ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Урок литературы "Малая проза" А.В. Вампилова. Рассказ "Финский нож и перситская сирень"

Добавлено: 2022.09.12
Просмотров: 45

Шумилова Тамара Владимировна, учитель русского языка и литературы

Оформление: портрет А. В. Вампилова, литературная газета, выставка книг с рассказами писателя.

Цели урока: пропаганда жизни и творчества А. Вампилова, стремление вызвать интерес к личности писателя, воспитание любви к малой родине через приобщение к творческому наследию А. Вампилова. Вовлечение учащихся в разговор о вечных ценностях, о смысле человеческой жизни, в ходе аналитической беседы помочь учащимся понять и оценить поведение главного героя, совершенствовать навыки анализа текста.

Предварительное домашнее задание:

1. Приготовить рассказ: “А. Вампилов в воспоминаниях”.

2. Сообщение: “Некоторые факты из биографии А. Вампилова”.

3. Прочитать рассказ “Финский нож и персидская сирень”.

3. Творческие задания по группам:

1-я группа анализирует начало рассказа и отвечает на вопросы:

- Каким настроением проникнуто начало произведения?

- Можно ли услышать позицию автора?

2-я группа наблюдает за тем, каким рисуется герой, его настроение, поступки, отношение с дядей. Как читатель относится к нему?

3-я группа “вслед за автором” наблюдает за развитием событий и отвечает на вопросы:

- Какие обстоятельства повлияли на формирование характера героя? Почему он не был счастлив?

- Как вы понимаете выражение: “Воровать он не любил - ему больше нравилось грабить?”.

4-я группа анализирует эпизод встречи Оленьки Беляниной и героя.

- Оленька – это исключение из обстоятельств или их продолжение?

5-я группа наблюдает за разговором героя и Оленьки.

- Кто она “голубоглазый враг” или друг?

- Как автор относится к Оленьке?

6-я группа

- Как, по-вашему, сложится дальнейшая судьба героя? Прокомментируйте последние строки рассказа.

Индивидуальное задание:

Чтение стихотворения П. Реутского “Вспоминайте меня весело”.

Вспоминайте меня весело,
Словом, так, каким я был.
Что ты, ива, ветви свесила,
Или я недолюбил?
Не хочу, чтоб грустным помнила.
Я уйду под ветра гик.
Только песни, грусти полные,
Мне дороже всех других.
По земле ходил я в радости.
Я любил ее как бог,
И никто мне в этой малости
Отказать уже не мог…
Все мое со мной останется,
И со мной , и на земле.
У кого-то сердце ранится
На моем родном селе.
Будут весны, будут зимы ли,
Запевайте песнь мою.
Только я, мои любимые,
С вами больше не спою…

Эпиграфы к уроку:

Случай, стечение обстоятельств иногда становятся самыми драматическими моментами в жизни человека.

А. Вампилов.

Тайна бытия человеческого не в том, чтобы только жить, а в том, для чего жить.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Нам сегодня предстоит удивительная встреча с замечательным художником слова

А. Вампиловым, его “малой прозой”, которая, по словам одного критика, до сих пор остается неоцененной. Она как бы находится в тени его “большой” драматургии. В. Распутин сказал:

“Он был талантлив вдвойне - и как человек, и как писатель. Талант человека есть исходящее от него тепло, к которому тянутся, чтобы согреться. Мир может быть лучше или хуже, но в нем всегда неуютно. И душевный дар человека, способный дать утешение, нужно считать огромным богатством- тем же источником, к которому припадают в жажде”. Именно таким источником являются произведения А. Вампилова.

Искренность, душевность и доброта пронизывают все творчество А. Вампилова. Он своих героев брал, что называется, в своей среде. Вот почему они такие живые.

Вспомним, писатель говорил: “Среда – это то, как каждый из нас работает, ест, пьет, что каждый из нас любит и чего не любит, во что верит и чему не верит, а значит, каждый может спросить самого себя со всей строгостью: что в моей жизни, в моих мыслях, в моих поступках есть такого, что дурно отражается на других людях?. . ”.

2. Что дают нам воспоминания людей, знавших Вампилова, для понимания истоков его творчества, духовного мира? (Сообщения учащихся).

2. Краткое изложение.

Дмитрий Сергеев (товарищ Вампилова) вспоминал: “На всех фотографиях Саня похож на себя”. Как бы продолжая эти строки, В. Курбатов пишет: “Я много пересмотрел этих фотографий - на них везде один человек - на любительских, персональных. Это случается не часто…, такая похожесть на себя как раз лучше любых свидетельств говорит о счастливой цельности, о равенстве человека самому себе, о надежном его единстве и согласии с судьбой”.

В. Распутин: “Вместе с Вампиловым в театр пришли искренность и доброта - чувства давние, как хлеб, и, как хлеб же, необходимые для нашего существования и для искусства…”, “кажется, сама совесть навсегда осталась в нашей литературе”.

Чтец читает стихотворение П. Реутского “Вспоминайте меня весело”.

3. Сведения о жизни и начале творческого пути А. В. Вампилова (сообщения учащихся).

Краткое изложение.

А. Вампилов родился в Кутулике под Иркутском в 1937 году, когда вся страна говорила о Пушкине, убитом ровно 100 лет назад. Его и назвали Александром в честь поэта. Он знал полные жизнелюбия строки гения:

Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет…

В юности зачитывался Н. В. Гоголем, В. Г. Белинским, любил рыбную ловлю, охоту. После окончания школы учился на историко-филологическом факультете Иркутского университета, с 1960 года работал в редакции областной газеты “Советская молодежь”. Увлекся драматургией, стал писать пьесы. В 1965 году А. Вампилов привез в Москву, в театр “Современник” пьесу “Нравоучение с гитарой”, которая впоследствии была названа “Старший сын”. При жизни Вампилова были поставлены всего две пьесы - “Прощание в июне” и “Старший сын”.

Шли годы застоя, и не обо всем можно было писать прямо, открыто. Молодого драматурга глубоко волновали проблемы нравственности. Его произведения написаны на жизненном материале того времени. Пробуждение совести, воспитание чувства справедливости, добра и милосердия – вот основные мотивы его пьес.

С первых курсов университета А. Вампилов стал писать рассказы.

В 1961 году вышла первая книга молодого автора – сборник юмористических рассказов

“Стечение обстоятельств” (под псевдонимом А. Санин).

Слово учителя.

- Откроем для себя рассказ “Финский нож и персидская сирень”.

Учащиеся вспоминают, какие произведения называются рассказами? Что в них главное?

Учащиеся отмечают, что самое главное – это открытие автором или его персонажами такого знания о себе и о жизни, какого не было раньше в их опыте.

Поможем учащимся стать “талантливыми читателями”, умеющими заглянуть в душу героя, оценить свое поведение.

В своем блокноте Вампилов написал: “Я люблю людей, с которыми все может случиться”.

Беседа о героях рассказа, их поступках, о позиции автора, о тех нравственных открытиях, которые можно сделать после прочтения произведения.

- Что же случилось с героями рассказа?

(Учащиеся кратко пересказывают текст).

- Определите завязку рассказа (“Последнее время у него не было денег…” или “Заметил белое платье - мелькнула мысль…”)

- Какова кульминация? (Когда растерялся? Когда понял, что его “считают честным человеком? Когда улыбнулся? Когда ему вдруг захотелось “говорить, говорить…”).

(Учащиеся могут назвать несколько вариантов. )

- Почему мы не можем дать однозначный ответ?

(Действие в рассказе течет замедленно, звучат истории дяди, героя, дается описание Оленьки).

- По мнению критиков, например, Н. С. Тендитник: “Герой шел грабить, но пораженный простодушием жертвы, совершенно потерян”.

- Можете ли вы с этим согласиться? Кто здесь жертва? Оленька? Герой?

Ю. М. Мостков пишет: “Герой (точнее, антигерой) сам себя обокрал, сам исковеркал свою жизнь, отторгнув себя от людей”. Так ли это?

- Проведем исследование.

Заслушиваются ответы творческих групп.

Заключительное слово учителя.

Подводя итог нашим размышлениям, надо сказать, что, действительно, в жизни героя случай сыграл огромную роль. Он, возможно, заставит его задуматься над жизнью. Автор показывает, как сталкиваются добро и зло. Герой грабил, чувствовал силу над людьми, студенты его раздражали, но он ощущает какую-то обреченность, безнадежность.

- Впервые рассказ был напечатан в газете “Иркутский университет”, назывался

“Персидская сирень”, как вы думаете, почему Вампилов расширил название? Почему финал рассказа открытый?

- Ради чего Вампилов написал это произведение?

- Вампилову грустно от несовершенства человеческих отношений. Как в жизни много зависит от наших поступков, как они влияют на жизнь других людей?

Конечно, об этом задуматься легко, а как что-то исправить в своей жизни? Это трудно. Для Вампилова так важно: “Останешься ли ты, человек, человеком? Сумеешь ли ты превозмочь все то лживое и недоброе, что уготовано тебе во многих житейских испытаниях…?”.

В этом и заключается философия А. Вампилова - философия обыденной жизни, возможности открытия себя, прозрения.

И закончить нашу встречу хочется словами писателя: “Без веры и любви, без духовного начала, которое определяет мысли и поступки, без осознания, для чего человек живет, он мельчает, теряет человеческую суть, без которой он мертв при жизни, приготовил себя к духовной смерти”.

Домашнее задание:

Написать отзыв о рассказе.

Литература

  1. Распутин В. Г. Истины Александра Вампилова. Иркутск, Восточно-Сибирское книжное издательство, 1977.
  2. Александр Вампилов. Пьесы. Иркутск, Восточно-Сибирское книжное издательство,1987.
  3. Александр Вампилов. Рассказы и очерки. Издательство Иркутского университета, 1997.
  4. Крупина Л. Н. “Писать надо о том, от чего не спится по ночам”. // Литература в школе. - 1992-№2.
  5. Тендитник Н. С. Ранний Вампилов // Вампилов А. Дом окнами в поле. Иркутск. 1991.
  6. Александр Вампилов. Драматургическое наследие. Иркутск. 2002.
  7. Дубровина Л.П. Рассказ А.Вампилова «Финский нож и персидская сирень» 8 класс.// Литература в школе.-2005.-№3