Преподавание русского языка Обобщающий урок в классе компенсирующего обучения по теме "Местоимение"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2023.01.28 Просмотров: 13 Ельдецова Мария Ивановна, учитель русского языка Цели:
Ход урока 1 . Объявление темы и цели урока. - Откройте тетради, запишите число, тему сегодняшнего урока: «Повторим местоимение». - Сегодня нам предстоит выполнить ряд интереснейших заданий, повторяя все о местоимении; закрепляя правописание отрицательных и неопределенных местоимений, мы совершим путешествие в царство Лени. На доске рисунок Учитель: в стране Морфология случилось несчастье - лохматая Лень заколдовала страну. И началось твориться неладное. Стали вдруг пропадать части речи: существительные, прилагательные, числительные, а вместо них появились новые слова - местоимения. Как это произошло? Инсценирование сказки «ЗЛАЯ КОЛДУНЬЯ». В далекие времена в одном царстве-государстве жили добрые и веселые люди. Они трудились не покладая рук, поэтому их государство славилось богатством и достатком. А неподалеку от этого царства среди мрачных скал в сырой пещере жила злая колдунья, которую раздражало веселье, трудолюбие и жизнерадостность. Она долго ломала голову над тем, как навредить своим счастливым соседям, чтобы они перестали работать, веселиться и радоваться жизни, и, наконец, придумала страшную месть. Схватила она свой волшебный посох, ударила им три раза о землю и прокричала: - Пусть эти счастливчики забудут свои имена; пусть дети забудут имена родителей, а родители имена детей; пусть они забудут название всего, что их окружает! Злая колдунья отбросила посох и, со злорадством потирая руки, сказала: - Вот теперь они, не понимая друг друга, обязательно рассорятся. Придет конец их счастью и радости! И в царстве наступил беспорядок... Люди стали мрачными, раздражительными, грустными. Еще ничего не понимая, они пытались объяснить случившееся, но у них ничего не получалось. Так продолжалось до тех пор, пока жители волшебного государства не догадались, что они забыли свои имена, имена своих детей, близких, название всего того, что их окружало. Как вернуть свои имена, как узнать название предметов и вещей, они не знали. И от этого очень страдали. Но вот однажды в это царство случайно попал добрый мудрец с длинной седой бородой. Люди, удрученные бедой, бросились ему навстречу и, поведав о своем горе, попросили помочь вернуть им былую жизнь, полную радости и веселья. Хорошо, я помогу вам вернуть имена, но это будет не сразу, - пообещал мудрец. - А пока я даю вам слова вместо названий и имен, которые отобрала злая колдунья. Эти слова будут только указывать на лица или предметы. Используя их, вы сможете разговаривать между собой, понимать друг друга. Например, каждый из вас о себе будет говорить Я; если вас будет много, скажите МЫ. Обращаясь к кому-либо, говорите ТЫ, а к нескольким людям - ВЫ. Рассказывая о ком-то или о чем-то, говорите ОН, ОНА. ОНО: если их много - ОНИ. А пока прощайте! Я иду к злой колдунье за вашими именами. Мудрец долго искал пещеру лютой ведьмы и, наконец, добрался до ее жилища. Он попросил ведьму вернуть жителям царства их имена. Колдунья согласилась, но с условием, что он отгадает ее хитрые загадки. Она, конечно же, была уверена, что никто никогда не сможет разгадать их. Но он разгадал. Учитель. - Давайте и мы, ребята, попробуем отгадать их вместе с мудрецом. - Каким гребнем головы не расчешешь? (Петушиным). - Какое небесное тело имеет два названия: одно - мужского, другое женского рода, третье - среднего. Поможет вам ответить на этот вопрос стихотворение. (Стихотворение читает ученик наизусть). Он, Она, Оно
- Кто же ОН, ОНО, ОНА? (Месяц, солнце и луна) Учитель. - Что означают детские слова журчей, колоток, копатка, мазелин. - Как правильно сказать:
(У рыбы нет зубов) (Слева автора инсценировки) -Так что пришлось ведьме возвращать имена жителям доброго царства. Все стало на свои места, но людям так понравились слова, которые подарил им мудрец, что с ними было жаль расставаться. И люди оставили их себе, чтобы употреблять в речи. Так как эти слова были даны вместо имен и названий предметов, то их так и назвали: «вместоимения», то есть «вместо имени», но затем буква «В« затерялась, и слова стали называться местоимениями. Учитель. -Действительно, чтобы не повторяться в речи много раз и не быть назойливым (т.е. надоедливым) Существительное, Прилагательное и Числительное вместо себя оставляют своих заместителей - Местоимения. Заместители имен такие работящие и разносторонние, что в речи они употребляются чаще своих начальников, и уж во всяком случае местоимения ОН, ОНА, ОНО, ОНИ могут заменить любое существительное. Местоимение заявляет о себе так: На доске:
Учитель. -Местоимение относится к одним из наиболее частых слов в нашей речи. По частоте употреблений они занимают 3 место после существительных и глаголов. Часто местоимения встречаются в шарадах. Давайте попробуем и мы их отгадать. Шарада - загадка, в которой загаданное слово делится на несколько частей, каждая из которых представляет собой отдельное слово. 1 ученик.
2 ученик.
3 ученик.
4 ученик .
Учитель. -Какие личные местоимения, собравшись вместе, твердят, что они чистые. (вы-мы-ты)-Но вернемся в царство Лени. Поможем выгнать ее из Морфологии. Для этого нам надо много знать, чтобы победить Лень и выполнить ряд заданий.
Первое задание. Рассказать по опорному конспекту о местоимении как о части речи.
Учитель. Смотрите, после такого прекрасного ответа лень тает. (Учитель убирает один кусочек из картинки, где изображена Лень).
Учитель. Я вижу, что вы готовы сражаться с Ленью и выполнить следующее задание, записанное на доске. Запись на доске.
Учитель. -Прочитайте выразительно и выполните задание: найдите местоимения. - К какому разряду относятся перечисленные местоимения. - На что указывают неопределенные местоимения? (На неизвестные предметы, признаки, количества). - Выписать неопределенные местоимения, графически доказать написание орфограмм. Учитель. Мы успешно справились с этим заданием, и Лень снова тает. - Вспомним, на что указывают отрицательные местоимения. - Что мы знаем о правописании отрицательных местоимений. - Эти две орфограммы спрятаны в небольшом стихотворении. - Давайте расскажем его.
Учитель. Выполним новое задание. 1. Укажите разряд выделенного местоимения в предложении Лебедь белая молчит и, подумав, говорит: «Да, такая есть девица» (1 - вопросит., 2 - относит., 3 - неопредел., 4 - личное, 5 - указат.) 2. Укажите падеж этого местоимения (1 - и.п., 2 - п.п., 3 - р.п., 4 - д.п., 5 - т.п.) 3.Каким членом предложения является это местоимение? (1 - обстоят., 2 - сказуем., 3 - определ., 4 - подлеж., 5 - дополн.) 4. Сколько всего местоимений в этом предложении? (1 - одно, 2 - четыре, 3 - два, 4 - три). Y. Выберите правильную схему этого предложения. «П»-, а. А: «П». На перфокарте, которая представляет собой таблицу, отмечен римской цифрой номер выполняемого задания, арабской цифрой - номер выбранного ответа. Задание: знаком плюс укажите свой выбор. Ключ.
Учитель. - Посмотрите, Лень снова тает (убирает кусочек рисунка). Учитель. - Выполняем следующее задание, оно сложное и требует больших знаний по написанию. РАБОТА ПО КАРТОЧКАМ 1 вариант. Карточка 1.
2 вариант. Карточка 2.
(Два ученика работают у доски). Проверка выполненной работы. Учитель. Ребята, посмотрите, Лень исчезла. Остался от нее лишь один кусочек. Это значит, что нам осталось выполнить последнее задание - разгадать чайнворд. Запись на доске. Чайнворд - это головоломка, заключающаяся в заполнении последовательно расположенных клеточек, чтобы получился отгадываемых, расположенных так, что последняя буква предыдущего слова является первой буквой последующего. Чайнворд «Местоимение». ИТОГИ УРОКА. Почти все слова в этом чайнворде - местоимения. Отгадайте, какие это слова.
Ответы: 1. Он.. 2. Нам. 3. Местоимение. 4.Его. 5. Он. 6. Нас. 7. Столько. 8. Относительное. 9.Указательное. |