петра Михайлова царь прошел полный курс артиллерийских наук в Бранденбурге и Кенигсберге, работал плотником на верфях Амстердама, изучал корабельную архитектуру и черчение планов, окончил теоретический курс кораблестроения в Англии. По его приказу в Англии закупались приборы, оружие, книги, приглашались иноземные мастера и ученые. Англичане говорили о Петре, что не было такого ремесла, с которым бы русский царь не познакомился. Учитель литературы: Вернувшись из-за границы, Пётр узнаёт о бунте. У Толстого читаем: Стр.337 глава 4 часть 19. ( Слайд 13) Обратимся к картине Сурикова "Утро стрелецкой казни" Что сближает картину Сурикова и страницы романа, изображающие стрелецкие казни и поведение Петра? Так кончила свое существование византийская (слайд 14) Учитель литературы: Это было начало войны со шведами. (слайд 15) Учитель истории: В начале XVIII века началась борьба России за выход к Балтийскому морю. 19 августа 1700 года царь Петр I объявил войну Швеции. Швеция в те времена была могущественным государством Европы. В ноябре 1700 года произошло сражение под Нарвой. Русские войска потерпели сокрушительное поражение. Но Карл XII совершил стратегическую ошибку - он счел Россию разгромленной и отправился воевать с Августом II. Петр I получил необходимую передышку. Он сумел сделать должные выводы из нарвского поражения и стал готовиться к длительной и упорной борьбе. Уже в 1702 году русские войска заняли несколько городов в Прибалтике, а в августе 1704 года взяли Нарву. Учитель литературы: Как образ Петра раскрывается в противопоставлении с Карлом 12? Книга 2 глава 1 стр.430, 523.(слайд 16) Нужно вооружение глава 3 часть 4 стр.524, 526 , 533 Поражение глава 4 часть 3 стр. 521 573 Что же нужно сделать, чтобы окончательно закрепить за собой власть? - умные сподвижники - поддержка народа - крепкая держава Учитель литературы: В начале урока я сказала, что интерес к эпохе Петра не ослабевает. Это неоднозначная фигура. Учитель истории Подлинным "создателем России" был в очах западников Петр I. Кавелин утверждал, что Петровская эра стала той точкой отсчета, исходя из которой 3ападничество применило учение Гегеля о развитии "племени" в нацию к России. До Петра у нас не было истории, не было разумной жизни. Петр дал нам эту жизнь, и потому его значение нескончаемо принципиально и высоко. Он не мог иметь никакой связи с предшествующей российской жизнью, ибо действовал совершенно противоположно её главным началам. В сфере политики славянофильство было нацелено против государственно-бюрократической системы. К. Аксаков противопоставлял правительство и земщину, служилое сословие и общину. По его мнению, меж ними до этого было согласие, в итоге же реформ Петра I произошел раскол в обществе, служилый класс в культурном отношении отделился от народа (земщины), более того, правительство стало вмешиваться в бытовые, нравственные, экономические устои народа, что пагубно сказалось как на состоянии страны, так и быте народа. Петр, по их мнению, изменил прошлому, действовал против него. (слайд 17) Каково ваше мнение по этому вопросу? Учитель литературы : Ф.М.Достоевский писал: "Человек есть тайна, и если ты будешь разгадывать всю жизнь, то не считай, что потратил время даром". А.С.Пушкин утверждал, что царя, исторического деятеля, нельзя судить по законам современного уголовного суда. Его судит история. В российской истории Пётр 1 был и остаётся царём-победителем, созидателем, революционным преобразователем. (Слайд 18) Домашнее задание: Письменный ответ на вопрос "Критик М Левидов писал в 1935 году: "Пётр-человек как бы принесён в жертву Петру - государственному деятелю". Согласны ли вы с точкой зрения критика? В чём это проявляется? Список использованной литературы и Интернет-ресурсы. А. Толстой, Петр I.-Москва, изд. "Правда", 1986г
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |