Преподавание литературы
Урок литературы в 11-м классе "Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве. Лагерная тема. Рассказ А.И. Солженицына "Один день Ивана Денисовича"
Добавлено: 2022.09.14
Просмотров: 26
Драйцева Виолетта Николаевна, учитель русского языка и литературы Класс: 11. Роль и место данной темы в курсе: По КТП урок в теме «А.И. Солженицын» – урок №1. Продолжительность урока: 40 минут. Цель: Подведение учащихся к осмыслению трагической судьбы человека в тоталитарном государстве. Задачи: - Провести комплексный анализ произведения;
- Формировать собственное отношение к героям рассказа, тем самым способствовать развитию активной жизненной позиции, умения отстоять собственную точку зрения;
- Развивать навыки исследования художественного текста.
Учебно-методическое обеспечение: - Программа общеобразовательных учреждений. Литература, 5-11 класс. (Базовый уровень. Под ред. Коровиной В.Я. М.: Просвещение, 2007)
- Лебедев Ю.В. Литература 2 часть (Базовый и профильный уровни) М.: Просвещение, 2007 – с.266-269
- Золотарева И.В. , Егорова Н.В.Поурочные разработки по литературе. М.: Вако, 2007 – с.197-216.
- Лакшин В. Я. Друзья и недруги Ивана Денисовича //Лакшин В.Я. Пути журнальные. – М., 2006
- Чудакова М.О. Сквозь звезды к терниям: Смена литературного циклов //Чудакова М.О. Литература советского прошлого.- М.,2001
- Лейдерман Н., Липовецкий М. Между хаосом и космосом. – Новый мир, 2008, №7
План занятия: Этапы урока | Временная реализация | 1) Определение темы, эпиграфа. Формулировка проблемного вопроса | 2 мин | 2) Художественная выставка «Биография Солженицына» | 4 мин | 3) Историческая справка о времени 50-60-х гг. 20 столетия | 1 мин | 4) Биографическая справка (Арест и пребывание в лагере) | 1 мин | 5) Художественный анализ текста: а) тема, идея, композиция, роль рассказа; б) проблемное изучение вопросов: «Человек на войне», «Искусство как источник духовного развития», «Роль колхозов в социалистическом строительстве (утопическая роль)». | 13 мин 10 мин | 6) выводы по проблемному вопросу | 5 мин | 7) домашнее задание | 5 мин | Ход урока «Я благодарю вас от имени миллионов мертвых, десятков тысяч сохранивших жизнь. Я давно ничего столь цельного, столь сильного не читал. Повесть – как стихи!» В. Шаламов I. Звучит песня М. Круга «Конвой» II. Сообщается тема и цель урока. III. Слово учителя. Прежде, чем приступить к анализу рассказа, хочу отметить, что рассказ – символ целой эпохи. С него начинает своё официальное развитие «лагерная тема». Посмотрите, как о нём отозвались бывшие узники сталинских лагерей, (читаем эпиграфы). Давайте вместе с вами вспомним о том времени (сообщения учащихся): - Какие факты биографии Солженицына нашли отражение в рассказе? (Все вопросы записаны на доске. Задания даны индивидуально и по группам на предыдущем уроке.)
- История создания рассказа. (Записи в тетрадях).
- Смысл названия рассказа. (Записи в тетрадях).
IV. Тематика рассказа: лагерная жизнь, жизнь в деревне (последствия коллективизации), о советском искусстве. V. Лагерный мир: режим, порядки, быт, пейзаж. VI. Главный герой. - Прошлое. Как попал в лагерь? Что помогло устоять, остаться человеком?
- Какой эпизод является заявкой рассказа? (поход с санчасть)
- Как развиваются события дальше?
Вывод: Лагерь является отражением всего мира тоталитарной системы. - Какой эпизод – кульминация? (кладка стены)
- Что является развязкой? (засыпал Шухов, вполне удовлетворенный)
- Почему день, изображенный в рассказе, герой считает счастливым? (Щухов чаще отмечает не то, что с ним произошло, а то, что не произошло)
VII. Как изображены другие герои из народа? За что осуждены? О чём говорят лагерные сроки? О ком автор говорит с симпатией? - Бригадир Тюрин, биография, столкновение с Дэром. (Текст стр. 107, 137-140).
- Кавторанг Буйновский, столкновение с Волковым. (Текст стр. 101, 103, 111, 127, 170-171).
- Латыш Кильдигс – первый в бригаде мастер. (Текст стр. 111, 113, 120).
- Сенька Клевшин. (Текст стр. 111).
- Баптист Алёшка. (Текст стр. 175-178).
- Ю – 81. (Текст стр. 163, зачитать).
- Кинорежиссер Цезарь Маркович. (Текст стр. 99, 108, 129, 147).
- Павло, Гопчик, Фетюков, фитили, доходяги, стукачи.
VIII. Лагерные «придурки»-лакеи: дневальные по бараку, десятник Дэр, наблюдатель Шкуропатеико, парикмахер, бухгалтер – «первые сволочи, сидевшие в зоне, ниже дерьма». (Текст стр. 158). IX. Какие моменты рассказа можно отнести к лучшим страницам? (Текст стр. 104 – строительство ТЭЦ, 112, 130). Какие запомнились? X. Главная мысль рассказа. (Всем людям помогает выжить вера в конечную справедливость) XI. Язык произведения. XII. Точки зрения автора и героя. Схожи? Противоположны? XIII. Назвать проблемы: - «Лагерь – отражение тоталитарной системы»
- «Человек на войне»,
- «Искусство как источник духовного развития»,
- «Роль колхозов в социалистическом строительстве (утопическая роль)»
Вывод: Жестокая эпоха тоталитаризма не убила в Иване Денисовиче черты характера русского мужика, смекалистого, деликатного, работящего, порядочного. XIV. Уроки на будущее. Я надеюсь, что сегодняшняя встреча с рассказом А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» останется у вас в памяти надолго. Я выражаю уверенность: каждый сидящий сегодня на уроке останется человеком в любом жизненном испытании. И может быть , вы совсем по-новому будете смотреть на людей, вас окружающих, и будете ценить в них те самые прекрасные свойства души, о которых мы с вами говорили и которым посвящены строчки Булата Окуджавы. Ими я и хочу закончить сегодняшний урок: Совесть, благородство и достоинство – Вот оно, святое наше воинство. Протяни ему свою ладонь, За него не страшно и в огонь Лик его высок и удивителен. Посвяти ему свой краткий век. Может, и не станешь победителем, Но зато умрешь, как человек. XV. Д.з. О чем заставил меня задуматься рассказ Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Сочинение-рассуждение. |