Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Личностно ориентированное обучение на уроках литературы
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Личностно ориентированное обучение на уроках литературы


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2023.11.16
Просмотров: 18

Кураченко Зинаида Владимировна, учитель

" Для того чтобы: породить ряд процессов внутреннего развития, нужны правильно построенные процессы
школьного обучения " .
Л.С.Выготский

Глоссарий

Антропоцентричность - [антропо:+ гр. центр]- религиозно-идеалистическое воззрение, согласно которому человек центр Вселенной и конечная цель всего мироздания.

  1. Имманентный [лат.]- свойственный, присущий, внутренне присущий какому-л. предмету, явлению, проистекающий из его природы.
  2. Микрокосмос - мир малых величин, атомов, молекул и т.д. в отличие от мира больших величин космического масштаба.
  3. Модернизм - общее название направлений в литературе 20 века, для которых характерны отрицание традиционных форм и эстетики прошлого, опора на условность стиля, немотивированное экспериментаторство и противопоставление себя критическому и социалистическому реализму.
  4. Полифония - вид многоголосия, основанный на одновременном гармоническом сочетании и развитии двух или нескольких самостоятельных голосов.
  5. Рефлексия - [лат. Отражение] - размышление, полное сомнение , противоречий
  6. Толерантность [лат. - Терпение] - терпимость, снисходительность к кому- или чему-л.

Любому учителю давно известно, что ученик учится только тогда, когда у него возникает эмоциональное удовлетворение в результате получения хорошей оценки. Если ученик не видит смысла в учебной работе, не осознает цель, не понимает и не принимает задачи, поставленной учителем, то он учится по принуждению. Знания успешно усваиваются, если ученик к ним не равнодушен, если они представляют для него личностно значимый смысл. Поэтому моя цель работу направлять на формирование личности каждого школьника через овладение общеучебными умениями и навыками и воспитание желание самостоятельно постичь основы наук, обеспечивая становление его личности достижения и развития. Значит, задача учителя создать условия на уроке, которые позволят ученику оптимальными способами решать жизненные проблемы и формировать умения общаться, решать реальные задачи, сотрудничать и способствовать самообучению.

Концепция личностно-ориентированного обучения, которая активно внедряется в образовательный процесс школы и мой личный, подразумевает в первую очередь такое образование, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога как психолога. Основными принципами такого обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития и обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами в отношении продолжения образования.

В связи с этим, используя современные образовательные технологии на уроках литературы, стараюсь максимально приблизить психологический климат на уроке к идеальному, дабы добиться активизации познавательной деятельности учащихся. Результатом моих педагогических исканий являются методические разработки уроков, которые помогают мне реализовать идеи личностно-ориентированного обучения через познавательный интерес к предмету, ключевыми словами которых являются слова искать, думать, сотрудничать.

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребёнка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий её развития, реализации её природных потенциалов. Личность ребёнка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлечённой цели. Такие технологии называются антропоцентрическими.*

В последнее время много говорится о воспитании человека культуры.

Технология воспитания человека культуры в личностно-ориентированном образовании, опираясь на имманентные* процессы саморазвития субъекта обучения, должна иметь следующие инвариантные структуры, этапы единой технологии:

  • особая технологическая структура, "рождения", "пробуждения", "возникновения" духовности субъекта обучения - эту структуру называют мотивационной;
  • субъект обучения восходит к созданию образа отношения "человек-культура" - этап технологии создания образа;
  • субъект обучения обращается к внешнему анализу символов культуры в форме ассоциативных переживаний - рационально-чувственный технологический конструкт (ассоциативное переживание, сотворчество);
  • субъект обучения обращается к личностно-смысловому анализу своей судьбы как микрокосмоса* культуры - смыслопоисковый этап технологии (внутренние личностные модели самотворчества);
  • субъект осуществляет творческие акты, конструируя свою среду по законам истины, добра и красоты - опытно-деятельный (диалого-творческий) этап технологии;

Урок литературы занимает среди других учебных дисциплин особое место. Он отличается большими эмоциями, тесно связан с духовной жизнью человека. Особенностью личносто-ориентированного урока является взаимодействия учащихся на уроке. При личностно-ориентированном обучении ученикам предоставляется свобода выбора, т.е. он сам выбирает наиболее интересные задания по содержанию, виду, форме и тем самым наиболее активно принимает участие на уроке.

Процесс восприятия художественного произведения - очень сложное и индивидуально неповторимое явление. Оно значительнее своеобразное процесса усвоения научных знаний. Художественная литература воздействует на очень широкую сферу психики, на мировоззрение, речь, этические и эстетические чувства, то есть, по существу, на формирование всей личности человека.

В области искусства, как ни в одной другой области познания, проявляются именно личностные, индивидуальные особенности человека. А это значит, что в процессе усвоения художественных произведений нельзя не учитывать личный опыт человека, ведь это эмоционально окрашенный, личностно-значимый опыт. Произведение художника необходимо нам именно потому, что в нём есть ответ на наши вопросы: наши, потому что художник не ставил их себе и не мог их предвидеть. Каждое новое приближение к произведению искусства есть его воссоздание, каждый новый читатель есть как бы его новый автор.

Это значит, что художественному мышлению свойственен своеобразный перенос "на себя", то есть слияние процесса познания произведения искусства с процессом самопознания. Продуктом этого слияния является процесс формирования личностного отношения к литературному произведению, когда "объективные" читательские открытия в тексте окрашиваются "субъективным" личностным восприятием на основе своего жизненного опыта

Школьный анализ художественного произведения должен обогащать читательское восприятие, содействовать развитию личности ученика.

Одна из важнейших задач учителя русского языка и литературы - обучение детей навыкам устной и письменной речи, которые являются главными составляющими развития критического мышления. Письменная речь обостряет любознательность, делает детей более активными наблюдателями, так как, чтобы зафиксировать что-либо, надо его изучить, узнать о нем больше.

При работе над произведением нужно как можно чаще проводить параллели с реальной жизнью, в которой постоянно возникают те или иные ситуации, которые требуют разрешения. Предлагая свои решения, сравнивая себя с теми или иными героями, ребята на уроках литературы лучше начинают понимать себя, выстраивают свою систему ценностей, могут сформулировать и обосновать своё мнение.

Парадоксальны и неоднозначны ситуации, описанные в рассказах В.М. Шукшина "Обида", "Ванька Тепляшин" и др.: так хочется быстро и просто восстановить поруганную справедливость - ведь хамство должно быть наказано: Но хамство торжествует. И бороться с ним, прибегая к насилию, неблагоразумно и "себе дороже". Проблема волнует, вызывает вопросы. Ученики вдумчиво читают тексты, стремятся понять героя, авторскую позицию, говорят о своем понимании проблемы и отношении к ней. Такие уроки полезны для развития читательских навыков, для личностного развития и возможности самовыражения учащихся, много интересных наблюдений дают учителю.

Ни могут не задеть душу и уроки по изучению поэтов "Серебряного века"

Задание учителя с уроков литературы. Русский модернизм*, поэзию "серебряного века" связывают обычно с творчеством символистов, акмеистов и футуристов.

Поэты уходят из жизни, но остается их бесценный дар - их стихи.

Вспомните, что ценного внесли представители этих течений в развитие поэтического искусства. Запишите это в виде высказывания в технологических картах, расширив его своими примерами.

Далее ученикам дается немного времени на корректировку своих записей и кому-нибудь из них предлагается прочитать материалы опорных конспектов. Может быть, чтение вызовет вопросы или возражения у тех, кто подошел к какому-либо утверждению иначе - тогда урок примет форму дискуссии, что для старшеклассников весьма ценно, так как вопросы литературы в выпускном классе довольно сложны и требуют серьезного обсуждения. Завершая разговор, учитель скажет, что записи этого урока помогут написать сочинение. По сути дела, в тетради у каждого ученика остался план-конспект на тему "Серебряный век русской поэзии".

Детям целесообразно предложить еще раз вспомнить поэтов, которых называют индивидуальностями "Серебряного века". На экране высвечиваются строки, фотографии, имена А.Блока, Н.Гумилева, В.Маяковского, А.Ахматовой, М.Цветаевой. Но поэт всегда жив для своих читателей. Давайте послушаем те стихи, которые вы считаете наиболее близкими своему пониманию, ваши любимые стихи. В сопровождении слайдов это чтение будет звучать проникновенно и выразительно. Ребята обязательно примут в беседе участие: почему это стихотворение до сих пор живет (Уж сколько их упало в эту бездну М. Цветаева), какие проблемы подняты в нем, как личность М Цветаевой отразилась в этом, какой след останется после нас?

Творчество писателя зависит от творчества читателя. Поэтому большое искусство в качестве одного из условий предполагает доверие к творческим возможностям читателя. Без учёта самостоятельного мнения, личностного восприятия каждого ученика преподавание литературы невозможно. Задача педагога - пробудить чувства и направить мысль своего воспитанника, не нарушая, а лишь умело корректируя процесс общения автора с читателем.

Личностно-ориентированное обучение на уроках литературы осуществляется через:

- организацию полифонического* общения "писатель-учитель-ученик", "учитель-ученик", "ученик-ученик", "ученик-писатель" в процессе изучения литературного произведения;

- побуждение учащихся к речевому высказыванию, формирование у них умения участвовать в дискуссии.

Таким образом, моя система работы по формированию личностного подхода положительно влияет как на качество обученности, так и на рост интеллектуально-познавательных способностей детей.

Учащиеся стали более свободно выражать свои мысли, вести творческий диалог. Исчез страх выступления перед аудиторией. Расширяется словарный запас. Дети научились слушать и слышать других людей.

У детей появилось ярко выраженное умение работать друг с другом, строить равноправные отношения с педагогом. Обозначилось желание работать в группах для решения проблем.

Ученики стали быстрее формулировать цель деятельности, планировать и организовывать работу и впоследствии ее оценивать. Развились творческие способности детей , они стали находить оптимальные пути и предлагать несколько решений одной задачи. Ушел страх перед нестандартными заданиями.

Литература:

  1. АЛЕКСЕЕВА Н.А. Понятие личностно-ориентированного обучения / Н.А.Алексеева // Завуч. - 1999. - № 3.
  2. ВИНОГРАДОВА Н.Ф. Как реализовать личностно-ориентированное образование ?/ Н.Ф. Виноградова // Нач. школа. -2001. -№ 9. - с.10.
  3. .ЯКИМАНСКАЯ И.С. Предмет анализа - субъектный опыт / И.С. Якиманская, И. Рыжухина // Директор школы. - 1999. - № 8. - с.53.
  4. Г.К. Селевко "Технологии развивающего образования".- М.: "Народное образование", 2005
  5. С.А. Смирнов "Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии". - М.: Издательский центр "Академия", 2003

"Серебряный век" в русской поэзии(Духовный кризис или духовный подъём?)

Цель урока: сформулировать представление о сущности социокультурного феномена Серебряного века; на конкретных примерах показать ценность новых направлений в литературе; способствовать воспитанию чувства прекрасного: нравственных, эстетических, психических свойств личности.

Оборудование урока: Презентация

Ход урока

Организационный момент и задачи урока.

Изучение нового материала. Литература: новые поэтические течения. (Ребятам выдаются два листа: опорный конспект и технологическая карта для самостоятельного конспектирования).

Учитель. Закончился 19 век и начался век 20-й:

Несколько десятков лет по их хронологической деятельности время не столь уж большое. Историки привыкли иметь дело со столетиями, с тысячелетиями. Но исторически весомо не число лет десятилетий, а значение свершений в эти годы событий. Тема урока: "Русская культура конца девятнадцатого начало двадцатого века". Этот период получил название "Серебряного века в литературе".

Перед нами стоит задача. Почему Серебряный век? Ведь этот период полон неясностей, противоречий, исканий.

Два поэта, но какая разница в ощущении жизни в один и тот же исторический отрезок времени, который отражен кризисом или духовным подъемом. . Слайд 1.

Учитель. На перевале времен, когда 19 век сменялся новым веком, и предчувствие великого слома ощущалось буквально во всем, русская культура расцвела. Этот короткий, как всякое цветение, отрезок эпохи с начала 1890-х годов до середины 1910 -х г. принято называть Серебряным веком. Словарь (Слайд2)

Это звучное название родилось по аналогии с популярным тогда определением "золотой век русской литературы". Вспомним представителей "Золотого века", поэтов классиков.

Ответы учащихся.

Учитель. Но пушкинская гармония недостижима. В 80-90гг 19 века русская поэзия утратила свою былую высоту. Стремительно сменялись теории, направления, имена. Серебряный век объединил самых разных поэтов. Именно в культуре виднелось спасение мира. Кризис страны того времени отразился в многообразии литературных направлений. Задание учащимся (слайд 3) Зачинателями стали поэты-символисты. (слайд4)

Учитель: Они считали, что поэт наделен способностью к приобщению к запредельному миру с помощью художественных символов, и использовали цветовую символику. (слайд5).

Чтение стихов А. Блока (слайд 6).

Беседа О чем эти стихи?

Учитель: Оппонентами символистов выступали акмеисты. (слайд 7).

Свободные выступления детей об А Ахматовой, Н. Гумилеве., С. Есенине. (слайд 8).

Учитель: жизнь и любовь переплетается в одну нить и одно от другого отделить невозможно. Она мечтательна, не похожая на других. Были и другие направления в литературе. Футуристы , . (слайд 9). но были поэты вне группы

Композиция учащихся о М. Цветаевой : (слайд 10)

Цветаева : Я- много поэтов, как это все во мне сплелось -это уже моя тайна.

1. Вы, идущие мимо меня
К не моим и сомнительным чарам,
Если б знали вы сколько огня,
Сколько жизни растрачено даром.

2. Если душа родилась крылатой,
Что ей хоромы, что ей хаты!
Что Чингисхан ей, что Орда!
Два на миру у меня врага,
Два близнеца неразрывно слитых:
Голод голодных - и сытость сытых.

Цветаева: -любимые вещи в мире: музыка, природа, стихи, одиночество.

Стихи растут, как звезды и как розы,
Как красота- ненужная в семье.
А на венцы и на апофеозы-
Один ответ: откуда мне сие?

Цветаева: Трудно говорить о такой безмерности как поэт. Откуда начать? Где кончить? И можно ли вообще начинать и кончать, если то, о чем говорю я - душа, есть все всюду вечно.

Закинув голову и опустив глаза,
Пред ликом Господа и всех святых - стою
Сегодня праздник мой, сегодня - Суд,
Что хочешь - спрашивай, ты добр, ты стар,
И ты поймешь, что с этаким в груди
Кремлевским колоколом лгать нельзя.

2. Любовь! Любовь!
И в судорогах, и гробе
Насторожусь - прельщусь-смущусь, рванусь.
О милая! Ни в гробовом сугробе
Ни в облачном с тобою не прощусь.

Цветаева: "Вся моя жизнь - роман с собственной душой".

Черты лица и контуры его были точны, четки, никакой расплывчивости.
Была человеком чести, человеком действия, человеком долга.
Беспомощна не была никогда. Но всегда беззащитна.

Цветаева: "Возьмите стихи - это и есть моя жизнь".

Кто создан из камня, кто создан из глины,
И я - серебрюсь и сверкаю!
Мне дело - измена, мне имя - Марина,
Я - бренная пена морская.

Учитель: Стихи М. Цветаевой современны, популярны. На них пишут музыку, их поют

Так почему поэзию этого времени мы называем поэзией Серебряного века?

Ответы учащихся.

Учитель: Так это кризис или подъем?(слайд 11)

Беседа. Зачитывание детей материалов опорных конспектов и технологических карт.

Вывод: Всех поэтов Серебряного века связывает одно: они писали своей любимой, прекрасной Родине с ее сложностями. Это люди с большой буквы. Они проложили тропу к современной Советской литературе. И все поэты - современники обращаются к их творчеству. Культура того времени оставила такие шедевры, которыми мир восхищается сегодня. Этот феномен вошел в историю под названием Серебряного века русской поэзии.

Приложение


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21