Преподавание русского языка Урок по теме "Однородные члены предложения в художественном тексте. Работа с текстом"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2023.11.02 Просмотров: 4 Лобанюк Ольга Алексеевна, учитель русского языка и литературы Цели урока:
I. Учитель: Ребята, сегодня на уроке нам предстоит вспомнить правописание приставок и сложных слов, повторить способы синтаксической связи слов в словосочетаниях, а также определить, какую роль в тексте играют однородные члены предложения. II. Работа с текстом (орфография, синтаксис). Прочитайте про себя текст. Отчёт по индивидуальному заданию: объяснить значение слов подбой, обножка, поёмная. Прочитайте текст ещё раз, при чтении:
I ряд. Открылся, сокровенном, подбоем, зарослей, слитный, невнятно, непрожитые, настойчиво, спрашивал, запрокидывая, прижмурив, покачивались, срывались, прохладные, обножку. 1. Укажите слово, правописание приставки в котором зависит от значения. 2. Укажите слова, которые не имеют окончания. 3. Назовите их часть речи. 4. Укажите способ их словообразования. П ряд. Многоголосного, первородной, разнотравье, низкорослый, снежно-белыми. (Далеко-далеко - однокоренное слово!!!) 1. Каким способом образованы данные слова? (Сложения, при помощи соединительных гласных) 2. Почему написание слов бархатисто - пыльные и снежно-белый отличается от других? (Надо вспомнить, на основе каких словосочетаний они образованы). III ряд. Примыкание: вдыхала ненасытно, сидевшая неподвижно. Управление: вдыхала запахи, запахи леса. Согласование: многообразные запахи, сидевшая Аксинья. Аксинья вдыхала - ? III. Работа с текстом (тип речи, аллитерация). - Из какого произведения этот отрывок? - Озаглавьте его. - Попробуем доказать, что это текст. Что же называется текстом? (Несколько предложений, соединённых общей основной мыслью и темой). Работа со словом textum. Textum (лат.) - “ткань”, “связь”, “соединение”. Значит, текст соединяется подобно тому, как нити переплетаются, ряд за рядом образуют ткань. - Каковы же основные признаки текста? (Законченность, смысловая цельность, тематическое и композиционное единство текста, грамматическая связь между частями) - Определите тип данного текста? (Описание). Почему? (Мы словно рисуем словесно и пейзаж, и портрет Аксиньи, можем сказать о её характере, переживаниях, чувствах) - Как относится автор к своей героине? (М.А. Шолохов выражает свою симпатию, расположение к героине, создаёт психологический портрет) - Какой же рисует автор Аксинью? Найдите в тексте слова и словосочетания, помогающие нам “увидеть” героиню. (“ненасытно вдыхала”, “глаза терялись в этом чудесном сплетении…”, “улыбаясь и беззвучно шевеля губами, уловила томительный и сладостный запах”) - Как вы думаете, что помогает создать яркое, образное описание природы в этом тексте? (Совершенно верно, различные тропы: метафора, олицетворение, эпитеты - и аллитерация) - Какие же конкретно средства художественной изобразительности использует автор? Обратите внимание в первую очередь на словесную инструментовку, найдите примеры аллитерации, ассонансов, звуковых повторов. Аллитерация:
- Чтобы продолжить работу, давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке? IV. Проверка домашнего задания. - Дайте понятие однородности (Однородными называются члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же члену предложения, являются одним и тем же членом предложения) - Какая связь между ОЧП? (ОЧП связаны между собой с помощью особой, перечислительной интонации или с помощью интонации и сочинительных союзов) - Назовите морфологическое выражение ОЧП. (Они обычно выражаются словами одной части речи, но это условие не является обязательным) - Какими знаками препинания разделяются ОЧП? (Между ОЧП может ставиться запятая, точка с запятой, разделяет ОЧП, если те распространены или осложнены обособленными членами предложения. Тире, когда ОЧП противопоставляются друг другу и не связаны союзами) - При помощи каких союзов связываются ОЧП: сочинительных или подчинительных? (Работа по сборной схеме) V. Работа с текстом (эпитеты, метафора, олицетворение). Найдите и подчеркните в тексте ОЧП. - В каких предложениях? (Во всех.) - Какие это члены предложения? (Это, в основном, определения) Найдите в тексте неоднородные определения. В чем разница между ними? (Однородные определения характеризуют предмет с одной стороны: по цвету, форме, размеру. Неоднородные – характеризуют предмет с разных сторон, обычно выражаются сочетанием качественных и относительных прилагательных) …зелёные, с белым подбоем листья …бражный и терпкий душок …чудесного и многоголосного звучания …томительный и сладостный аромат ландыша …серенькая крохотная птичка …смуглые дикие пчёлы …тенистые прохладные дупла …гниющей прошлогодней листвы …могущественной первородной жизнью …низкорослый горбатенький стебелёк …снежно-белыми чашечками - Найдите в 1 предложении уточняющее определение (литые, в узорной резьбе, дубовые листья.) - Какую роль играют ОЧП в этом тексте? Считаете ли вы, что в этом тексте ряды ОЧП – образные художественные средства? (Да, ряды ОЧП в этом тексте играют роль действенного изобразительного средства: они помогают не только представить эмоции героини “улыбаясь и беззвучно шевеля губами …уловила томительный и сладостный аромат ландыша”, но и помогают нарисовать живую картину весеннего леса /см. примеры на доске + невнятно и грустно считала годы кукушка) - Вспомните, что называется эпитетом? (Это художественное образное определение, чаще выраженное именем прилагательным) - Найдите и назовите такие эпитеты. (чудеснейшее сплетение, сокровенное звучание томительный сладостный запах, смуглые пчёлы) VI. Новый материал: при расширенном толковании эпитетом называют не только прилагательные, но и существительные – приложения (мороз-воевода), а также наречия, метафорически определяющие глагол: (невнятно и грустно считала кукушка, трепетно шелестели, настойчиво спрашивал, сладко прижмурив глазок). - Определите, какой троп использован автором в предложении 6? (1 Ирония 2 Перифраза 3 Аллегория 4 Метафора) - Олицетворение – это троп или фигура речи? Найдите их в тексте. (…почва растила богатое разнотравье, глаза Аксиньи терялись, листья берегли, горбатенький стебелёк) - Обратите внимание на первое предложение: оно бессоюзное, где первый смысловой отрезок играет роль обобщающего слова. “…сокровенное звучание: шелестели, плыл слитный гул, невнятно и грустно кукушка считала, жужжали шмели). Монтаж “картинок” подчинён общей идее: показать мир его сокровенном звучании. VII. Учитель: Итак, поработав с текстом, мы убедились, что автор в тексте словами при помощи ОЧП рисует образы, картины, описывает мысли, поступки, действия для того, чтобы
VIII. Обобщение изученного. - Как автор выражает свою позицию? (Открыто, прямо) - Что же утверждает М.А. Шолохов? (Это задание С2) - Природа и человек могут жить в согласии. - Быть хозяином природы – значит беречь её. - Сформулируйте основные проблемы, поставленные автором. (Это задание С1) - Проблема отношения человека к природе. - В природе всё слито, цельно, гармонично. IX. Домашнее задание. Записать на листе А4 свои варианты заданий С1 и С2. Пользуясь образцом выполнения задания В8 написать фрагмент рецензии на данный текст, в котором проанализировать языковые особенности текста. X. Работа по таблице “Стилистическая функция однородных членов предложения”. - Какую же функцию выполняют ОЧП? (1, 2, 3,4,5) Стилистическая функция однородных членов предложения 1. Показывают динамику действий. 2. Создают своеобразный ритмический рисунок фразы, мелодичность и музыкальность. 3. Дают зарисовку общей картины как единого целого. 4. Дополняют детали общей картины. 5. Создают ряд эпитетов, обладающих экспрессивностью, живописностью. Создают выразительную смысловую соотнесённость и своеобразную симметрию. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |