Преподавание русского языка
Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. 9-й класс
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2023.11.19
Просмотров: 4
Стародубцева Анастасия Николаевна, учитель русского языка и литературы Цель урока: сформировать у учащихся единое, целое представление о бессоюзных сложных предложениях со значением причины, пояснения, дополнения, рассмотреть особенности постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении. Задачи: - Образовательные:
- усвоение обучающимися особенностей постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении;
- формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения;
- повторение случаев постановки запятой и точки с запятой в бессоюзном сложном предложении.
- формирование умений составлять схемы БСП;
- Задачи личностного развития:
- формирование у обучающихся положительной мотивации и готовности к восприятию нового материала;
- развитие умений сопоставлять изученный материал с новым, обобщать, систематизировать; устанавливать причинно-следственные связи;
- развитие творческих способностей.
- способствовать формированию правильной устной речи учащихся через использование коммуникативно-деятельностных методов и приёмов;
- способствовать развитию коммуникативных компетенций учащихся через сотрудничество;
- формирование навыков самоконтроля и самопроверки.
- Метапредметные задачи:
- формирование осознания эстетической ценности русского языка;
- воспитание любви к слову на примере материала урока, гордости за нашу родину в освоении и ознаменовании года космонавтики.
Формы обучения: индивидуальная, работа в парах, взаимообучение. Педагогические технологии: информационно-коммуникативная, деятельностный подход, элементы технологии сотрудничества. Структура урока: мотивация, введение в тему урока, погружение в тему урока, первичное закрепление знаний, расширение знаний, итог, закрепление, рефлексия. Структура урока: I. Организационный этап | 1 мин. | II. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний | 7 мин. | III. Этап усвоения новых знаний | 15 мин. | IV. Этап первичной проверки усвоения знаний | 12 мин. | V. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструкции по его выполнению. | 2 мин. | VI. Этап рефлексии. | 3 мин. | ХОД УРОКА Деятельность учителя | Деятельность учеников | I. Организационный этап | Сегодня встретились мы в первый раз Но от меня вы можете не прятать Сиянье ваших глаз. Пусть будут поиски, сомненья. Но как ни краток встречи срок Быть может, мы сойдемся в мненьях И вместе проведем урок. | 
| II. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний | – Я работаю в Новопортовской школе-интернате, преподаю в 5 и 9 классах. Люблю свою работу, потому что нет другой такой профессии, в которой результаты твоего труда будут столь важны и настолько очевидны. Я убеждена: образование является одним из решающих факторов индивидуального успеха. Надеюсь, я удовлетворила ваше любопытство, а вот сегодняшний урок – ваша визитка, вы покажете себя. Расскажите о себе: что вы любите, что цените в человеке, почему. – Ребята, при помощи каких предложений я рассказала о себе. Назовите тип этих предложений.1. Фронтальный опрос. Работа со “слепой схемой” (Приложение 2)  Индивидуальное задание: – Кто из вас желает проверить свои знания по теме «Запятая в бессоюзном сложном предложении», решив тест на компьютере? – Что такое бессоюзное сложное предложение (БСП)? Назовите его признаки. – Когда между частями БСП ставится запятая? Когда следует ставить точку с запятой в БСП? – Правила употребления знаков препинания в БСП – один из самых трудных разделов пунктуации. Основная пунктуационная ошибка заключается не в пропуске знака препинания, а в выборе его. Выбор знака препинания зависит от смысловых отношений между частями предложения. Работа с текстом: (слайд 3) – Проанализируйте предложение по плану: 1) определите количество грамматических основ; 2) укажите вид смысловых отношений между частями предложения; 3) объясните постановку запятых между частями бессоюзного сложного предложения; 4) предложите, какой союз можно подставить между частями, где стоит двоеточие. – Что разделяет двоеточие в данном отрывке? – В каких случаях мы ставим двоеточие? 2. Сообщение темы, целей урока. – Открываем тетрадь, записываем дату сегодняшнего урока. – Сделайте морфемный анализ слова «бессоюзные» 3. Буквенный диктант – Вспомним правописание приставок на з- и с-. Отработаем задание ГИА В3, формулировка которого звучит как: «Из предложений 15-16 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется буква, обозначающая глухой согласный звук» 1. бе…ценный, бе..граничный, и..чезать 2. бе..цельный, ра..смотреть, в..порхнуть 3. ра..порядок, бе..конечный, ра..гадать Проверка: 1. с, з, с 2. с, с, с 3. с, с, з | Заполняют пустые блоки  1 ученик за компьютером решает тест. Программа-тренажер по завершению теста выводит результат в виде оценки. – БСП – это сложные предложения, части которых связаны по смыслу и интонации, а не при помощи союзов или союзных слов. – Запятая между частями БСП ставится, если выражается значение перечисления. В этом случае между частями бессоюзного сложногопредложения можно поставить союз и. Между частями БСП со значением перечисления может ставиться и точка с запятой, если части предложения более распространены. 1) 6 грамматических основ. 2) Между частями предложения значение перечисления. 3) Между частями БСП ставим запятые, поскольку выражается значение перечисления, можно поставить союз и. 4) Между частями можно подставить союз а именно. Двоеточие ставим в простом предложении, осложненном однородными членами предложения перед обобщающим словом; при прямой речи; в БСП.  
| III. Этап усвоения новых знаний | 1. Проблемная ситуация: (слайд 6) – Сопоставьте предложения. Назовите вид придаточного. Есть ли в данных предложениях слова на орфограмму: правописание приставки на глухой/звонкий согласный. Сначала рассматриваем 1-й столбик. 1. Какие это предложения: простые/сложные? При помощи каких союзов соединены части предложения? Посмотрите на предложения 2 столбца. Что изменилось в них? (Опущены союзы) – Сделайте вывод, когда же ставится двоеточие, при каких отношениях между его частями (все ответы выслушиваются, делается общий вывод) Вывод: Конструкцию БСП можно изменить в СПП с придаточным причины и изъяснения. 2. Работа с теоретическим материалом учебника (стр. 130) Посмотрите, обо все ли мы сказали. Физминутка Чтобы в космос нам слетать, Нужно много нам читать, считать, писать. Нужно сильными, здоровыми нам быть. Физкультуру нужно нам любить. Космонавты большое внимание уделяли физической культуре, спорту. Решающую роль в развитии силы, быстроты, ловкости и выносливости играют физические упражнения. Встали, тянемся к звездам, солнцу, тянем позвоночник (руки вверх). Посмотрели направо, затем налево Закрыли глаза – чертим восьмерку перевернутую, бесконечность, совершаем полет вокруг земли. Прямая спина, расправленные плечи, развернутая грудь, поднятая голова – все это признаки красоты, здоровья и физической работоспособности человека. | Первое предложение сложноподчиненное с придаточным причины. Второе предложение сложноподчиненное с придаточным изъяснительным. Ученики записывают два предложения и составляют к ним схемы. [ ]:[причина] (потому что, так как) [ ]:[дополнение] (что) Схема [ ]:[дополнение] что (и увидел, и услышал, и почувствовал) [ ]:[пояснение] а именно | IV. Первичное закрепление знаний | «На практике проверить можно точно, кто смог теорию усвоить прочно». Материал для наблюдения. Исследование в парах (Приложение 1)Спишите предложение. Определите смысловые отношения в бессоюзном сложном предложении. Какой союз можно вставить между частями. Составьте схемы к этому предложению. 1-я группа предложений: ЮПИТЕР - Я испытывал большое счастье: я был первым человеком в космосе.
- Гагарину хватало времени на все: он был предельно организованным человеком и знал цену времени.
- Афишировать свои чувства было не в характере Гагарина: он просто любил, просто заботился о своих близких.
- В космос космонавты берут с собой портрет Гагарина: он пример мужества, отваги, верности к долгу перед нашей великой Родиной.
2-я группа: САТУРН - Поселившись в Звездном городке, космонавтам быстро пришлось убедиться: предстоит немало трудиться и учиться.
- Будущие космонавты уяснили: главной задачей будет оценка возможностей человека вести полезную работу в космосе.
- Мы хорошо понимали: нас ждут не увеселительные межзвездные прогулки, а напряженная работа.
- Каждый космонавт знает: самое тягостное время – последние минуты на Земле, вне корабля.
3-я группа: ВЕНЕРА - Космонавт всегда готов к любой неожиданности: он умеет переносить внезапные изменения температуры и точно сориентировать корабль.
- Сообщения с борта космического корабля были утешительные: Гагарин хорошо переносил условия полета.
- Началось невообразимое после спуска корабля «Восток»: мы прыгали и кричали от восторга.
– Ребята, давайте с вами вернемся к стихотворению, с которого начали анализ БСП. Как вы объясните постановку двоеточия в этом случае. Какие смысловые отношения меджу частями? Какой союз можем вставить? Вот и состоялось наше знакомство: вы показали свое умение анализировать, отвечать, мыслить. |  Вывод: Двоеточие ставится, так как вторая часть указывает на причину того, о чем говорится в первой части (между частями можно вставить союз «потому что»). Вывод: Двоеточие ставится, так как вторая часть дополняет первую (между ними можно вставить союз «что»). Вывод: Двоеточие ставится, так как вторая часть раскрывает и поясняет содержание того, о чем говорится в первой части (между частями можно вставить «а именно»). | V. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструкции по его выполнению | 1) Упр. 197 по заданию в учебнике. 2) НА ВЫБОР: используя бессоюзные сложные предложения, напишите сочинение-рассуждение по теме: «Полетим ли мы на Марс?» или сочинение-рассуждение на лингвистическую тему: «Зачем нужно двоеточие?» Свои работы вы можете отправить на мою электронную почту по адресу: nastasia408@mail.ru | | VI. Этап рефлексии | – Итак, пришла пора подвести итоги. Перед вами таблица самооценки, где последовательно перечислены все задачи урока. – Сегодня на уроке вы оцените себя сами, оцените свою готовность к экзамену. «Знаю», «умею» – это 1 балл, «нет», «не уверен» – 0 баллов. – Сложите полученные баллы – это и будет ваш конкретный сегодняшний результат. Постарайтесь быть объективными. Если вы поставили себе 0, не отчаивайтесь: вы обнаружили пробелы, которые предстоит восполнить. – Сегодня у вас есть возможность оценить свою работу самому. В день знакомства я принимаю вашу оценку. Поставьте ее в свои дневники и впервые распишитесь в нем напротив оценки. | Критерии: 1. Знаю условия постановки запятой и точки с запятой в бессоюзном сложном предложении. 2. Знаю условия постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении. 3. Умею определять смысловые отношения. в бессоюзном сложном предложении. 4. Умею находить в тексте бессоюзное сложное предложение. 5. Умею составлять схемы бессоюзного сложного предложения. | Список электронных образовательных ресурсов 1. Обучающая программа-тренажер по русскому языку «Фраза» 2. Презентация «Двоеточие в бессоюзном сложном предложении» (Приложение 3)
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|