Преподавание литературы Тема урока: "Понятие о сравнении"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2023.11.03 Просмотров: 12 Семенова Светлана Борисовна, учитель русского языка и литературы Презентации к урокуЗагрузить презентацию (171 КБ) Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию. Цель урока:
Тип урока: изучение нового материала. Словарная работа: сравнение. Презентация к уроку. Ход урока 1. Орг. момент 2. Постановка цели урока 3. Проверка усвоенности изученного 1) Что означает термин "изобразительно-выразительные средства языка"? (Изображают. рисуют словами картины жизни. отличают один предмет от другого, передают отношения, чувства автора). 2) Какие тропы вы знаете? (эпитеты) 3) Выразительное чтение стихотворения Ф. Тютчева "Чародейкою зимою:", выделение эпитетов и мотивировка выбора (опрос идёт по строфам).
(Инверсия - "лёгкой цепью пуховой".) Инверсия - (от лат. inversio - перестановка) необычный порядок слов, предаёт фразе особую выразительность. 4. Актуализация жизненных впечатлений о сравнении перед введением нового понятия. (Чтение учителем стихотворения Р. Сефа):
- Автор этого стихотворения, Роман Семёнович Сеф, говорит, что основой поэтического мастерства является умение сравнивать, находить общее между не близкими предметами. - Посмотрим, какие вы внимательные. Вспомните интересные наблюдения из жизни, приведите примеры оригинальных сравнений.
(Гора в Крыму похожа на медведя. Облако похоже на клочок ваты. Паркет - на след самосвала). - У многих дома есть кошки. Вы любите наблюдать за их повадками? Представьте себе своих кошек и закончите подходящим по рифме сравнением каждую строчку стихотворения Новеллы Матвеевой "Она умеет превращаться".
5. Первоначальное введение понятия. Что такое сравнение? (Собирание мнений: способ характеристики - описания предмета, когда одно похоже на другое, слова, соединённые словами: как, точно, подобно, как бы, как будто, похож на, наподобие). О.К. Сравнение - это сопоставление двух предметов по сходству; используются союзы: как, будто, словно, что, точно; роль сравнения - авторская оценка предмета или явления, создание запоминающегося образа. 2) Наблюдение над текстами, выделение сравнений и определение их изобразительной роли. а)
б) Он был благороден и прекрасен лицом, как повелитель эльфов, могуч, как воин, мудр, как колдун, величественен, как нежаркое лето. (сравнения рисуют внешний облик, передают характер героев). в)
(Сравнение создает картину нарядного, шумного, гостеприимного дома - леса, в котором хочется войти, чтобы полюбоваться и подивиться его красотой). г)
(сочувствие герою передало с помощью сравнения) д)
(Умер кормилец: боль, печаль, безутешное горе передано с помощью сравнения.) 6. Выполнение творческих заданий Литературная игра "Соревнование с поэтом Владимиром Орловым" .Введите в текст необходимое сравнение, которое создаст яркий образ осеннего парка и поможет нам его увидеть. Какое настроение это стихотворение передаёт нам .
Практическая работа. (Чтобы выяснить степень усвоения материала урока) (На обратной стороне ярких "осенних листьев" тексты - фрагменты стихотворений известных поэтов. Задание: найти и подчеркнуть в предложенных текстах простые тропы, указать эпитеты и сравнения. Напоминаю, что не все прилагательные являются эпитетами, а только те, которые обладают особой выразительностью, эмоциональностью). Слайд 1 вариант
2 вариант
(По мере выполнения учащимися работы выставляются оценки.) - А теперь давайте подумаем, в чем разница между сравнением и метафорой? ( В сравнение есть слова "как", "будто", "словно", сказано, что и с чем сравнивается: орешина "словно девушка". В метафоре служебное слово и один из элементов сравнения не названы, мы о нем только догадываемся. Поэтому метафору часто называют скрытым сравнением. Метафора короче сравнения. С её помощью поэт может в нескольких строчках о многом рассказать нам и даже дать представление о целой человеческой жизни.) - Определи, где здесь сравнения, а где метафоры.
7. Домашнее задание. а) выучить ОК сравнение, привести примеры. б) Перечитать "Сказку о золотом петушке" А.С. Пушкина, выписать сравнения. в) Творческое задание: сочинить стихотворение на тему "Осень", используя в нём эпитеты и сравнения для выражения своего отношения к описываемому и создания неповторимого "осеннего" образа. (приложение 1) Приложение 1Творческое задание
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |