Преподавание литературы Проблема нравственного выбора в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2023.01.27 Просмотров: 32 Щипило Людмила Васильевна, учитель русского языка и литературы Цели урока: обучающие цели:
Развивающие цели:
Воспитывающие цели:
Тип урока: комплексное применение знаний. Этапы урока:
Оборудование: тексты повести “Капитанская дочка”, презентация, рабочие тетради. Ход урока 1. Подготовительный этап - Приветствие учителя. - Сообщение темы урока, постановка целей урока. Актуализация знаний, эмоциональный настрой. Чтение стихотворения Ю. Левитанского.
Строчки из этого стихотворения: “Дьяволу служить или пророку каждый выбирает для себя”, - возьмём эпиграфом к уроку. 1. Как вы понимаете смысл этих слов? 2. Часто ли вы стоите перед выбором в своей жизни? 3. Какие качества мы называем нравственными? 4. В каком слове эпиграфа заключено значение выбора? 2. Основной этап Как не ошибиться в жизни? Не оступиться? Как выбрать правильный путь? Ответы на эти вопросы мы можем найти в литературе. Главный герой повести “Капитанская дочка” Пётр Гринёв тоже втянут в водоворот жизненных событий и очень часто оказывается перед выбором. Назовите такие эпизоды. Для анализа возьмём 4 эпизода.
Работа в группах. (Поставлены цели, ознакомлены с работой в группах). Задание 1 группе 1. В главе “Сержант гвардии найдите эпизод, когда Гринёв встречается с Зуриным (со слов “В ту же ночь приехал я в Симбирск…”). 2. Ответьте на вопросы.
3. Представьте работу группы в виде развёрнутого ответа. Задание группе 2 1. Откройте главу “Поединок”. 2. Найдите ответы на вопросы.
3. Представьте работу группы в виде развёрнутого ответа. Задание группе 3 1. В главе 7 “Приступ” найдите эпизод, когда Гринёв оказался перед Пугачёвым, чтобы присягать ему (со слов “Пугачёв сидел в креслах на крыльце”). 2. Ответьте на вопросы.
3. Представьте работу группы в виде развёрнутого ответа. Задание группе 4 1. В главе 8 “Незваный гость” найдите эпизод, когда Гринёв встречается с Пугачёвым на военном совете (со слов “Несколько минут состоялось обоюдное наше молчание…”). 2. Ответьте на вопросы.
3. Представьте работу группы в виде развёрнутого ответа. На работу в группах – 5 минут. Отчёт групп о проделанной работе. Задание классу. После представления отчета группы должны заполнить соответствующую графу таблицы в рабочей тетради. Проявление нравственных качеств Петра Гринёва в разных жизненных ситуациях.
Вывод: ____________________
3. Итог на рефлексивной основе Слова отца – это не просто кодекс чести офицера, это кодекс чести порядочного честного человека. Пётр Гринёв с достоинством проходить через все жизненные испытания, выбирая такие нравственные понятия, которые отличают честного человека. Как пришли к выводу? Работали по схеме (восстановили по ходу урока). 1. Назвали героя. 2. Выбрали эпизоды. 3. Дали оценку выбору героя. 4. Нашли истоки поступков. 5. Вернулись к теме урока. - Справились ли с поставленными целями? - Кто из героев повести ещё стоит перед выбором? - Можем ли воспользоваться полученной схемой? - Почему произведение изучают в 8 классе? Восьмиклассник-подросток тоже стоит перед выбором, потому что взрослеет. Он должен быть готов к взрослой жизни. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |