Преподавание литературы Конспект урока "А тем временем где-то" по повести А.Алексина. 8-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2023.01.28 Просмотров: 34 Парсапина Мария Николаевна, учитель русского языка В нашем обществе многое изменилось за последние годы, но одно остается неизменным – потребность в доброте, сострадательности, отзывчивости. «Чтобы защитить человека, не надо спрашивать его разрешения» Цели и задачи урока:
Методические приемы: беседа, аналитическое чтение текста, инсценирование. Подготовительная работа: а) прочитать повесть самостоятельно; Оформление доски: эпиграф, портрет писателя, словарь к уроку, выставка книг писателя, детские иллюстрации к повести. ХОД УРОКА I. Сегодня мы проанализируем повесть А.Г. Алексина «А тем временем где-то...», познакомимся с героями и определим идею повести. Запишите тему урока, цель и эпиграф в тетрадь. II. Обратимся к биографии писателя.
Вопрос детям: Какие высказывания вы нашли о творчестве А.Г. Алексина? Слушаем высказывания: A. Барто: «Произведения Алексина как бы изнутри озарены светом истинной человечности»; B. Кожевников: «Произведения его озарены светом добра, высокого гуманизма, мечты, радости, удачи и горести, все поступки героев – подростков, известны автору так хорошо, что кажется, будто он сам вчера или позавчера перешагнул рубеж юного возраста». Учитель: Действия в произведениях Алексина развертываются в школе, в больнице, на стройке, но в центре всегда семья, отношения между взрослыми и детьми, поэтому произведения адресованы и взрослым и детям. Писатель своим творчеством утверждает нравственную норму поведения, он говорит о главном качестве человека – о гуманности и что дети равноправны с взрослыми в главном – в нравственной ответственности за происходящее. Лексико-семантическая работа. Как вы понимаете слова «гуманный», «нравственный»? Запишем эти слова и их лексические значения в тетрадь: гуманизм – отношение к людям, проникнутое любовью к человеку, заботой о его благе;
Учитель беседует с детьми по следующим вопросам: Учитель: Кто, по вашему мнению, главный герой повести? Расскажите о нем. Рассказ ученика. Сергей Емельянов, который учился в 6 классе, чувствовал себя счастливым человеком, ему казалось, что он имел право на проступки и ошибки, потому что его родители совершили много правильного и добросовестного, жертвовать собой не любил. Учитель: В какой семье воспитывался Сергей, расскажите о ней, пользуясь вашими иллюстрациями к повести. Рассказ ученика о родителях Сергея (Образцовая, дружная, по утрам бегают, загорелые, белозубые, в жизни все делали с перевыполнением, отец вел кружок в школе, у него были хорошие родители) Учитель: Понравились ли вам родители Сергея, чем именно? (Понравились) Учитель: Родители Сергея похожи между собой, а на кого похож Сергей? (На бабушку) Учитель: Очень редко возникает дружба между пожилыми и юными людьми, замечательную дружбу бабушки и Сергея показал автор в повести. Рассказ ученика о дружбе бабушки и Сергея, подготовленный заранее. Учитель: Автор называет их «неправильными» людьми. Какие это «неправильные» люди? «Неправильные», но не плохие, подтвердите это строчками из текста Учитель: Есть поговорка: «Скажи мне кто твой друг, и я скажу кто ты». С кем дружил Сергей? Рассказ ученика об Антоне и его дружбе с Сергеем, подготовленный заранее. (Добросовестный, надежный, готов всегда прийти на помощь, дружили больше двух лет, давал Сергею списывать.) Учитель: Как жилось Сергею-младшему в семье? (Безмятежно, счастливо, беспечно) Учитель: Какой событие перевернуло всю его жизнь? (Он получил два письма, адресованные Сергею Емельянову) Подготовленный ученик читает текст письма из книги. Учитель: Скажите, как вы относитесь к тому, что Сергей прочитал чужое письмо? (Отрицательно, читать нельзя) Учитель: Что понял Емельянов – младший из письма? (Это не первое письмо его отцу с просьбой о помощи.) Учитель: Прочитав письмо, Сергей встревожился. Скажите, о чем переживал Сергей? (О спокойствии своей семьи) Учитель: Обращался ли Сергей к кому-нибудь за помощью? (Нет) Учитель: Что решил предпринять Сергей? (Он решил сам защитить образцовость своей семьи, сам пойти к Нине Георгиевне) Учитель: Кто такая Нина Георгиевна? Рассказ ученика о Нине Георгиевне, подготовленный заранее (Вид усталый, лицо бледное, утомленное, но темная коса молодила ее, близорукая, работает врачом в школе, голос удивительно мягкий, спокойный, доброта – вот что в ней главное) Учитель: Что увидел Сергей на стене в комнате Нины Георгиевны? (Портрет своего отца) Учитель: Какой был отец на фотографии? (Худой, взгляд растерян, размышления Сергея «он был мужем Нины Георгиевны, но оставил ее») Учитель: Что Сергей узнает о своем отце от Нины Георгиевны? (О болезни отца – жестокая бессонница, благодаря Нине Георгиевне он выздоровел, она его лечила, помогала заочно учиться) Учитель: Осуждает ли отца Сергея Нина Георгиевна? (Нет, она говорит «Отец у тебя замечательный») Учитель: Замечательным для нее был и Шурик, которого нашли настоящие родители и который теперь уходит от Нины Георгиевны. Его она тоже оправдывает. Посмотрим сцену, которую подготовили ребята и потом прокомментируем ее. Два ученика исполняют сцену ухода Шурика, подготовленную заранее. Учитель: Как вы оцениваете поступок Шурика? (Поступил жестоко, надо было проститься, такие люди, как Шурик, страшны) Учитель (о роли детали в повести): Скажите, почему портреты отца Сергея и Шурика висят рядом в комнате Нины Георгиевны? (Для нее они были самыми дорогими людьми, и еще автор подчеркивает, что они очень похожи своей жестокостью, холодностью, безразличием, равнодушием.) Обсуждение иллюстраций, подготовленных детьми к урок, выбор лучших Учитель: С помощью равнодушия творится зло, подлость. Вспомним слова о равнодушии: «Не бойся врага – он может только убить, не бойся друга – он может только предать, бойся равнодушных, так как именно равнодушие порождает злобу и предательство». Учитель: Скажите, как изменилась жизнь Сергея после встречи с Ниной Георгиевной? Прочитаем размышления Сергея: «Из моей жизни ушла беспечность, я был уже не таким счастливым, как раньше, я стал чаще задумываться, немного отяжелела моя голова, то и дело я мысленно сравнивал отца с Шуриком». Учитель: Мог ли Сергей в такой ситуации оставить Нину Георгиевну одну? (Нет, «из меня уходило детство, была потребность быть чьим-то защитником») Учитель: Каким поступком Сергей доказывает, что он не способен на предательство? (Обмануть Нину Георгиевну он не мог, сдает билет в кассу и едет на все лето к Нине Георгиевне, «третьей потерей Нины Георгиевны он не мог стать») Учитель: Дайте оценку поступку Сергея. (Он не дает восторжествовать несправедливости, отец не смог ответить добром на добро, теплом на тепло, не смог и Шурик, но Сергей заполнил вакуум, образовавшийся вокруг Нины Георгиевны) Учитель: Докажите, что классный руководитель, говоря слова: «Яблоко от яблони далеко не падает, но я вижу это не верно, иногда падает очень далеко», прав. (Дети рассуждают о непохожести Сергея на родителей) III. Разговор о Сергее после анализа повести по следующим вопросам: – Что для вас значит «хорошее сердце и правильная душа»? Учитель: Запишите в тетрадь основные качества его характера IV. Учитель: Проанализировав повесть, мы можем назвать тему и идею произведения, но прежде вспомним, что такое «тема» и «идея». Ответы учащихся: Тема – предмет повествования, изображения, исследования. Учитель: Повесть Алексина называется «А тем временем где-то...». В конце названия стоит многоточие, что этим хотел подчеркнуть автор? (Кто-то где-то нуждается в нашей помощи) – Сегодня на уроке мы познакомились с одной из повестей А.Г. Алексина. Эта повесть – глубокое размышление писателя о добре и зле, которое существует не только где-то, но находится в самом человеке, и победить зло не просто, но нужно стараться. V. Домашнее задание. Прочитать повесть Алексина «Безумная Евдокия» и написать отзыв об этой повести. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |