Преподавание литературы Урок литературы по произведению А.Экзюпери "Маленький принц". Тема урока "У каждого человека свои звезды…"Добавлено: 2022.09.13 Просмотров: 45 Соколова Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы Образовательные цели:
Развивающие цели:
Воспитательные цели:
Оборудование: портрет А.Экзюпери, иллюстрации к сказке – повести, записи на доске. Тип урока: интегрированный (литература, музыка, изобразительное искусство). Форма урока: урок открытых мыслей. Методы:
Записи на доске:
В начале урока звучит музыкальная композиция “Город детства”. Учитель: На предыдущем уроке мы начали разговор о пилоте, конструкторе, изобретателе, писателе, о бесконечно добром и заинтересованном в мировой справедливости человеке – Антуане Экзюпери. Его герои – искатели не только приключений, а правды, истины, справедливости и добра. Они и приводят нас, читателей, к душевной мудрости: “ведь зорко одно лишь сердце”. Сегодня на уроке мы поговорим о его “Маленьком принце” – фантастической сказке для детей и серьезном произведении, наполненном философским смыслом для взрослых. Дома надо было подумать над тематикой, идеей и проблемой этой повести. – Какие темы освещает А.Экзюпери в своем произведении? Ученики: – взаимоотношения между детьми и взрослыми Учитель: Какова идея произведения? Ученики: Показать, что имеет в жизни настоящую ценность. А это забота, преданность, дружба, любовь и доброта… Учитель: Какова же главная проблема сказки – повести? Ученики: Это проблема взаимоотношения между детьми и взрослыми Учитель: Да, по мнению А.Экзюпери, хотя “все мы родом из детства”, “одни только дети знают, чего ищут”, потому что “эти взрослые – все-таки очень странные люди”. Но дети еще не знают или взрослые уже забыли, что такое забота, нужность, милосердие, дружба, понимание и любовь… И сегодня на уроке мы поговорим о пути познания этих важных жизненных ценностей, которые так нужны детям и которые необходимо вспомнить взрослым. Итак, путь… – Как понять высказывание: у каждого человека свой путь? Ученики: Значит, у каждого своя дорога в жизни. Учитель: Какой путь совершает Маленький принц? Ученики: Путь к познанию окружающего мира и определению жизненных ценностей. Учитель: Что узнал за все время пути Маленький принц? ( Рассказать, с кем и с чем он встретился на каждой из планет). Учитель: Какие мудрости постиг Маленький принц за время пути? Зачитайте афоризмы из повести. Ученики зачитывают: – Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. – Зорко одно лишь сердце. – С каждого надо спрашивать то, что он может дать. – Себя судить куда труднее, чем других. – Светильники надо беречь: порыв ветра может их погасить. – Самая большая роскошь на свете – это роскошь человеческого общения. – Одни только дети знают, чего ищут. Учитель: К какому выводу всегда приходил маленький принц, покидая ту или иную планету? Ученики: – Он приходил к выводу, что “эти взрослые все-таки очень странные люди” – Самое страшное в мире, что люди не видят главного – красоты природы и человеческих отношений, правды, искренности, дружбы, заботы о близких. Учитель: А как вы думаете, почему это происходит? Ученики: Потому что их взгляд утратил чистоту и непосредственность ребенка!! Учитель: Итак, ДЕТСТВО – это отправная точка пути? Или конечный пункт? А что же тогда такое ВЗРОСЛОСТЬ? Непростые вопросы. Чтобы попытаться ответить на них, переходим к выполнению творческого задания. – В какой бы последовательности вы расположили эти понятия и почему? Объясните. Ученики представляют свои варианты (кто-то изображает эти понятия на прямой, кто-то на окружности, кто-то на параллельных линиях…) Учитель: А теперь попробуйте вывести формулу добра. Можете использовать любые понятия, которые, на ваш взгляд, подходят для выполнения этого задания.(Пока ребята работают звучит музыкальная композиция “Млечный путь”.) Ученики выводят свои формулы: – Любовь + понимание + забота – Помощь + милосердие А сейчас постарайтесь нарисовать мир взрослого и ребенка. (Рисунок необходимо объяснить) Учитель: А.Экзюпери в детстве называли звездочетом, а сам он говорил, что его домом было усыпанное звездами небо…И есть у него еще одна замечательная фраза-афоризм: “У каждого человека свои звезды”. Чтобы ее понять, давайте познакомимся со сказкой Г.Цыферова “Что такое звезды”. – А что такое звезды? – спросил однажды кузнечик. Лягушонок задумался и сказал: – Большие слоны говорят: “Звезды – это золотые гвоздики, ими прибито небо”. Но ты не верь. Большие медведи думают: “Звезды – это снежинки, что забыли упасть”. Но и им ты тоже не верь. Послушай меня лучше. Мне кажется, виноват большой дождь. После большого дождя растут большие цветы. А еще мне кажется, когда они достают головой небо, то они и засыпают там, поджав длинные ножки. – Да, – сказал кузнечик. – Это больше похоже на правду. Звезды – это большие цветы. Они спят в небе, поджав длинные ножки. Учитель: Как вы думаете, почему все герои давали свои объяснения происхождению звезд? Ученики: Потому, что это им понятнее и ближе. И они все правы. Учитель: Да, несмотря на то, что у каждого человека свои мечты, планы, свое понимание жизни, “все люди вокруг нас везде и всюду стремятся к одному и тому же…” – к своим звездам. Стремятся быть понятыми, счастливыми, нужными, Любимыми!!! – А Маленький принц нашел свой путь к звездам? Ученики: Нашел, он понял, что для него важнее всего чувство ответственности, заботы, дружбы, поэтому он и мечтал вернуться к своей розе. Учитель: Тогда почему, если он нашел, что искал, “бархан пустыни – самый печальный пейзаж на свете”? Ученики: Именно там появился на Земле Маленький принц, а потом исчез… Учитель: Как вы думаете, почему автор именно так завершает свою сказку? Ученики: Маленький принц выполнил свою миссию – он показал, что является главным в людском общении и как важно это ценить. Учитель: Правильно. Наш герой многому научил детей и предоставил возможность взрослым вспомнить о жизненных ценностях. И все мы, взрослые и дети, счастливы, что “ знали его когда-то”. Домашнее задание: Сочинить свой афоризм на тему жизненных ценностей. |