Преподавание русского языка "Усердней с каждым днем смотрю в словарь" (Словарь русского языка. Урок-практикум в 5-м классе)Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2023.10.31 Просмотров: 5 Лавринович Людмила Васильевна, учитель русского языка и литературы
Ход урока Организационный момент. Доброе утро, ребята! Я рада видеть вас. Улыбнемся друг другу и пожелаем успешной работы.
На уроках, особенно на уроках русского языка и литературы, по словам автора стихотворения, мы купаемся в море слов. А разве есть такое море? О чем же тогда говорит автор? Итак, прослушав замечательное стихотворение и поразмышляв, я думаю, вы настроились на серьезную работу. Наши уроки (их два) сегодня – уроки развития устной речи, тема их: “Усердней с каждым днем смотрю в словарь”. (Работа со словарями русского языка.) 1. Речевая разминка. Задание: прочитать записанный на слайде текст К.Г. Паустовского “птичьим базаром”, затем вслух выразительно: “Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжелое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых, – для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения”. 2. Беседа по прочитанному.
Цели урока:
Методическая цель: формирование информационной компетенции школьников Слово учителя. Итак, поговорим о словарях. Они наши верные друзья и прекрасные помощники. Обычно друзьям рассказывают секреты, их посвящают в свои тайны. К друзьям обращаются в трудную минуту за помощью, за советом. А словари?
Чем раньше вы подружитесь с ними, научитесь ими пользоваться, тем шире будет ваш кругозор, основательнее будут знания.
Ученые предполагают, что в русском языке более 500 тысяч слов. Все они “хранятся” в словарях. Существует множество словарей. (Выставка словарей.) Одни помогают правильно писать слова, другие говорят об истории слова, третьи расширяют ваш кругозор, приобщают вас к культуре. Словари могут доставить огромную радость тем, кто постоянно ими пользуется, читает их. Например, известный французский писатель Анатоль Франс писал: “Словарь – это вселенная в алфавитном порядке! Если хорошенько подумать – это книга книг. Он включает в себя другие книги, нужно лишь извлечь их из нее”.
Созданием словарей занимаются лексикографы (греч. “лексис – слово, выражение; греч. “графо” – пишу). Они создали для вас, ребята, целый ряд словарей. Среди них энциклопедические и языковые.
Сегодня мы будем работать с языковыми словарями. Назовите их.
(Русские толковые словари имеют многовековую историю. Известны, например, словари 1282 года. Многие “азбуковники” толковали редкие слова, которые встречались в книгах религиозного содержания. На доске записано высказывание В.Я. Брюсова “Знание состоит не столько в запасе сведений, сколько в умении найти нужные сведения в книге”. Прочитайте его. Как вы его понимаете? Много сведений можно получить из словарей, но часто это зависит от того, умеете ли вы ими пользоваться. Поэтому важно знать, как составлены словари, о чем и как рассказывают их словарные статьи и т.д. Работа в группах. До урока вы разбились на группы, и каждой из них нужно было подготовить сообщение об одном из основных языковых словарей, предварительно поработав с ним, а также разработать памятку “Как работать с данным словарем” и подготовить задание, для выполнения которого нужно использовать данный словарь (домашнее задание). Сейчас вы представляете результаты своей деятельности. Одна группа делает сообщение о своем словаре, в это время остальные заполняют таблицу. Что можно узнать из словарей разных типов.
1. Сообщение первой творческой группы – “Орфографический и орфоэпический словари”. Памятка. “Как работать с орфографическим и орфоэпическим словарем”.
Задание: используя орфографический словарь, исправьте ошибки в предложении. Изык – удевительное арудие, посретствам каторава люди, апщяясь между сабой, пиридоют друк другу любые мысли. 2. Сообщение второй творческой группы – “Словарь иностранных слов” Памятка “Как работать со словарем иностранных слов”.
Задание: используя словарь, определите значение слов “спорт”, “школа”, “грамота”. 3. Сообщение третьей творческой группы – “Толковые словари”. Памятка “Как работать с толковым словарем”.
Задание: определите слово по его значению, для справок используйте толковый словарь.
4. Сообщение четвертой творческой группы – “Фразеологический словарь”. Памятка “Как работать с фразеологическим словарем”.
Задание: вставьте недостающие фразеологизмы и объясните, что они обозначают? За справками обращайтесь к фразеологическому словарю.
5. Сообщение пятой творческой группы – “Школьный словообразовательный словарь”, “Этимологический словарь”. Задания: 1). Назовите все известные вам родственные слова к слову “лес”. Проверьте правильность своего ответа по “Школьному словообразовательному словарю” А.Н. Тихонова. 2). Пользуясь этимологическим словарем русского языка, ответьте на вопрос, каково происхождение школьных слов “линейка”, “дневник”, “тетрадь”. 6. Сообщение шестой творческой группы – “Словари антонимов и синонимов”. Задание: найдите в загадке синонимы и антонимы. За справками обращайтесь к словарю синонимов и антонимов.
Обобщение. “Словари сопутствуют просвещению всюду так же, как типографии, театры, журналы и пр. Трудно представить себе человека, который знал бы свой язык в такой мере, что ему вовсе уже не нужно пособие словаря… Словарь отечественного языка есть одна из самых необходимых настольных книг для всякого образованного человека”, – утверждал И.И. Срезневский. Трудно не согласиться со словами известного лингвиста. Научившись пользоваться словарями, вы полюбите их не только за то, что они приносят большую пользу, “но и за то, что есть в них прекрасного и величественного, здесь мысли, радости, труды и горести наших предков и наши собственные, памятники общественной и личной жизни тех, кто дышал священным воздухом, которым мы дышим теперь…” (А. Франс) Поэтическим гимном слову народному и самим словарям звучит стихотворение С.Я. Маршака “Словарь”, строчкой из которого мы обозначили тему сегодняшнего урока. Прочитайте выразительно наизусть стихотворение. Сегодня мы узнали много нового о различных словарях, хотя работали не со всеми из них, а только с основными. Вы в ходе работы заполнили таблицу и теперь сможете быстро найти нужную вам информацию. (Проверка заполнения таблиц.) Сделайте вывод:
Рефлексия. Закончите предложение: Сегодня на уроке я узнал… Домашнее задание (по выбору).
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |